Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение




Муз-ритм деятельность – один из обязательных видов муз деятельности дошкольников.

Музыкально-ритмическая деятельность. Общая характеристика.

Готовимся к экзамену.

Ритмика – один из источников, из которых дети черпают запас возможных движений и способы их применения в самостоятельной деятельности; в музыкально-ритмической деятельности активно развивается чувство ритма, двигательная сфера ребенка.

 

Советская система муз-ритмического воспитания была разработана, прежде всего проф Н.А. Александровой – ученицей Ж.Далькроза (совместно с М. Румер, В. Гринер и др). Основные положения этой системы (применительно к воспитанию детей дошкольного возраста) использовала Н. Ветлугина (ученица Н.Александровой) и другие педагоги- исследователи (А. Кенеман, Н. Метлов…) как обоснование программы музыкально-ритмического воспитания в детском саду. Совершенствование ритмики шло по линии усиления ее творческого потенциала (формирования творческих проявлений детей через движение).

Основная задача ритмики – формирование у детей восприятия муз образов и способности выражения их в движении.

1.Задачи воспитания и обучения в муз-ритмич деятельности (общие, по Ветлугиной):

- учить детей воспринимать развитие муз образов и согласовывать движения с их характером, наиболее яркими средствами муз выразительности; ритмично и выразительно двигаться, играть в муз игры, водить хороводы, исполнять пляски;

- развивать чувство ритма: учить ощущать в музыке ритмическую выразительность, передавать ее в движениях;

- развивать художественно-творческие способности, которые в старшем дошкольном возрасте проявляются в своеобразном индивидуальном выражении игрового образа; придумывании, комбинировании танцевальных движений, построений хороводов; использовании этих знаний в самостоятельной муз деятельности.

Задачи воспитания и обучения детей конкретизируются по группам и обусловлены возрастными возможностями дошкольников в этом виде муз деятельности (см. в Приложении).

2.В содержание муз-ритм деятельности входят: упражнения, пляски, танцы, хороводы, музыкальные игры (сюжетные и несюжетные), образные (имитационные) движения, коммуникативные танцы и игры.

Пляски могут быть с зафиксированными движениями, свободные, комбинированные (имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию).

Танцы: характерный (в котором движения исполняет какой-либо персонаж: танец петрушек, снежинок, зайчиков), бальный танец (условное определение, содержит элементы бального танца – шаг польки и др.), современный танец.

У малышей пляски связаны с игрой, поэтому название «пляска» условное. В плясках ограниченно (особенно у малышей) используются самые простые движения и композиции движений, так как детям сложно запомнить последовательность движений.

 

3.Музыкально-ритмическая деятельность условно делится на 2 группы: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств в движении (Кенеман, 115).

Первая группа действий связана с целостным восприятием музыки, которое постепенно дифференцируется, становится более точным, отчетливым. Ребенок начинает выделять наиболее яркие средства муз выразительности – регистры, динамические, темповые изменения, метрическую пульсацию, акценты, ритм, структуру произведения – форма, фраза, мотив и т.д.

Вторая группа действий направлена на освоение двигательных навыков в процессе музыкальных игр, хороводов, танцев. При этом используются различные движения: основные, из области танца, драматизации….

Все виды муз-ритмического движения (упражнения, игры, хороводы, танцы) выполняют общую задачу – добиться согласованности движений с музыкой. Но, у каждого вида муз-ритмических движений есть своя функция.

Назначение упражнений - развитие гимнастических, танцевальных движений, отработка их ритмичности, пластичности, поскольку на этих элементах построены игры, хороводы, танцы.

Музыкальные игры – ведущая форма организации ритмических движений. Они соответствуют запросам детей дошкольного возраста. В основе игры чаще всего программная музыка, которая подсказывает ход действия сюжетной игры, муз характеристику персонажей.

Хороводы чаще всего проходят под народную музыку. Хотя текст хороводной песни подсказывает содержание и последовательность движений, дети самостоятельно его инсценируют в соответствии с развитием сюжета, выполняя отдельные роли.

Танцы обычно построены на зафиксированных движениях в определенной последовательности и построении (пары, круг) – состоят из знакомых движений, которые чаще всего повторяются на припев (или 2-ю часть музыки).

