Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ № 9

1. Причины возникновения и развития реализма рубежа веков.

2. Английский реализм. Чарльз Диккенс.

 

1. Проблема возникновения реализма 19 века не до конца решенная. Есть мнение, что на его возникновение повлияла фр-я буржуазная революция. На ром-м тоже. Но ром-м и реал-м совершенно по-разному изображают мир и человека в художественной литературе. Таким образом одно и то же явление дает толчок и ром-му методу, и реалистическому. Романтики и ром-м не принимали той системы отношений, которая появилась после фр. рев-ции. Появилось общество, где в погоне за богатством отбрасывалось все, даже родственные связи. Именно этому миру ром-ки противопоставляют свой идеальный мир. Ром-м как мировоззрение и явление в искусстве просуществовал очень краткий период времени. Почти все романтики (кроме Гюго) приняли потом реалистические способы изображения мира. Даже «Восточные поэмы» Байрона отчетливо реалистичны. Основные способы романтического метода – отгораживание от этого мира и создали свой, поэтому они несколько назидательны. Романтики никогда не обращали внимание на то, что начинается исключительно активное развитие промышленности, науки и техники. Сама жизнь очень убыстряется. 19 век – время качественного скачка в различных европейских науках и, прежде всего, в естествознании, в истории, в философии. В этих условиях складываются новые принципы и приемы изображения жизни и человека, возникает сам реалистический метод. Реалисты в отличие от романтиков ставили перед собой задачи времени: взаимоотношения человека и мира, человека и общества, их взаимовлияния. Для этого нужно было изучить саму действительность, саму жизнь. Реалисты опираются на достижения естественных наук. Именно в это время ученые открыли закон зависимости организма от окружающей среды. Романтиков волновали совсем другие вещи, но они увидели и показали существующее зло. Правда, это зло было злом всеобъемлющим, существующим как неотъемлемая часть мира, поэтому его можно принимать или отрицать.

Реалисты само существующее зло рассматривали дифференцированно: как оно взаимосвязано с миром, обществом, личностью. Романтики были первыми художниками, которые увидели человеческую личность и индивидуальность, но изучать ее они не хотели. Например, Байрона не интересовало, откуда взялись его романтические персонажи «Восточных поэм». А реалистов всегда интересует, как взаимодействует с миром индивидуальность, как она на него действует. Основным достижением реалистического метода стало создание характера. Человек эпохи средневековья ощущал себя прежде всего в своем собственном сословии: поведение Тристана – это поведение типичного характера в типичных обстоятельствах, он воспитан на принципах доблести и в подчинении своему сюзерену. А он конфликтует с королем Марком и влюбляется в Изольду (жену Марка). Трагедия Тристана в том, что он знает, что делает, и что его ждет, если он не соблюдает законы кодекса чести. В литературе реализма типичной фигуры не было, так как реалистов интересовали индивидуальности. Их интересовало то, как проявляется та или иная личность.

Основным жанром реалистов становится роман. Различные формы романа. Различные формы романа до сих пор не изучены. Но именно роман помогал реалистам изучать взаимосвязи человека и общества. Сама литературная проблематика реалистов диктует им и тему, и способы ее раскрытия. А художники-реалисты должны были стать «секретарями общества».

Отношение к термину «реализм» всегда было достаточно противоречивым. В нашей стране насаждали соцреализм, а сам реализм укладывали в очень жесткие рамки. Реализм 19 века не знал никаких жестких законов, поэтому романтизм был более догматичным, нежели реализм. Стали появляться новые художественное формы. Бальзак за свою жизнь написал огромное количество произведений, а Флобер вошел в историю мировой литературы как автор «Мадам Бовари» и «Воспитание чувств», а его романтические произведения никто не помнит. Бальзак – отец классического эпического реалистического романа, он писал обо всем, что видел. Таким образом, он поставил перед собой невыполнимую задачу – изобразить французскую действительность 19 века и впихивал в свои романы много нехудожественного информативного материала. Флобер работал совершенно по-иному, у него была другая, нежели чем у Бальзака позиция автора художественного произведения. У Бальзака позиция демиурга, художника-творца, который создает свой мир и смотрит на него как бы сверху, он воплощается в каждом своем персонаже, находится в любой пространственно-временной линии своего произведения, отсюда и его многословность. У Флобера – попытка взглянуть на создаваемый мир не с позиции демиурга, а изображать его таким, каким его видят герои произведений. Этот принцип понимания и изображения жизни называется принципом точки зрения: всеведущий и всезнающий автор-демиург отстраняется, а его место занимает рассказчик, и читатель воспринимает его точку зрения и точки зрения нескольких персонажей, которые перемещаются в разных плоскостях произведения. Флобер довел эту систему до совершенства («Мадам Бовари»).

