Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура политической идеологии

Политическая идеология как особая форма общественного сознания, как специфический вид идеологии имеет внутреннюю структуру, без выделения которой невозможно полностью раскрыть ее сущность, социальные функции, разработать ее теорию.

Политическая идеология имеет в принципе такую же внутреннюю структуру, как идеология в целом, но относительно более конкретного, специализированного участка действительности, которая в ней отображается – политического.

Структура политической идеологии представляет собой комплекс элементов:

· идей,

· гипотез,

· концепций,

· теорий,

· идеалов,

· лозунгов,

· программ политического развития.

Главным для сохранности стойкости структуры политической идеологии и обеспечения ее функциональной деятельности есть скоординованность, непротиворечивость содержания ее элементов, логическая и смысловая благоустроенность связей и отношений между ними.

Политическая идея есть исходным моментом теоретического познания и преобразования политической реальности.

В истории периодически возникает несоответствие между старыми идеями, способами объяснения действительности и новыми фактами политической жизни. Это противоречие сначала обнаруживается и осознается как довольно специфическая частичная проблема. Дальнейшее развитие противоречия может достичь состояния конфликта, кризиса, после которых противоречие решается в разных формах (стихийно или сознательно). Если же противоречия своевременно не решаются, они становятся тормозом на пути общественного прогресса. Противоречия между старыми и новыми факторами есть движущей силой прогрессивного политического развития.

В современной политологической литературе:

политическая идея – это форма отображения политической действительности, результат умственного постижения предмета познания – политического процесса.

Идея выступает не только элементом, формой знания, компонентом политического сознания, а и "мостиком" перехода от мысли к действию, от сознания к активности. Она есть высшей формой теоретического освоения действительности и содержит два момента: созданный теорией идеальный объект и план, нацеленный на его реализацию.

В политической идее очерчиваются пути практического воплощения идеального объекта в политическую реальность. Здесь объективная потребность, отображенная в теории через интересы, целые, мотивы социальных общностей и личностей, становится руководством к действиям.

Формирование и распространение новых политических идей – это не только важная сфера духовного производства, а и практическая потребность усовершенствования политических механизмов общества, без реализации которой прекрасные фразы о демократии, свободе могут маскировать террор, политический застой.

Политические институты, люди, которые сформировали политические идеи, взяли их на вооружение, стремятся ввести их в систему политической идеологии партий, социальных групп. Ведь действенность, практичность идей достигается лишь путем распространения и реализации идеологии. Политическая идеология начинается с идей, выступает как система идей, хотя и не сводится только к ним. В ней раскрывается функциональное назначение идей, возможности и особенности практической реализации их перехода в другие структурные компоненты.

Политическая идеология может получить статус теории. Для этого она должна стать основой гипотезы, пройти этап концепции. Хотя часть политических идей может не проходить этих этапов и закончить свою жизнь, так и не став теорией.

Социально-политические гипотезы имеют четкую идеологическую направленность в русле интересов класса, прослойки, партии, блока. Факты, которые служат отправным моментом при формировании гипотезы, могут иметь большую ступень достоверности, но, не будучи оформленные в целостную систему знания, они продолжают оставаться лишь материалом для подготовки гипотезы.

Познавательное значение гипотезы в развития политической идеологии проявляется в том, что она разрешает:

· высказать догадку о внутренней закономерной связи существующих идеологических и политических явлений, в определенной мере обосновать её фактическими данными;

· объяснить идеологические и политические явления и предусмотреть новые.

Научная гипотеза всегда опирается на определенные достигнутые результаты наблюдения и эксперимента, разработчики стараются согласовать ее не только с известными фактами общественного развития, а и с теоретическими принципами, которые проверенные практикой.

Идеологические гипотезы в политической сфере нацелены на раскрытие свойств и связей объектов идеологического и политического познания, детерминант их развития и на объяснение их истории. Хотя следует учитывать, что есть много гипотез, которые неверно, однобоко толкуют известные факты и толкают к ошибочным выводам.

Гипотеза лишь "продвигает" знание к концепции, теории. Развитие знания превращает гипотезу в определенное постоянство, которое имеет много характеристик истинного знания.