 

4. Чтобы двигаться в соответствии с характером музыки дети должны иметь определенный запас движений, поэтому на муз занятиях ставится задача формирования музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения, которые тесно взаимосвязаны.

Муз-ритмические навыки: умение двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении муз образ; двигаться ритмично; чувствовать форму муз произведения; замедлять и ускорять движение в соответствии с изменением темпа; изменять движение в зависимости от динамики; двигаться непринужденно и выразительно.

Дети рано начинают чувствовать настроение, характер музыки, воспринимая его сначала целостно, затем различая отдельные, наиболее яркие средства муз выразительности: темп, динамику, метроритм, форму и передавая их в движениях. По таблице (см.Методику муз воспитания Н. Ветлугиной) можно проследить усложнение муз-ритмических навыков и общий объем программных требований для каждой возрастной группы.

Навыки выразительного движения:

Чтобы двигаться в соответствии с характером музыки, надо иметь определенный запас движений. Их заимствуют из физических упражнений, сюжетной драматизации, танца. Из физкультурных движений отбираются основные движения, из области сюжетной драматизации – принцип построения – инсценирование сюжета песен, программной музыки. Дети, действуя как персонажи сказочные или реальные, передают муз-игровые образы, находящиеся в определенных взаимотношениях. Из области танца используются прежде всего элементы народных плясок, доступные для исполнения детьми дошкольного возраста, некоторые несложные движения бального танца (шаг польки, шаг галопа и др.) Помимо этого используются элементы, характерные только для детских танцев: «фонарики», топы ногами, пружинки и др.

В процессе занятий дети осваивают:

основные движения: ходьба, бег, прыжки;

элементы народных плясок (выставление ноги на пятку …),

несложные движения бального танца (шаг польки, шаг галопа и др.),

сюжетно-образные движения (петушок, зайчики и др.),

а также

движения с предметами (флажки, султанчики, цветы, снежинки);

перестроения (в круге, парами, шеренгами..).

движения, характерные только для детской пляски: топы ногой, фонарики и др.

Все движения, взятые из физкультуры, сюжетной драматизации, танца выполняют определенную функцию – выражают характер музыки.

Движения усложняются от группы к группе, постепенно увеличивается их объем и сложность.

Рекомендованный минимум музыкально-ритмических навыков по возрастным группам отражен в программе (и методике) музыкального образования дошкольников.

 

5. Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, хороводов, упражнений. Так, например, при разучивании польки формируется и развивается навык движения в парах, поскоки, легкий бег на носочках и т.д.

В методике муз-ритмического воспитания отражена логика систематического и последовательного развития муз-ритм навыков у дошкольников: от элементарных движений – ко все более сложным; от действий по показу – к самостоятельным действиям и детскому музыкально-пластическому творчеству.

Методика обучения муз-ритмическим движениям характеризуется следующим (Ветлугина):

- в ходе разучивания репертуара детей упражняют, развивая навыки выразительного движения в соответствии с муз образом и его развитием;

- разучивая хороводы, игры, пляски последовательно усложняют задания;

- неоднократно повторяют выученный материал;

- постоянно стимулируют самостоятельность детей, предлагают детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, интересов и способностей.

 

В чем отличие методики музыкально-ритмического воспитания детей разных возрастных групп?

Первый год жизни (младенческий возраст).

В основе методики муз-ритмического развития ребенка на 1-м году жизни лежат игровые двигательные упражнения с малышом, затем совместные действия муз руководителя (мамы) и ребенка, первоначальные подражательные движения.

Начиная с 4-х месяцев малыш, наряду со слушанием музыки (пение мамы) начинает проявлять двигательную активность. Большую радость доставляют ему игровые двигательные упражнения, когда взрослый берет кисти рук или ножки малыша и под музыку или пение попеременно сгибает и разгибает их.

