Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Введение в теорию политического управления




Понятие и функции политики

КУРС ЛЕКЦИЙ

Автор-составитель: к.ф.н., доц. кафедры политологии

и политического управления ЧФ РАНХиГС Чернов Геннадий Юрьевич.

Раздел I. Введение в теорию политического управления.

1. Политическое управление как наука, учебная дисциплина и вид практической деятельности. Функции политического управления.

2. Понятие управления.

3. Сущность, структура и особенности политического управления. Директивная и коммуникативная модели политического управления.

 

1. Политическое управление как наука, учебная дисциплина и вид практической деятельности. Функции политического управления.

Политическое управление – одна из отраслей политической науки.

Объектом исследования для науки политического управления выступают политические управленческие процессы, протекающие в политической, социальной и других сферах общества, в политических институтах и социальных общностях.

Предмет теории политического управления составляют закономерности и принципы, а также методы и технологии управления обществом в целом и его политической подсистемой.

Цель теории политического управления: изучение, оценка и совершенствование институтов, методов и технологий политического управления (в том числе связанных с разработкой, принятием и реализацией политических решений).

Таблица 1. Основные задачи политического управления

 

КАК НАУКИ КАК ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
· изучение и оценка систем политического управления и деятельности субъектов управления; · формулирование научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы политического управления · выявление основных параметров функционирования систем политического управления; · определение основных тенденций развития общества и его политической системы; · разработка целевых управленческих программ, необходимых для развития общества и государства.

 

Как новая область знания политическое управление сформировалось во 2-й половине ХХ века, прежде всего в США, на стыке трех групп социально-гуманитарных наук:

1) социальных и социально-политических (политология, социология, экономическая наука);

2) эпистемологических, изучающих процессы познания (философия, психология, информационно-коммуникативные исследования);

3) менеджериальных, собственно управленческих (теория менеджмента, организационная теория, государственное администрирование и др.)

У истоков этого междисциплинарного синтеза в конце 1940 – 1950-х гг. стояли американские ученые Герберт Саймон («Административное поведение», 1947) и Гарольд Лассуэлл, совместно с Дэниелом Лернером издавший работу «Политико-управленческие науки» (1951).

Становление науки политического управления тесно связано и с обособлением и развитием такой отрасли прикладных политических исследований как политический анализ (1930-50-е гг.). Предпосылкой для развития этого направления прикладной политологии, а затем и формирования науки политического управления, стала потребность в оценке эффективности принимаемых государством и политическими элитами решений ввиду расширения сферы вмешательства государства в социально-экономические отношения (неолиберализм, кейнсианство). В 1937 г. была создана Школа государственного управления в Гарвардском университете (США), занимавшаяся разработкой программ и методик политического анализа. С 1950-ми гг. в США связывают начало так называемого «политико-управленческого движения» (policy movement), ориентированного, согласно Г. Лассуэллу, на придание политической науке прикладной, прагматической направленности путем соединения демократической теории с управленческой практикой [13].

Сегодня исследования в сфере политического управления активно ведутся и в Российской Федерации. Можно выделить ряд школ и направлений в изучении проблематики политического управления в РФ:

политико-административное (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; видные представители – О.Ф. Шабров, В.С. Комаровский, М.Г. Анохин);

политико-менеджериальное (МГУ им. М.В. Ломоносова; А.И. Соловьев, Г.В. Пушкарева, С.Г. Туронок и др.);

политико-сетевое (Санкт-Петербургский госуниверситет; Л.В. Смогунов, А.П. Альгин, В.П. Милецкий) [8, с. 60].

Наука политического управления выполняет ряд социально значимых функций:

познавательная (гносеологическая) функция состоит в изучении и объяснении политического управления как особой формы социально-политического взаимодействия, в раскрытии важнейших закономерностей и методов политического управления общественными процессами;

оценочная (аксиологическая) функция реализуется в формировании критериев оценки состояния систем политического управления, с точки зрения их эффективности, соответствия/несоответствия потребностям и интересам общества и государства;

технологическо-управленческая функция проявляется в разработке методик и технологий, направленных на совершенствование политико-управленческой деятельности.

