Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические конфликты и способы их разрешения




Конфликты являются одним из фундаментальных аспектов политической действительности. Не случайно в западной политической науке развитию теории конфликтов уделяется довольно большое внимание. Сложилось даже целое направление исследований в данной области - конфликтология.

 

Среди множества типов конфликтов наиболее сложным и запутанным явлением является политический конфликт, т.к. он зачастую вбирает в себя все существенные признаки других конфликтов, в т.ч. межнациональных, военных, этнических, религиозных и т.п. Чтобы предотвратить появление политического кризиса, способного привести к изменению политического строя в стране, необходимо знать, что лежит в основе этого кризиса или конфликта, почему он возник, каковы пути его разрешения. В политологии эта проблема сравнительно новая, особенно в нашей стране, где долгое время считалось, что в нашем обществе нет кризисов, а конфликты, если и происходят, то только на межличностном уровне. Какова же сущность политического кризиса и конфликта? В чем разница между ними? Ответить на эти вопросы и призвана данная часть пособия.

Конфликт (лат.conflictus) - столкновение противоположных сил, интересов, мнений, взглядов; серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой. Кризис (греч. krisis - решение) - переломный момент [1] Политический конфликт - это столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями. Политический кризис - переломный момент в политической жизни страны, когда в силу ряда обстоятельств старая политическая система не может нормально функционировать, требуется её обновление и дальнейшее развитие.

Проблема теории конфликта своими корнями уходит в далекое прошлое. Её исследованию были посвящены изыскания Сократа, Платона, Эпикура, Полибия, Н.Макиавелли, А.Смита, Гегеля и др. мыслителей и философов прошлых веков. Большое внимание конфликтам в обществе в своих трудах уделил Н.Макиавелли, который рассматривал конфликты различного уровня и отмечал их положительную роль в развитии общественных процессов.

Впервые конфликт, как социальное явление, был исследован Адамом Смитом в его работе " Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776г.), где он отмечал, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество. Гегель также видел среди главных причин конфликта социальную поляризацию между "накоплением богатства", с одной стороны, и " привязанного к труду класса", с другой стороны. [2]

Версии конфликта разрабатывались также и теми, кто не был увлечен социалистической идеей. Так, согласно точки зрения Г.Спенсера, конфликт неизбежен и стимулирует развитие общества. По Г.Зиммелю, конфликт определяется как одна из форм разногласий, как социализирующая сила, объединяющая противоборствующие, но взаимосвязанные стороны. Между марксистской теорией конфликта и подходом Зиммеля есть принципиальное различие. Маркс, например, экстраполировал противоречия труда и капитала на весь рабочий класс и буржуазию, противопоставляя их друг другу. Зиммель же обращался к конкретным конфликтам, не пытаясь на них строить метатеорию. Как следствие, марксова теория вылилась в одномерную линию классовой борьбы, тогда, как в противоположной теории положительная роль конфликта виделась не в расколе общества, а в его адаптации к существующим проблемам. Следует признать, что в теории марксизма-ленинизма проблема конфликта получила упрощенное толкование, т.к. она по своей сути сводилась лишь к столкновению между антагонистическими классами. А так как таковых в социалистическом обществе не было, данную проблему теоретически не исследовали.

В новых условиях, когда общество осознало, что конфликты являются неизбежным явлением общественной жизни независимо от его социальной и политической структуры, вполне закономерно возник вопрос о необходимости более глубокого изучения сущности, причин и закономерностей возникновения конфликтов, а также определения путей по их разрешению. Если в США и в ряде других стран Запада, политология в данном отношении уже ушла далеко вперед, превратившись, образно говоря, в теорию регуляции конфликтов, владения конкретной конфликтной ситуацией, то в России в этом направлении делаются пока только первые шаги.

Политические конфликты и кризисные ситуации являются компонентом политической реальности, следовательно, входят в состав объекта изучения политических наук. Действительность же характеризуется на сегодняшний день наличием многих политических конфликтов самого разного уровня – от глобальных до локальных, от мирных до вооруженных. Политические межгосударственные конфликты имеют место в целом ряде регионов: палестино-изральский конфликт; конфликт в автономном крае Косово; события в Чечне; гражданская война в Таджикистане и пр. Если анализировать внутреннюю жизнь той или иной страны, то можно увидеть множество многоуровневых конфликтов во всех сферах общественной жизни, причем каждый из них может получить то или иное выражение именно в политических конфликтах. Например, конфликты между шахтерами и администрацией шахт вылились в политический конфликт, связанный с перекрытием железных дорог и выдвижением политических требований.

