Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Продолжение лекции про статегические цели




Государственное регулирование экономики в Республике Беларусь

 

Экономические отношения, складывающиеся на макро- и микроэкономическом уровнях, всегда подвергаются регулирующему воздействию со стороны государства. Степень такого воздействия может быть различной и зависит в том числе от политической системы данного общества, уровня развития правовой системы и ряда других факторов. Республика Беларусь не является исключением и как страна с переходной экономикой активно воздействует на экономические процессы.

Правовые основы государственного воздействия на экономические процессы заложены в ст. 13 Конституции Республики Беларусь, согласно которой государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. Согласно Конституции Республики Беларусь государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Таким образом, в качестве цели государственного регулирования хозяйственной деятельности Конституция Республики Беларусь определяет обеспечение интересов человека и общества, при этом необходимо соблюдать и социальные цели (ч. 1, 3 ст. 13 Конституции Республики Беларусь).

 

Профессор Л.В.Андреева обращает внимание на ряд важных задач, которые решает государственное регулирование: "создание необходимых рыночных институтов, защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности, обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды, поддержки и защиты отечественных товаропроизводителей, обеспечения безопасности государства и др." <2>.

--------------------------------

<2> Андреева, Л.В. Коммерческое право России: учеб. / Л.В.Андреева. - М.: Волтерс Клувер, 2006. - С. 5.

 

В юридической литературе профессор В.Н.Годунов рассматривает государственное регулирование хозяйственной деятельности в широком и узком смыслах. Автор указывает, что "при широком понимании государственного регулирования хозяйственной деятельности оно включает как определение государством принципов и форм осуществления хозяйственной деятельности, правового положения субъектов хозяйствования, порядка заключения и исполнения договоров в хозяйственных отношениях, правомочий государственных органов в сфере экономики и т.д., так и определенные действия государственных органов. Узкий подход охватывает лишь конкретные действия государственных органов по государственному регулированию хозяйственной деятельности в рамках правового поля" <3>.

--------------------------------

<3> Годунов, В.Н. Государственное регулирование хозяйственной деятельности: содержание и правовые основы / В.Н.Годунов // Право и демократия. - 2007. - N 18. - С. 128.

 

В целом государственное регулирование экономики можно определить как функцию государства, реализуемую посредством прямого и косвенного воздействия на экономические процессы, в целях обеспечения устойчивого развития Республики Беларусь на основе оптимального сочетания государственных, общественных и частных интересов.

Государственное регулирование экономики осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, министерства, государственные комитеты, исполнительные комитеты, местные администрации и т.д. в соответствии со своей компетенцией, обозначенной в соответствующих нормативных правовых актах.

Реализация конституционных положений о государственном регулировании хозяйственной деятельности нашла свое отражение в таком основополагающем документе, как Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 N 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" (далее - Директива N 4), которую можно назвать отправным пунктом нового этапа развития отношений государства и бизнес-сообщества. Директива N 4 носит программный характер, что подтверждается, с одной стороны, комплексным подходом ее структурирования по наиболее значимым для республики направлениям развития экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности, с другой - тем, что в Директиве N 4 содержатся поручения Совету Министров Республики Беларусь, Национальному банку Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому о необходимости разработки и утверждения плана мероприятий по реализации положений.

 

Цель принятия Директивы N 4 - это дальнейшая либерализация белорусской экономики, повышение ее конкурентоспособности и создание благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития. Согласно докладу Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (IFC) "Ведение бизнеса - 2012. Ведение бизнеса в более прозрачном мире" ("Doing Business - 2012. Doing business in a more transparent world") Республика Беларусь занимает 69-е место среди 183 государств, участвовавших в исследовании.