Можно выделить и ряд функций, связанных с применением положений политико-управленческой науки в практике политического управления:

прикладная функция, проявляющаяся в использование выводов, рекомендаций и оценок теории политического управления при разработке, принятии и реализации политико-управленческих решений;

прогностическая функция, реализующаяся в определении перспектив и тенденций (трендов) развития управляемой и управляющей систем на основе теоретических положений политико-управленческой науки;

образовательная (социализирующая) функция проявляется в распространении, в первую очередь посредством преподавания учебной дисциплины «Политическое управление», знаний, навыков, опыта политического управления с целью повышения политической культуры граждан и, в особенности, субъектов принятия политических решений (политических элит).

Последняя функция, рассматриваемая как трансляция положений научной теории через посредство учебной дисциплины в мировоззренческий и профессионально-деятельностный арсенал формирующейся политической элиты, представляется особенно важной с учетом потребности общества в высококомпетентной, широко эрудированной, способной принимать нестандартные решения в условиях неопределенности и риска, демократически мыслящей когорте политических руководителей новой формации.

 

2. Понятие управления.

Политическое управление является одним из видов управленческой деятельности, управления.

Существует несколько определений понятия «управление», от общефилософских до частнонаучных, связанных с теорий и практикой менеджмента в странах Запада. Приведем некоторые из них:

«функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддерживающая установленный режим деятельности и реализующая цели этой деятельности» [11];

«совокупность определенных воздействий субъекта управления на управляемый объект» [5, с. 35];

выполнение дела посредством других людей («getting things done by other people») [12, p. 168].

Для уяснения политико-ориентированного контекста употребления термина «управление» (в отличие от термина иностранного происхождения «менеджмент», первоначально акцентировавшего внимание на управленческих процессах в экономической сфере) нелишней будет этимологическая реконструкция исконных значений слова «управлять» в русском языке. Итак, что же значит – «управлять»? «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля дает следующие трактовки термина:

- править, давать ход, направление;

- распоряжаться, заведовать;

- одолевать препоны, трудности, своеволие, успевая в чем-либо;

- приводить в порядок (упорядочивать) [1].

Такое, казалось бы, простое и всем понятное толкование позволяет нам разглядеть единство нескольких важнейших функций социального управления, к которым могут быть отнесены:

телеологическая (целеполагающая, направляющая);

рапорядительно-распределительная (контроль и распоряжение общественными ресурсами);

властно-волевая, ориентированная на преодоление проблем и конфликтов с опорой на властные ресурсы;

наконец, интегрирующая, систематизирующая (как в отношении социальных общностей, так и различных сфер общественной жизни).

Мнение:

Известный российский политолог Геннадий Иванович Козырев не только дает определение управления, но и отмечает такую особенность управленческих процессов в обществе как их рациональный, целенаправленный характер:

«Управление – систематическое, целенаправленное воздействие субъекта управленческой деятельности на управляемый объект с целью его упорядочения, сохранения и развития».

«Общество (социальная общность), как и любая система, подвержено действию различных регуляторов, в том числе и стихийных. Управление является высшей формой сознательного регулирования процессов функционирования и развития системы» [3].

Цель управления – сохранение стабильного функционирования управляемого объекта, его дальнейшее развитие и/или перевод в новое качественное состояние (реформирование).

Структура управленческой деятельности включает в себя следующие элементы:

субъект управления – индивид, группа, организация, социальный институт, являющиеся носителями управленческого воздействия на объект;

объект управления – социальная система (общество, социальная общность, организация, индивид и т. п.), на которую направлены все виды управленческого воздействия;

ресурсы (средства) управления – всё то, что может побудить либо принудить управляемый объект выполнять распоряжения (указания, приказы) субъекта (материальное вознаграждение, физическое принуждение, харизма субъекта управления, моральные и правовые нормы, традиции, идеи, властные полномочия субъекта управления и др.).

Применительно к политическому управлению В.Д. Зимина и Н.А. Борисов предлагают понимать под средствами управления политические технологии, методы и процедуры, которые обеспечивают передачу и восприятие управляющего воздействия на основе обмена информацией как внутри политической системы, так и за ее пределами.