Практика же политической жизни общества показывает, что каковы в обществе конфликты, такова и проводимая политика. Политика вырастает из конфликта, питается им. Конфликты в политике могут быть разными в зависимости от масштабов, численности противостоящих сторон. По мнению американского политолога А.Раппопорта, все конфликты имеют общие черты, но не имеют универсальной модели. Среди множества типов конфликтов он выделял три основных модели: борьбу (схватку), спор (дебаты) и игру (маневры).

Борьба основывается на непримиримости позиций, заключается в отношении к политическим противникам как к врагам. К переговорам в схватке прибегают лишь в том случае, когда ставка на силу становится бесперспективной или опасной для всех сторон. Борьба на внешней арене может вылиться в военное противостояние или войну. Развитие борьбы внутри государства означает, что общество расколото по социальному, политическому и классово-антагонистическому признаку. Как правило, в соответствии с признаком происходит и борьба. Так, если в обществе существует антагонизм между классами, конфликт выливается в классовую борьбу, способную перерасти в гражданскую войну. Борьба за социальные права трудящихся преследует своей целью достижение социальных прав, свобод, повышение заработной платы, улучшение условий жизни и труда и т.п. Нередко в данной форме конфликта провозглашаются цели уничтожения противостоящей стороны, будь то класс, партия, государство или политический режим. Противники имеют свою идеологию, политические взгляды, сторонников и союзников. В борьбе нет места компромиссам, она ведется, в подавляющем своем большинстве, до победного конца.

Специфическим типом конфликта является бунт, т.е. идущая от низов стихийная попытка разрешения конфликта между управляемыми и управляющими, бурное, иногда вооруженное сопротивление существующей власти. Он выливается в уличные беспорядки, захваты заложников, административных зданий, убийства, поджоги, избиения чиновников, национальных меньшинств и т.д.

В военной среде бунт может вылиться в вооруженный мятеж, возглавлять который, в зависимости от ситуаций и места действия, могут как офицеры, так и рядовые. Мятеж, поддержанный народом или его определенной частью, является вооруженным восстанием, способным перерасти в революцию. Вооруженную борьбу между классами, народами или государствами называют войной. Войны могут быть мировыми, локальными, гражданскими, в зависимости от сил, средств и состава сторон её участников. В войне борьба принимает такой уровень, когда все остальные конфликты отодвигаются на второй план, а основополагающим становится политический, преследующий цель достижения победы над врагом.

Спор, в отличие от борьбы, характеризуется легальностью и легитимностью. Он не переходит допустимых границ, хотя в ходе его возможны угрозы, давление и попытки применения силы. Споры могут вестись в области политики, идеологии, экономики, по вопросам территории, государственной границе и т.п. В споре преобладает не враждебность, как в борьбе, а определенные разногласия сторон. Политики в споре могут занимать разные позиции, ища поддержки у своих сторонников, аппелируя к разным группам интересов. Споры наиболее характерны для депутатских аудиторий, митингов, телевизионных дебатов, предвыборной агитации и т.п. Как говорили древние мыслители: " в спорах рождается истина". Это действительно так, т.к. спор позволяет сторонам изложить свою точку зрения, а в конечном итоге может привести к консенсусу (согласию), если спорящие убедят друг друга в верности их аргументов.

Поведение типа спора возникает и развивается при столкновении двух или более систем ценностей. Как правило, господствующая или существующая система критикуется с разных позиций. Однако до баррикад и революций дело не доходит. Примерами политических споров могут стать: обсуждение проекта Конституции РФ, дебаты в Государственной Думе и обществе по поводу ввода войск в Чечню, споры о путях вывода страны из кризиса и т.п.

Политические игры или маневры сводятся к тому, чтобы добиться искомого за счет лоббирования своих интересов, закулисных переговоров, обмана, шантажа, манипулирования общественным мнением и т.д. В отличии от борьбы и спора они не предполагают прямое противостояние определенных слоев, политических партий, движений. Наоборот, политические игры, как определенный тип конфликта, сводятся к стремлению не допустить развития разногласий и их перерастания в спор, борьбу и политическое противостояние. Примером политических игр могут послужить выдвижение, обсуждение и утверждение в Госдуме России председателей правительства (особенно во время кризисов).