В ходе приведения в порядок и систематизации знаний возникает необходимость использования все более сложного понятийного аппарата, перехода к изучению отдельных свойств, особенностей и отношений политических явлений, к их углубленному, системному познанию. Гипотеза постепенно или же качественным прыжком вследствие накопления знаний превращается в концепцию политического развития. В последней происходит более существенное углубление и конкретизация знаний, хотя концепция все еще определенной мерой продолжает выполнять поисковую функцию в анализе политической действительности.

Понятие "концепция" довольно широко употребляется в периодической печати, в выступлениях политических деятелей, в работах ученых.

Если рассматривать политические концепции, которые включаются на определенном этапе формирования и развития в политическую идеологию, то можно констатировать, что они являются промежуточными образованиями между выдвинутой гипотезой (как предпосылкой создание теории) и научной теорией. Может быть собранное определенное количество достоверных фактов, целиком достаточных для постановки научной проблемы и выдвижения научного суждения в виде гипотезы. Но их недостаточно для систематизации фактов в виде теории. Именно здесь важную роль сыграет концепция знания без "жестко" заданной структуры. В основе концепции лежит развернутый тезис, которая создает ее ядро. Вокруг последнего накапливаются новые знания.

Изучение политических и идеологических процессов дает возможность получить новые факты для обоснования выдвинутых в виде гипотезы положений, для доведения их истинности. В определенный момент появляется возможность разработать концепцию, которая хотя и не может выступить в виде теории, но с большой мерой достоверности объясняет исследуемое явление или процесс. Конечно, концепция – это еще не достоверная теория, она может содержать догадки, определенные обобщения могут оказаться ошибочными. Но поиски аргументов и подтверждение жизненности концепции расширяют и углубляют наши знания об обществе и человеке, подводят к выдвижению и обоснованию новых политических идей, приближают решение теоретических и практических проблем.

Процесс развития познание и практики, доказав достоверность одних факторов и догадок и отвергнув другие, превращает концепцию на теорию лишь тогда, если она пройдет испытание практикой, которая подтверждает ее с такой ясностью и определенностью, что она становится наиболее возможной для реализации, если факты, которые составляют истину, переплетенные между собой, вытекают один из одного, ни одно звено не выпадает, не является искусственной.

Это разрешает нам говорить о том, что политические концепции развития общества – это переходное состояние социального знания от гипотезы к теории.

Вместе с тем необходимо учитывать, что понятием "концепция" нередко означают волюнтаристские, субъективистские, иллюзорно-футурологические "прожекты", которые не имеют достаточной степени достоверности, частично или полностью не могут быть реализованы на практике и служат лишь пропагандистским тактическим целям — концепции "большого общества", "развитого социализма", "тысячелетней империи".

Политическая концепция — это форма знания, в который содержательно выраженное целостное понимание объекта познание (хотя неполное, схематическое).

Концепции выполняют разные функции:

· дотеоретического знания (неразвитая теория),

· репрезентации основного содержания, смысла теории,

· средства преодоления кризиса и обновления теории.

В одних случаях концепция создает "концептуальное ядро" теории, в других – выполняет роль неполного теоретического знания.

В процессе познания и преобразование действительности происходит углубление, конкретизация знаний, которое находит свое отображение в развития самих форм познания, в их преобразовании в другие формы.

Переход от изучения отдельных свойств, особенностей и отношений политических процессов, их взаимосвязей с экономическими, духовными и другими процессами к системному познанию приводит к преобразованию политической концепции, к построению политической теории, в которой конкретная политическая реальность выступает в теоретически конкретном знании. Политические теории – важнейший системообразующий элемент внутренней структуры политической идеологии.

В современной общественной науке понятия "теория" употребляется в разных смысловых контекстах. Нас она интересует как феномен политического сознания, которое выступает как логически стройная система взаимосвязанных принципов, закономерностей политического развития и методов, способов доведения истинности знаний, с помощью которого описываются сущностные характеристики идеализированных объектов, концептуальных структур и моделей, полученных в результате исследований объективной реальности – обществ, государств, социальных групп, партий, общественных организаций, политических взглядов и действий.

При этом следует учитывать, что существуют:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и типологизация политических идеологий | Общие политические теории и
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.