Анализируя содержание Директивы N 4, можно выделить следующие основные направления и принципы государственного регулирования хозяйственной деятельности, которые в настоящее время последовательно реализуются в белорусском законодательстве:

1) обеспечение дальнейшего развития добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности;

2) принятие мер по защите и развитию частной собственности; создание условий для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности;

3) ликвидация излишних административных барьеров при взаимодействии между государственными органами и юридическими лицами, гражданами;

4) завершение гармонизации налоговой системы Республики Беларусь с действующими в европейских странах; придание налоговому законодательству характера, стимулирующего добросовестное исполнение налоговых обязательств и деловую инициативу; расширение применения в Республике Беларусь международных стандартов в бухгалтерском учете, сокращение финансовой отчетности;

5) придание контрольной (надзорной) деятельности предупредительного характера, переход к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности;

6) усовершенствование инфраструктуры и системы финансирования малого предпринимательства в целях активизации предпринимательской деятельности и обеспечения эффективной поддержки предпринимательства (правовой, организационной и финансовой); формирование экономических стимулов к участию в развитии бизнес-среды субъектов предпринимательской деятельности частной формы собственности, общественных объединений, в том числе предпринимательских союзов (ассоциаций);

7) исключение излишнего регулирования рынка труда;

8) формирование правовой базы, стимулирующей развитие в Республике Беларусь механизмов государственно-частного партнерства;

9) обеспечение однозначного правового регулирования и стабильности законодательства, повышение качества подготовки нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Для определенных видов хозяйственной деятельности в законодательстве прямо обозначены принципы государственного регулирования, что следует признать правильным шагом, поскольку нормативное закрепление принципов позволяет четко определить рамки государственного "вмешательства" в такую сферу предпринимательской деятельности.

В юридической литературе также выделяются следующие функции государственного регулирования хозяйственной деятельности:

1) формирование рыночной инфраструктуры, создание условий успешного функционирования рынка, содействие добросовестной конкуренции;

2) стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;

3) решение макроэкономических проблем <8>.

--------------------------------

<8> Хозяйственное (предпринимательское) право: учеб. / отв. ред. Ю.Е.Булатецкий, Н.А.Машкин. - М.: Норма, 2007. - С. 157 - 158.

 

В настоящее время для Республики Беларусь, как и для других стран мира, актуален инновационный путь развития экономики. Общий подход к инновационному развитию состоит в том, что оно обеспечивает рациональную "организацию и управление производством при системной увязке и согласованности деятельности менеджерских структур и функционально-технических подразделений на основе использования прогрессивных методов менеджмента, обеспечения принятия оптимальных управленческих решений, соответствующих рыночным конкурентным условиям" <9>.

--------------------------------

<9> Радиевский, М. Механизм управления инновационной стратегией предприятия / М.Радиевский // Наука и инновации. - 2009. - N 12. - С. 47.

 

В настоящее время в Республике Беларусь государством уделяется большое внимание созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу, что в целом призвано способствовать развитию производства, основанного на новых и высоких технологиях. Немаловажен и тот факт, что поддержка развития инновационной инфраструктуры определена одним из основных принципов формирования и реализации государственной научно-технической политики Республики Беларусь (ст. 5 Закона Республики Беларусь от 19.01.1993 N 2105-XII "Об основах государственной научно-технической политики" <10>).

Государственное воздействие на субъектов хозяйствования осуществляется в определенных формах, опосредуемых правом. В юридической литературе встречаются различные точки зрения на формы государственного регулирования хозяйственной деятельности. Например, В.Н.Годунов полагает, что "государственное регулирование хозяйственной деятельности включает следующие формы: регулирование условий, прямое управление и контроль за хозяйственной деятельностью" <14>. Другой белорусский автор С.С.Вабищевич к формам государственного регулирования предпринимательской деятельности относит прогнозирование, планирование, денежную политику, антимонопольное регулирование <15>.

--------------------------------

<14> Годунов, В.Н. Государственное регулирование хозяйственной деятельности / В.Н.Годунов // Теоретические проблемы правового регулирования хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции. - Минск: БГУ. - 1998. - С. 9.