Конфликты можно классифицировать по следующим основополагающим признакам: а) по месту происхождения (внутригосударственные и межгосударственные); б) по сферам (политические, экономические, социальные, межнациональные, культурные, военные и др.); в) по масштабам (межличностный, конфликты на групповом уровне, локальный, региональный и международный конфликты). В любом случае конфликт есть следствие взаимодействия несовпадающих между собой общественных отношений, а поскольку эти отношения и их конкретные проявления в социальной системе практически бесконечно многообразны, то конфликтная ситуация является скорее нормой, чем патологией общественного развития. Конфликты могут также различаться по степени зрелости, по характеру и остроте своего разрешения. В зависимости от конкретно-исторической ситуации конфликт может иметь тенденцию либо к самоликвидации, либо к обострению, к его эскалации. Последняя состоит в вовлечение в противоборство все больших масс людей, в расширении зоны конфликта, в переходе от "цивилизованных" его форм к более жестким, доходящим до вооруженной борьбы и возникновения экстремальных для самого существования противоборствующих сторон ситуаций.

К политическим конфликтам относят прежде всего конфликты на межгосударственном уровне, когда сталкиваются различные государственные интересы по различным политическим, социально-экономическим или военным вопросам. Их относят к разряду внешнеполитических конфликтов (межгосударственных). Они могут быть классифицированы как вооруженные и невооруженные. Вооруженные конфликты представляют собой попытку достичь реализации своих интересов при помощи военной силы. Их опасность состоит в возможности вовлечения в конфликт новых сил, выходе из-под контроля и перерастания в войну. Невооруженные межгосударственные конфликты проявляются как дипломатическое противоборство, как "экономические", " таможенные", " финансовые" войны.

Внутриполитические конфликты – конфликты, возникающие и протекающие внутри общества, государства, республики. Эти конфликты обусловлены различными интересами своих субъектов по вопросам политической власти, кадровой, экономической и социальной политике. Наиболее острыми из них являются межклассовые конфликты. Факты свидетельствуют, что классовая борьба не исчезла, а в той или иной форме существует как в России, так и в других странах. Специфическим политическим конфликтом является конфликт между нациями, народностями и этническими группами. Как правило, он охватывает весь комплекс общественных отношений, касающихся судьбы того или иного народа.

Военный конфликт, как разновидность политического конфликта, влечет за собой стремление определенных политических сил, социальных групп или государства решить политические проблемы с помощью силы, но без объявления войны и привлечения для этого всей совокупной военной мощи страны. В военном конфликте, как правило, задействуются сравнительно небольшие силы и средства, участвует лишь небольшая часть войск и боевой техники.

Причины возникновения конфликтов различны. В обществе всегда имеются объективные предпосылки для их возникновения, т.к. до полной гармонии во взаимоотношениях между людьми, социальными группами, властью и населением в любой стране, даже самой демократической, весьма далеко. Следовательно, несовместимость и противоположность целей разных субъектов присутствует, что является объективной предпосылкой конфликтов в обществе. Важнейшими причинами возникновения конфликтов выступают те, которые связаны с распределением материальных благ, а также борьбой за власть, социальный престиж, против несправедливости.

В основе конфликтов находятся объективные и субъективные факторы. К первым относят дефицит ценностей и благ, к которым стремятся люди. Субъективной же предпосылкой конфликта выступает осознание социальными субъектами несовместимости своих целей. Без минимального уяснения факта социального неравенства, несправедливости в распределении общественных благ конфликты оставались бы только возможностью.

Состояние отношений между субъектами, при котором открытое столкновение между ними не только возможно, но и становится неизбежным, называется конфликтной ситуацией. Для её перехода к прямому столкновению необходим повод. С началом активных враждебных действий сторон конфликт вступает в стадию своего развития.

Близким по своему содержанию к понятию " конфликтная ситуация " является " политический кризис". В политике кризис означает переломный момент в развитии политического процесса, резкий переход политической ситуации из одного качественного состояния в другое. Он характеризуется усилением недовольства масс, сбоем работы политической системы, правительства, социальным напряжением. Различают несколько типов политических кризисов. Правительственный, когда исполнительная власть теряет контроль над ситуацией. Разрешается, как правило, сменой правительства или отставкой его отдельных членов. Парламентский кризис, когда законодательная ветвь власти оказывается неспособной принимать решения или её деятельность идет в разрез с волей граждан. Такой кризис преодолевается роспуском парламента или досрочными выборами. Конституционный кризис означает фактическое прекращение действия Основного Закона страны из-за утраты его легитимности. Выход состоит в принятии новой Конституции или её отдельных статей. Внешнеполитический или международный кризис связан с решительным отторжением одним государством (или группой государств) политики другого государства. Если такой кризис не разрешается путем переговоров и взаимных уступок, то он может перерасти в войну. Наиболее сложным для существующей в стране власти является социально-политический или общенациональный кризис, который может привести к смене политического режима, гражданскому неповиновению, созданию революционной ситуации. Выход из него может быть обеспечен корректировкой политического, экономического и социального курса, сменой правительства и президента, улучшением положения дел в экономике страны.