Саму литературу 19 века принято делить на несколько периодов:

I – 1-я половина 19 века.

II – 2-я половина 19 века

III – рубеж веков

 

2. Английский реализм. Складывался в 40-х-50-х годах 19 в., позже, чем во Франции. Во Франции становление нового мира происходило на глазах одного поколения. В Англии этот процесс длился постепенно. До этого он существовал, но это был бытовой реализм (Джейн Остен). Классического реализма как метода тогда еще не существовало. К 20-30-м годам в Англии появляется группа писателей разных взглядов и убеждений (Чарльз Кингслей, Бенждамин Диздраэли). Но они разрабатывают тематику будущей реалистической литературы, проблемы ставит сама жизнь, а они их только оформляли, помогали становлению новых способов, приемов изображения жизни.

Чарльз Диккенс (1812 – 1870). Энгус Уилсон назвал его романистом для всех времен. Писательская слава пришла очень рано и сопутствовала всем произведениям. В 40-50-е гг. 20 в. померкла, но потом сразу же вспыхнула, в т.ч. появилась и книга Уилсона «Мир Чарльза Диккенса», который объявил Диккенса учителем Достоевского и Кафки. Диккенс представляет собой огромную ценность для человека любой нации, это писатель с твердой нравственной опорой. Во многом воспоминания детства становятся основой его характеров. В советском литературоведении было принято говорить о трудном детстве Диккенса, но это неправда. Родился в семье чиновника морского ведомства. Семья Диккенсов часто меняет место жительства. Живут в Четтоне в 20-е гг. После этого начинаются трудности в жизни молодого Диккенса. Но они не столь материального характера, сколько социального. Его отец наделал долгов и попал в долговую тюрьму. Мать, очень эгоистичная особа, отдает Диккенса на фабрику по производству сапожной ваксы. Но отец Диккенса продолжает получать жалование, сидя в тюрьме. Фабрика, где работал Диккенс, принадлежала родственнику его матери, поэтому он занимал там срединное положение между рабочим и клерком.

В Англии тогда сильна была социальная разобщенность. И положение молодого Диккенса вне сословий угнетало его, но и помогало смотреть на многие явления с оригинальных позиций. Диккенс видел мир незашоренными глазами. Дела его скоро были улажены. Отец забрал Диккенса с фабрики, определил его в академию Веллингтон-Хаус, но образование там давали плохое, и Диккенс бросает ее. 1827 – клерк в адвокатской конторе. Самостоятельно изучает стенографию и становится парламентским репортером. В 25 лет Диккенс занимает прочное место на литературном пьедестале Лондона. Рассказы (псевдоним Боз) печатаются и имеют успех. 1831 г – отдельное издание рассказов «Очерки Боза» и романы имеют дальнейший успех. Но это говорит скорее не о популярности Диккенса, а скорее о времени.

 

 

Уильям Теккерей. Уильям Мейкпис Теккерей (англ. William Makepeace Thackeray;18 июля 1811, Калькутта, Индия — 24 декабря 1863, Лондон).