Также они выделяют как особый компонент управления каналы управления (политические коммуникации) – направления взаимного воздействия субъекта и объекта в системе управления (прямая и обратная связь), а также по­ступления информации из внешней среды [2, с. 29].

 

3. Сущность, структура и особенности политического управления. Директивная и коммуникативная модели политического управления.

В современной российской политико-управленческой мысли нет единой точки зрения относительно сущности и структуры политического управления. Однако можно выделить ряд позиций, разделяемых группами исследователей. Основой для демаркации (разделения) этих позиций служат, прежде всего, различные представления о соотношении политического и государственного управления: от полного отождествления этих понятий, рассмотрения политического управления как составной части государственного до включения государственного управления в структуру управления политического как одного из элементов последнего.

Мнения

Так, согласно Г.И. Козыреву, политическое управление является одним из видов государственного управления наряду с административным, экономическим, социальным управлением и представляет собой одну из форм взаимодействия субъектов политики по поводу разработки, принятия и реализации политических решений [3].

Схожей позиции придерживается доктор политических наук, автор ряда известных учебных пособий Рашид Тазитдинович Мухаев. Политическое управление он рассматривает в качестве составной части государственного управления (наряду с государственным администрированием).

С его точки зрения, на уровне политического управления регулирование социальных отношений осуществляется в 2-х главных направлениях:

1) формулирование политического курса – правительственные действия, направленные на выработку целей и задач, отражающих требования общества;

2) выработка государственной политики – принятие властных решений по реализации политического курса в конкретных сферах жизни общества, с определением эффективного сочетания целей и средств, выбора оптимального варианта деятельности.

На уровне же государственного администрирования управляющее воздействие выражается в организации процесса претворения в практику властных решений в деятельности госслужащих [6].

Схематично соотношение политического и государственного управления в таком случае можно представить следующим образом (см. схему 1).

Схема 1. Соотношение политического и

государственного управления (по Р. Т. Мухаеву)

Однако, подходы, отождествляющие политическое управление с государственным управлением или с его значимой составной частью, представляются недостаточно конструктивными и современными.

Во-первых, процессы демократизации политической системы и активизации гражданского общества во всем мире, и в России в частности, свидетельствуют о том, что государство все больше утрачивает монополию на разработку и принятие политических решений. В формировании политической «повестки дня» все более значимую роль играют оппозиционные политические партии, группы давления (лобби), активисты и институты гражданского общества. Таким образом, состав акторов и институтов политико-управленческой активности не исчерпывается государством (хотя его центральная роль в политической системе и политическом процессе сохраняется).

Во-вторых, в современной политической науке все больше обретает «права гражданства» понятие «политический менеджмент», не являющееся прямым англоязычным аналогом понятия «политическое управление», а отражающее новые, широко применяемые управленческие практики и технологии, не опирающиеся на традиционные ресурсы государственной власти (нормативный, легальное насилие). Эти практики и технологии активно включаются в арсенал политического управления, и сегодня «политический менеджмент» может рассматриваться как специфическое самостоятельное направление в политическом управлении, осуществляемом как государственными, так и негосударственными политическими институтами.

Поэтому, более основательной и соответствующей современной практике видится трехкомпонентная структурная модель политического управления, предложенная В.Д. Зиминой и Н.А. Борисовым.

В структуру политического управления они предлагают включать три взаимодополняющих элемента:

1. Управленческие отношения, возникающие между государственными должностными лицами и органами, выступающими в роли субъекта управления, с одной стороны, и населением или его отдельными группами, с другой (государственное управление).

2. Управленческие отношения, складывающиеся внутри государственных и политических организаций с целью упорядочивания их деятельности, повышения эффективности работы.

3. Управленческие отношения, в которых субъект не может опереться на право легитимного насилия и на свои статусные ресурсы для достижения политических целей (политический менеджмент).

Схематично структура политического управления в этом случае может быть представлена в следующем виде (см. схему 2).

 

Схема 2. Структура политического управления




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.