Если конфликт или кризис возникли, их необходимо разрешить. Причем как можно скорее. Каковы же пути разрешения кризисов? Некоторые из них будут рассмотрены в следующем разделе данного пособия.

Проблемой разрешения конфликтов человечество интересуется давно. Первым, кто выступил за идею нахождения концепции согласия, был О.Конт, который предпринял ряд исследований социологии конфликта в системной теории. Он обосновал потребность в согласии логикой неизбежности в коллективном сожительстве разных социальных групп, народов и государств. Его последователи, в т.ч. Парсонс, ратовали за консенсус. Консенсус - это наличие между индивидами единства взглядов и сходных ориентаций, это согласие значимого большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженного в действиях. Способом достижения консенсуса выступает компромисс. Основная функция консенсуса состоит в том, чтобы с его помощью добиться необходимой стабильности в обществе. Чем больше согласия в обществе, тем оно более стабильно. Консенсус выступает альтернативой насилию, принуждению в разрешении конфликтов. В демократическом обществе с помощью согласия, нахождения консенсуса урегулируются политические конфликты. Речь идет о том, что при решении любого вопроса необходимо выявление, учет, рассмотрение и обсуждение всех существующих мнений. Принятое всеми сторонами предложение принимает в данном случае консенсусный характер и его эффективность при этом возрастает, т.к. договаривающие стороны направляют свои силы не на борьбу с противоположной стороной, а на реализацию достигнутых договоренностей.

Наряду с поиском согласия при разрешении конфликта в политической практике существуют также и другие пути урегулирования социальных конфликтов, т.е. снижения их остроты, прекращения открытых враждебных действий. Среди них следует выделить: а/ отрицание или замалчивание имеющихся противоречий; б/ применение силы (репрессивных или иных мер) по отношению к одной или всем конфликтующим сторонам; в/ осуществление реформ, призванных устранить предпосылки, приведшие к возникновению кризиса или конфликта; г/ разрешение конфликта путем устранения их непосредственных причин.

Замалчивание противоречий может на определенный период затормозить негативное развитие конфликта, однако вызовет у населения недоверие к власти, средствам массовой информации, политикам, а в конечном итоге, наоборот, обострить ситуацию.

Применение силы чревато вскрытием неразрешенных антагонизмов, что влечет за собой прямую конфронтацию. Конфронтация же ведет к кризису, а нередко и поражению правящего режима. Примером могут послужить события февраля и октября 1917 года в царской России, августа 1991 года в СССР.

Оптимальным представляется путь устранения предпосылок и причин возникновения кризиса, а также примирение сторон на основе сближения их позиций и интересов посредством переговоров и посредников, возможно через третьих лиц, государств, ООН и т.п. События в Боснии, Косово, Абхазии, Нагорном Карабахе, Таджикистане и в др. горячих точках конца 20-го века показали, что данный метод, поддержанный усилиями мирового сообщества, иногда и с помощью силы (в т.ч. военной), является наиболее эффективным. Переговоры позволяют сторонам прийти к согласию, консенсусу. Однако более предпочтительным должен стать путь предупреждения или недопущения конфликта. Это прерогатива власть имущих, т.к. именно в их руках находится сила, средства массовой информации, материальные и финансовые средства, с помощью которых можно решить все проблемы. Власть, не справившаяся с конфликтами, неизбежно терпит поражение.

Разрешение конфликта предполагает знание объекта противоречий, состав участников, причин, повода и уровня напряженности. В зависимости от всего этого находятся и пути разрешения конфликта или кризиса. Если конфликт связан с притязаниями извне, то он может перерасти в войну с применением всех сил и средств государства. Если он носит внутренний характер, то разрешить его можно путем компромисса, принятия внутриполитических (экономических и пр.) решений, не прибегая к напряжению всей экономики страны, не привлекая для этого армию и флот.

Вообще же последствия конфликтов и кризисов предсказать весьма трудно. Как бы основательно ни были исследованы вопросы о причинах, путях и методах урегулирования конфликтов, все же нельзя с полной уверенностью предсказать, чем они могут закончиться в каждом конкретном случае. Именно поэтому к конфликтам и кризисам необходимо относиться со всей серьезностью, чтобы уберечь общество, население, личный состав Вооруженных Сил от непродуманных действий, способных привести к непоправимым последствиям. Политический конфликт - это не конфликт на бытовой почве двух соседей по лестничной площадке, и даже не ссора группы военнослужащих разной национальности или срока службы. Это глубинное и масштабное явление, можно сказать, тип социального взаимодействия, в ходе которого кардинально меняется жизнь в обществе, обновляются и совершенствуются слагаемые политической системы, рушатся политические режимы, уходят с политической арены президенты и правительства.