Отец и дед его служили в Индии; сам Теккерей родился в Калькутте. Его в раннем детстве перевезли в Лондон, где он поступил в школу Charter House. Уже с детства Теккерей славился среди товарищей своими остроумными пародиями. 18-ти лет он вступил в Кембриджский университет, где пробыл не более года. В университете он издавал юмористический студенческий журнал, заглавие которого, «Snob», доказывает, что уже тогда он стал изучать вопрос о «снобах», столь много занимавший его впоследствии. В «Snob» помещена была сатирическая поэма «Тимбукту», свидетельствовавшая о несомненном сатирическом таланте. Оставив Кембридж в 1830 г., Теккерей путешествовал по Европе; жил в Веймаре и в Париже, где учился рисованию у известного английского художника Бонингтона. Хорошо рисовать Теккерей не научился, но в его иллюстрациях к собственным романам сказывается уменье передавать характерные черты в карикатурном виде. В 1832 г. Теккерей, достигнув совершеннолетия, стал собственником капитала (около 500 фунтов дохода в год), но очень скоро растратил его, отчасти проигрышем в карты, отчасти в неудачных попытках литературного издательства. Обе предпринятые им газеты, «National Standart» и «The Constitutional», скоро погибли. Первые его произведения, «History of Samuel Titmarsh» и «The Great Hoggarty Diamond», напечатаны были в «Frazer’s Magazine». В 1837 г. Теккерей женился, но семейная жизнь принесла ему много горя вcлeдcтвиe психического недуга жены; её пришлось поселить отдельно от мужа, и всю остальную жизнь Теккерей жил в обществе трёх дочерей; одна из них, м-сс Ричмонд-Ритчи — известная романистка, написавшая ценные воспоминания об отце. Кроме постоянного сотрудничества в «Frazer’s Magazine», Теккерей писал в «New Monthly Magazine», где под псевдонимом Михаила Титмарша появилась его «Paris Sketch Book». Теккерей часто писал под псевдонимами, по распространенному в то время обычаю (и Диккенс сначала подписывался Boz). Впервые Теккерей подписался настоящим именем под «Vanity Fair» («Ярмарка тщеславия»). К тому же времени относится начало его сотрудничества в «Punch'e», где появились его «Snob Papers» и «Ballads of the Policeman X». В 1843 г. вышла «Irish Sketch Book», а в 1846 г. — первый роман, доставивший Теккерей громкую славу: «Ярмарка тщеславия».

Роман написан без точно определенного плана, с таким расчетом, чтобы в журнале его можно было растянуть на сколько угодно или же закончить столь же произвольно. Теккерей только задумал несколько центральных лиц и вокруг них группировал разные инциденты. Автор «Ярмарки тщеславия» стал видным членом лондонского общества и был в самых лучших отношениях с выдающимися писателями того времени. За «Ярмаркой тщеславия» последовали в 1850. 1853 и 1854 гг. большие романы: «Penndenis», «Esmond» и «The Newcomers». В 1854 г. Теккерей отказался от сотрудничества в «Punch» и написал в «Quarterly Review» статью о Дж. Личе («J. Leech’s Pictures of Life a. Character» с очень интересной характеристикой этого карикатуриста. К этому времени относится начало нового рода деятельности Теккерей: он стал читать публичные лекции в Европе, а потом в Америке, побужденный к этому отчасти успехами Диккенса. Но он не читал своих собственных повестей, как Диккенс, а составил несколько историко-литературных очерков, которые и читал, имея большой успех у публики. Из этих лекций составились две его книги: «Английские юмористы XVIII в.» и «Царствование четырёх Георгов». В 1857 г. написал роман «The Virginians» (продолж. «Esmond’а»), а в 1859 г. стал редактором-издателем журнала «Cornhill Magazine». Он умер в 1863 года от удара, оставив незаконченный роман «Denis Duval».