Когда ребенок начинает сидеть, взрослый берет его на руки и начинает танцевать вместе с ним под веселую музыку, присаживает на колени, выполняя движения с ручками – хлопки, взмахи ручками. Научившись стоять, дети под веселую музыку (пение) начинают приплясывать на руках у взрослого, стоя в манеже, в кроватке. К концу года малыш откликается движением на музыку; реагирует на 2-хчастную музыку: 1-ю часть (спокойную) слушает, на 2-ю часть (веселую и подвижную) откликается движением. С удовольствием включается в движение под музыку со взрослым: гимнастику, игровые движения.

К концу года дети должны проявлять отзывчивость на музыку плясового и спокойного характера, прихлопывать в ладоши, махать рукой, приплясывать, эмоционально откликаться на игровые действия взрослого.

Второй год жизни (ранний возраст).

Побуждаем малыша к совместным движениям под музыку.

Методика приобщения к музыкально-ритмическим движениям под музыку включает: подражание показу взрослого, совместные с ним действия. Муз руководитель сопровождает показ короткими указаниями, поощряет ребенка. Выучив несложное движение, некоторые дети могут выполнить его самостоятельно. Для активизации детей, пробуждение интереса к движениям под музыку широко применяются разнообразные игровые приемы, используются игрушки (Ветлугина, стр. 144).

На 2-м году жизни ребенок с удовольствием повторяет за взрослым движения под музыку. Он уже может приседать, поворачивать слегка тело, притоптывать, выполнять несложные движения руками (хлопки, повороты кистей рук), танцевать в паре со взрослым. Детям этого возраста легче даются подражательные движения под музыку, нежели подпевание. Несложные пляски разучиваются с текстовой поддержкой: «А мы с Катей пляшем, пляшем, Ручками мы машем, машем, Ножками мы топаем, топаем, Ручками мы хлопаем, хлопаем» (Костина). Постепенно даем понять малышу, что пляску начинают под музыку и заканчивают с окончанием музыки (разводим руками - музыки нет). Игровые действия с малышом все больше регулируются не только показом, но и словом.

Игры «Сорока», «Коза рогатая», с игрушками (поем песенку про Мишку - играем в прятки с Мишкой….), в догонялки, прятки под музыку.

К концу 2-го года ребенок может самостоятельно переходить от одного плясового движения к другому в соответствии с характером музыки; играть в подвижные игры: под спокойную музыку прячется за стульчик, под веселую – пляшет.

В ДОУ дети ясельной группы (1,5-2 года) дети, в основном, занимаются по программе «Топ-хлоп, малыши» А.И. Бурениной.

К концу года ребенок выполняет простые плясовые движения: хлопки, легкие приседания, топанье, кружение (под текст), начинает реагировать на начало и конец музыки, танца.

1-я младшая группа (ранний возраст). На 3-м году жизни начинается обучение ребенка согласованным движениям под музыку. В программных требованиях обозначен объем музыкально-ритмических навыков (см Программу).

На 3-м году жизни в связи с общим физическим развитием движения под музыку становятся более уверенными, но недостаточно согласованными. В передаче общего характера музыки (бег, ходьба) еще нет умения одновременно с музыкой начинать и заканчивать движения.

Обучая детей согласованным движениям под музыку педагог учит детей двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки, привлекает внимание детей к тому, что под одну музыку можно плясать, под другую – ходить, давая возможность детям самостоятельно это различать. Детей учат отмечать движением 2-хчастную форму, силу звучания (громко, тихо), продолжают развивать ритмичность в ходьбе и беге под музыку. Побуждая детей к совместной деятельности, педагог учит детей выполнять основные движения и простые элементы танцевальных движений по показу и с речевой поддержкой. Игры и пляски, с которыми знакомят детей, включают умения двигаться по кругу, взявшись за руки, парами, освоить некоторые имитационные движения, передавать муз-игровой образ (зайчики, мишки, птички).

Танц движения также усложняются: надо уметь одновременно хлопать в ладоши и топать ногами, покачиваться с ноги на ногу, полуприседать.

В этом возрасте можно включать танцы с игрушками (У меня есть кукла Катя, я ее люблю. Приглашу ее на танец, с нею попляшу), с атрибутами - цветочками, листочками, платочками; простые образные движения (см Костина, стр. 46): «Петушок, ты к нам спеши, вместе с нами попляши, выше ножки поднимай, с нами песню запевай – Ку-ка-ре-ку!». Ребенку показывают, как ходит петушок.