В разрешении конфликтов в тоталитарных государствах чаще всего используется насильственный метод, когда противоречие между противоположными сторонами, интересами, ценностями разрешается путем уничтожения, т.ч. числе физического, представителей противостоящего класса, партий, движений и т.п.

В демократических государствах преобладает ориентация на использование ненасильственных методов регулирования конфликтов, хотя и в них не исключается возможность применения насилия. В политической жизни США, например, одним из способов регулирования конфликтов является перевод конфликта из одной плоскости в другую, более низкого уровня степени социальной напряженности и опасности для существующего строя. В качестве варианта регулирования конфликта используется метод нейтрализации оппозиции, лишения её финансовой, моральной и прочей поддержки, изолирования от средств массовой информации. В полную меру все это распространяется в последнее время и в России, где активно перенимается западный " опыт " приручивания профсоюзов, дискредитации оппозиционных сил и их лидеров, подкупа депутатов разных уровней.

Политическая наука в 20-м веке убедительно доказала, что большое количество малых конфликтов предпочтительнее одного большого, тем более, если он раскалывает общество, приводит к войне, способствует краху. Вместе с тем, на Западе ученые не рассматривают конфликт как нечто страшное, способное перевернуть мир. Конфликт ими рассматривается не всегда как основание схватки и войны, но как неизбежный способ формирования равновесия через вскрытие противоречий, интересов, путем переоценки своих позиций. Именно поэтому для России в новых условиях остро необходим переход в режим конструктивных, разрешаемых демократическим путем конфликтов. Процесс это довольно длительный и далеко неоднозначный. В нашей стране еще предстоит научиться поиску согласия в различных ситуациях. Помочь в этом должно освобождение массового сознания от агрессивных идеологий посредством осмысления человеческих ценностей, интересов, моральных и юридических норм. Преодолению всевластия агрессивных идеологий в одних случаях способствовало поражение в войне (например Германии, Японии, Италии) и в других - уроки бесперспективности агрессии, реальные успехи других стран в решении возникающих проблем без войн и классовой борьбы (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Россия и др.). Для развития духа согласия в России есть объективные и субъективные факторы. К объективным следует отнести прежде всего то, что страна больше не находится в конфронтации почти что со всем миром Запада, не ориентируется на возможное военное противостояние по всем азимутам, не находится в международной изоляции, не готовится помогать всем и вся за какие-то идеи. Эти изменения соответствуют общей тенденции ослабления опасности мировой войны, т.к. ранее, в период между началом 19- серединой 20-го века 15% споров заканчивалось войной, а в послевоенное время - 3 %. Мир, как средство от самоуничтожения, стал приоритетом в международной политике. Правда за последние годы во имя мира неоднократно использовалась военная сила, как под эгидой ООН, так и со стороны НАТО. На территории стран СНГ споры также нередко выливались в вооруженные конфликты разных социальных групп, политических противников, сторонников и противников правящих президентов и режимов (Абхазия, Приднестровье, Нагорный Карабах, Чечня, Таджикистан).

К субъективным факторам следует отнести понимание народами стран мира, в т.ч. и России, пагубности противостояния, способного надолго отодвинуть страну от мирового развития, привести к неисчислимым страданиям, жертвам и пр. Наш народ понял, что в его истории было уже достаточно революций и контрреволюций, переворотов, гулагов, врагов народа, опричников, но мало было согласия. Оно, как правило, наступало в тяжелые для страны времена. Современная Россия переживает такое время. Именно поэтому закономерным для неё явлением становится консенсус, а не противостояние, согласие, а не драка, споры и диспуты, но не шельмование друг друга в поисках " врагов народа". Хотя справедливости ради следует отметить, что традиции борьбы все еще живут в массовом сознании россиян. Свидетельством тому рост числа забастовок, митингов протеста, блокада железных дорог и других выступлений. Отрадно, что все эти акции проходят мирно, демократично, без кровопролития. Это является свидетельством того, что конфликт в России хотя и остается основой политических споров, соперничества, но в новых условиях уже проходит в границах мирного, демократического противодействия.

 


[1] См.: Краткий политический словарь. - М., 1989.- С.249,263.

[2] См.: Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М., 1990.- С.441.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.