Творчество. Основа всех романов и юмористических очерков Теккерей — его пессимизм и реалистическое изображение английской жизни. Он хотел противопоставить правду жизни условной идеализации прежних английских романов. В романе предполагается всегда идеальный герой или героиня; Т. называет своё лучшее произведение — «Ярмарку тщеславия» — романом без героя, и в этом романе, как и в остальных, ставит в центр действия людей порочных или по меньшей мере эгоистических. Он исходит из того убеждения, что в жизни зло гораздо интереснее и разнообразнее, чем добро, и что нужно изучать людей, действующих из дурных побуждений. Изображая зло, пороки и мелочность людей, он этим отрицательным путем тем ярче проповедует положительные идеалы, но сам при этом настолько увлекается своими порочными героями, возбуждает к ним интерес читателя. Глубокий пессимизм в связи с юмором, то есть со смехом, вносящим до некоторой степени гармонию в диссонансы жизни, создает в произведениях Теккерей очень своеобразный аккорд и делает их высокохудожественными и жизненными. По своим реалистическим приемам Теккерей сходен с Диккенсом, но отличается от него тем, что не делает никаких уступок сентиментальному представлению об английской добродетели, а беспощадно рисует людей во всей их непривлекательности. Поэтому все его романы превращаются в сатиры, всегда имеющие, впрочем, нравственную подкладку: пороки изображены весьма ярко, но далеко не в симпатичном виде.

В «Ярмарке тщеславия» героиня, Бекки Шарп, бедная девушка с очень положительными целями в жизни. Она хочет «устроиться» и не стесняется средствами: она пользуется своим умом и красотой, чтобы опутать своими интригами всех нужных ей людей, очаровывает богатых старых холостяков, эксплуатирует полюбившего её молодого офицера и, выйдя за него замуж, обманывает его; даже когда её проделки открыты, она устраивается так, чтобы сохранить свое положение в свете и возможность жить в роскоши. Жадность, суетность и эгоизм, свойственный людям — и в особенности женщинам, — поглощенным погоней за житейскими благами, воплощены в Бекки Шарп чрезвычайно ярко и сильно. В романе интересны только героиня и другие отрицательные типы: добродетельная Амалия Сэдли и другие жертвы Бекки скорее скучны и бесцветны, если в них нет, как в увальне Джо Сэдли, преобладания комических и некрасивых черт. Особенность Т. в том, что его герои не изверги; в них есть всегда какая-нибудь черта, делающая их человечными. Они борются за свое благополучие — но такова жизнь, и Теккерей обвиняет не их, а общую мелочность условий жизни. В «Пенденнисе» есть эгоист дядя и легкомысленный племянник, подверженный всем слабостям и заблуждениям молодости — и оба они все-таки остаются человечными в своих ошибках; таковы и остальные весьма недобродетельные персонажи романа: ирландская семья Костиганов, интриганка Бланш, Амори и др. В «Ньюкомах» — продолжении «Пенденниса» — Теккерей показывает, как люди склонны обманывать других и становиться жертвами обмана. Весь роман — сплошная сатира на семейную жизнь, на женщин, которые преклоняются перед богатством и знатностью, на «гениальных» молодых художников, которые ничего не делают, но тешатся честолюбивыми мечтами и т. д.; это целая галерея жизненнх, ярких и с блестящим юмором изображенных типов. Пессимизм Теккерей вносит в окончание «Ньюкомов» трагическую ноту — смерть разорившегося полковника Ньюкома в приютившей его общине «Grey Friars» — и заканчивает сатиру гуманным грустным аккордом. «Эсмонд» и «Виргинцы» — два исторических романа из быта XVIII в. В них есть благородные характеры, изображенный с большой любовью; только героиня «Эсмонда» — воплощение мелкой, тщеславной и эгоистической души в прекрасном теле. Общая картина проникнута грустью и мораль сводится к тому, что результат низких побуждений всегда печальный, хотя бы ими достигались кажущиеся внешние блага. В этих романах, как и в предыдущих, Теккерей дает историю целых семей — и эта эпичность замыслов углубляет реализм, прикрепляет образы к жизни, делает их типичными не для одной Англии. Блеск юмора и сатирического таланта Теккерей сказывается и в его «Snob Papers» и «Yellowplush-Papers» — остроумных карикатурах на высшее английское общество и на «снобов» всех классов общества.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система социальной защиты и ее развитие | Понятие и структура мировой политической системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.