В этом возрасте дети консервативны, они любят играть в уже известные и хорошо усвоенные игры, тем не менее необходимо знакомить детей и с новыми играми (Пример игры: в 1-й части игры дети изображают курочек, зайчиков, на 2-ю быструю часть – убегают от кошки, лисички. Игру в прятки можно чередовать с танцем. Поплясали – спрятались, опять поплясали).

В этом возрасте детей начинают ориентировать на самостоятельные творческие проявления – самому показать, как ходит петушок, мишка.

Обучать пляскам малышей помогают песенки с текстом (речевая поддержка).

Например, «Сапожок»: посмотри, мой дружок, на чудесный сапожок. Топ-топ-топ, топ- топ- топ, каблучками топ-топ-топ. Ой, как весело у нас, каблучки пустились в пляс…; ИЛИ: «Зашагали ножки по прямой дорожке, к милому дружочку приведут нас ножки. Раз, два, три….Побежали ножки по другой дорожке…»).

Внимание детей привлекается к началу и окончанию музыки. Навык начинать и заканчивать движение с музыкой формируется в музыкально-дидактических играх, упражнениях (см у Коротаевой - «Пошли гулять по дорожке?», или в сб «Музыкально-ритмические игры в детском саду – Киев, 1968: Упражнение с платочками: Дети сидят на стульчиках, в правой руке платочки. Под музыку, подняв руку, размахивают платочком, по окончании музыки руку с платочком опускают; или «Мы учимся бегать»: когда начинает звучать музыка дети свободно бегают по залу, с окончанием музыки останавливаются.

Методы приобщения к музыкально-ритмической деятельности и обучения разнообразны, вариативны, они дополняются многочисленными приемами:

- побуждения к совместным действиям;

- игровой метод;

- наглядно-слуховой (художественное исполнение педагогом музыки);

- наглядно-зрительный (показ игр, плясок или отдельных элементов движения);

- метод упражнения (практический метод) применяется не только при усвоении муз-ритмических навыков, но и в самостоятельной деятельности детей;

- словесный метод – краткие словесные указания, пояснения по ходу исполнения движений, рассказ при ознакомлении с новой игрой и др.;

- метод поощрения

 

Музыкальные репертуар:

Буренина А., Сауко Т. Топ-хлоп, малыши – СПб, 2001

Е Макшанцева Ладушки – Киев, 1982

Е. Макшанцева Скворушка – М., 1998

Музыка в детском саду. Первая младшая группа – М., 1990.

Хрестоматия к программе «Камертон». Музыка для движения – Нижний Новгород, 2000.

Е. Макшанцева Детские забавы – М., 1991.

 

2-я младшая группа (дошкольный возраст). Объем муз-ритмических навыков расширяется. В этом возрасте дети различают марш и пляску и соответственно двигаются (ходят, бегают, прыгают), отмечая движениями изменение силы звучания (громко, тихо) и темпа (умеренный, быстрый). Добиваясь выразительности исполнения педагог следит, чтобы ходьба была ритмичной, осанка, координация рук и ног правильной, прыжки – легкими, бег – не шаркающим и т.д. Постепенно дети обогащаются разнообразными плясовыми и образными движениями, которые позволяют им полнее передавать характер музыки, учатся притоптывать попеременно каждой ногой, делать фонарики, кружиться по одному, в парах, инсценировать несложные песни, попевки, выполняя под музыку действия, подсказанные текстом. Развитию движений помогают упражнения под музыку с использованием атрибутов: флажков (взмахи), платочков (плавные движения), погремушек (поднимать и опускать) и др.

Пример: «Паровоз» А. Филиппенко.

Для 3-хлетних детей: муз руководитель поет песню, дети, стоя друг за другом, двигаются по комнате топающим шагом и согнутыми в локтях руками делают круговые движения (под пение педагога).

Игры для детей 4-х лет включают и более сложные действия: «Флажок» М. Красева (Ветлугина, 150): под пение педагога дети идут по кругу, на 2-й куплет названный ребенок выполняет самостоятельное задание – пройти с флажком внутрь круга.

