Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика европейского романтизма




Конец 18 в. связан с французской революцией. Появляется из ощущения изменчивости исторического времени, из разочарований просветителей. Французская революция заканчивает эпоху просветительства, воплощает идеалы просветителей, но и демонстрирует узость идеалов.

Промышленный переворот в Англии – бесшумная революция. Привел к тому, что многие негативные стороны капитализма стали видны.

Всплеск национально-освободительных движений в первой четверти 19 в., охватившие Европу и Латинскую Америку. Конец 18 – начало 19 в. воспринимался как эпоха потрясений. Рождается ощущение неустойчивости жизни, революционной ломки и бурного движения. Эти бури, как считали ранние романтики, несут человеку свободу, приветствовали фр. революцию как новую эпоху, как начало нового периода в истории человечества. Но довольно быстро разочаровались, т.к она несет многие пороки старого (жестокость). На политическую арену выходят далеко не идеальные люди (филистер в Германии).

В течение нескольких лет происходит переворот в сознании (от восторга до разочарования в революции, и сформировывается романтизм. Эстетику романтизма формируют поиски идеала. Философия Прсвещения оказалась не в состоянии объяснить многие вещи. Просветители судили о многих вещах очень однозначно. Изменилась сама эпоха: гений свободы стал тираном (Наполеон). Просветители этого объяснить не могут, поэтому их метафизика отступает. Также несостоятельным оказывается рационалистический способ мышления.

Французская революция и ее последствия вскрывают социальную ограниченность просветителей. Наступило царство буржуа, филистеров, соответственно романтики разочаровываются в своих предшественниках. Их не устраивает просветительский взгляд на мир (он сложнее, многообразнее, он развивающийся), на человека (он неоднозначен, непрост), на искусство.

Просветители и классицисты понимали искусство как средство для, как инструмент. Романтики считали, что искусство – это высшая сфера человеческой деятельности, оно само по себе цель, оно само по себе ценно, как жизнь. Стирание границ между жизнью и искусством, искусство мыслится как еще одна форма действительности, только более чистая и высокая. Романтики пытаются приблизить жизнь к искусству, но с другой стороны, говорят, что искусство – это вершина жизни, ее цветение. Жизнь романтического художника – это сюжет, который не был написан. Таким образом, жизнь становится как бы игрой по законам искусства. Отождествляется герой и автор произведения. Искусство теперь не воспринимается как зеркало, которое отражает жизнь, оно перетекает в жизнь. Искусство гораздо выше ремесел и наук. В нем человек познает самого себя, познает мир, в нем человек равен Богу, он творит, оно дает человеку возможность быть самим собой. Искусство может пропагандировать какие-то идеи, но это не главное для него. Искусство – это творческая деятельность по пересотворению жизни.

Художественное произведение живет по тем же законам, что и природа, произведение не делается, оно рождается, появляется это маленькое подобие мира. Искусство – это сакральная деятельность, поэтому часто герой у романтиков художник (поэт, музыкант). Художник видит в жизни приближение абсолюта (Шеллинг). Абсолют – высший смысл, появление божества, вечное движение жизни. Он есть везде: в картине, написанной вдохновенно. Его нужно суметь развоплотить. Он принимает разные формы, воплощается во что угодно. Главной задача искусства – развоплотить абсолют. Человек должен служить искусству. Художник – жрец искусства.

Романтики много внести в эстетику. Они заметили сочетание в искусстве духовного и материального. Искусство – это гармония физического и духовного, это пересечение полета фантазии и расчета. Суть искусства не в том, что оно познает действительность, а в том, что оно ее совершенствует. Важным становится понятие жизни как совокупности разных возможностей. Блистательный выбор есть у человека всегда. Искусство раскрывает неиспользованные возможности. Значимой становится фигура ребенка – у него все впереди, он может стать кем угодно. Ощущение постоянного выбора перед человеком связано с тем, что романтики очень ясно воспринимают вихрь истории, вовлеченность каждого человека в этот процесс.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.