Обычно игры сопровождаются 2-3хчастным муз произведением, форму которого дети отмечают движениями: ходят в разных направлениях – убегают в «домик» и т.д..

Пляски также становятся сложнее, сопровождаются музыкой 2-хчастной формы и требуют соответствующих движений.

Пример: пляска «Приседай», стр.150, Ветлугина, или у Бурениной.

В плясках и играх 3-4-хлетних детей применяются игрушки, что вызывает большой интерес у малышей, они выполняют движения живо, эмоционально. Упражнения включают 1-2 движения (более активное и более спокойное), которые постепенно усложняются в зависимости от возраста детей. Например, под музыку Э. Перлова «Марш» 3-хлетние дети учатся ритмично ходить, 4-хлетние – маршировать с флажками и с окончанием музыки делать «воротики» с воспитателем. Затем исполняется музыка Т. Ломовой «Бег» и малыши пробегают друг за другом в построенные «воротики».

В средней группе большее внимание уделяется формированию навыков выразительного движения, предусматриваются задания для развития самостоятельности детей, детского творчества.

На 5-м году жизни детей учат различать, чувствовать и осознавать наиболее простые элементы муз выразительности, ощущать настроение музыки. Обращается внимание на то, что, например, с помощью темпа, динамики, регистра можно передать характер персонажей муз игр. В хороводах, играх детей учат обдумывать свои действия в соответствии с особенностями выразительных средств музыки. Дети учатся быстро и легко изменять характер движения: энергичный шаг на спокойную ходьбу и т.д. Ведется работа по развитию ритмичности движений, точного начала и окончания движений вместе с музыкой.

Пляски и упражнения главным образом игрового характера несложны по построению, развивают двигательные умения ребенка.

В конце года проверяется качество усвоения музыкально-ритмических навыков:

- способен ли ребенок, прослушав незнакомое произведение, передать в движении характер музыки;

- умеет ли отмечать различными движениями форму незнакомого муз произведения;

- насколько правильно и точно выполняет движения танца, пляски;

- какие плясовые движения применяет в самостоятельных, «свободных» плясках;

- каков уровень навыков коллективного движения при перестроениях.

В старшей группе детского сада дети легко ощущают изменение темпа, динамических оттенков, 2-3-хчастную форму пьесы, но движение ребенка могут стать более выразительными, если он понимает значение разнообразных средств музыкальной выразительности. Особое значение в этом возрасте имеет творческое развитие детей, умение самостоятельно действовать: построиться в круг без помощи взрослого, встать парами, изменить построение, запомнить последовательность движений, придумать выразительные движения.

Дети 5-6 лет любят придумывать, комбинировать, что-то создавать. Многие муз произведения дают возможность ребенку творчески проявить себя в движениях, инсценировках песен. Некоторые произведения специально созданы композиторами для стимулирования муз-игрового творчества дошкольников (например, у Коротаевой «Убежало молоко» - инсценировка).

Танцы, пляски, хороводы для детей старшего возраста содержат много элементов, перестроений, требуют четкости, непринужденности движений, поэтому в большинстве своем требуют поэтапного разучивания и упражнений.

Сочетание самостоятельных действий, выполнение учебных и творческих заданий разнообразят методику и активизируют исполнительскую деятельность детей.

Подготовительная к школе группа. Обучение муз-ритмическим движениям 7-милетних детей направлено на закрепление полученных знаний и является известным итогом работы, проведенной в предыдущих возрастных группах. Следует отметить важную особенность. Если при обучении пению устанавливаются преемственные связи межлу детским садом и школой, тов освоении ритмики дело обстоит по-иному. Ритмика в школе занимает незначительное место.

Программа обучения детей 6- 7 лет строится на тех же основаниях, что и в предыдущей группе, главное требование – формирование выразительного и непринужденного движения в соответствии с характером музыкальных образов. Продолжается работа над выразительным, четким исполнением танцев, плясок, хороводов, навыками творческой деятельности, активности, самостоятельности.

Примеры можно взять из сборника Музыка в детском саду, Тютюнниковой Т.Э. и др.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.