<15> Вабищевич, С.С. Предпринимательское право: состояние и перспективы развития предпринимательской деятельности: в 2 т. / С.С.Вабищевич. - Минск: Молодежное, 2008. - Т. 1. - С. 187 - 188.

 

Известный ученый-юрист В.С.Мартемьянов, исследуя проблемы государственного регулирования экономики, отмечал, что "все виды воздействия имеют правовую форму акта, то есть облеченного в установленную форму действия органа власти или управления, с которым связываются предусмотренные законом правовые последствия. У этих актов имеется свое наименование (плановый акт, целевая программа, разрешение, квота, лицензия, предписание и др.), адресат, назначение, содержание. Вне такой правовой формы государственного воздействия не существует" <16>. Аналогичного мнения придерживается И.В.Ершова, полагающая, что "государственное регулирование предпринимательской деятельности облекается в правовую форму акта. Акт государственного регулирования - это облеченное в установленную форму указание компетентного государственного органа, адресованное хозяйствующим субъектам или конкретному субъекту и содержащее требование о ведении предпринимательской деятельности определенным образом или о приведении ее в определенное состояние" <17>.

--------------------------------

<16> Мартемьянов, В.С. Хозяйственное право. Том 1. Общие положения: курс лекций. - М.: Изд-во БЕК, 1994. - С. 195.

<17> Ершова, И.В. Предпринимательское право: учеб. пособие / И.В.Ершова. - М.: ИД "Юриспруденция", 2008. - С. 22.

 

В отсутствие единообразия относительно форм государственного регулирования хозяйственной деятельности большинство авторов единодушны в определении методов государственного регулирования, классифицируя их на две группы: методы административного (прямого, директивного, императивного) и экономического (косвенного) воздействия на экономические процессы.

К методам прямого воздействия на общественные отношения в сфере хозяйственной деятельности можно отнести:

- государственный контроль (надзор) за осуществлением хозяйственной деятельности;

- лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности;

- государственную регистрацию субъектов хозяйствования;

- техническое нормирование и стандартизацию, обеспечение единства измерений на территории Республики Беларусь;

- прогнозирование и планирование как в масштабах республики, так и относительно отдельного субъекта хозяйствования;

- запрещение отдельных видов хозяйственной деятельности, их ограничение;

- регистрацию товарных знаков и выдачу патентов на объекты интеллектуальной собственности;

- определение правил ведения бухгалтерского учета, учета доходов и расходов, ведения статистической отчетности, организации документооборота;

- определение порядка безналичных и наличных расчетов между субъектами хозяйствования, организации приема наличных денежных средств, соблюдение кассовой дисциплины;

- установление порядка оценки стоимости бизнеса как процесса определения стоимости бизнеса, его части или доли в нем.

 


[1] Лазарев, В.В. Теория государства и права: учебник / В.В. Лазарев, С.В. Липень. – 4-е изд. – испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – С. 83.

Стратегические цели определяются спецификой объекта управления. Если это коммерческая организация, то они могут заключаться в достижении конкретных рубежей на рынке, в инновационной активности, в повышении прибыльности, эффективности производства и управления. Если это региональная или городская администрация, то стратегические цели, как правило, имеют социальный характер и характеризуют повышение уровня жизни населения региона.

Ниже приведен примерный укрупненный перечень целей предприятия в зависимости от его специфики:

1) увеличение доли продукции на рынке в регионе (отрасли и т.д.) до стольких-то % за счет высокого качества продукции, технико-экономических характеристик, превышающих конкурентные, а также за счет усиления маркетинговой политики и т.п.;

2) достижение передовых позиций в отрасли по такому-то научно-техническому направлению, внедрение ноу-хау при производстве продукции для повышения эффективности производства, снижения издержек на 15 %;

3) выход на такие-то новые рынки сбыта продукции (услуг) в таком-то объеме к такому-то периоду.

Рисунок 9 - Требования к стратегическим целям

На основе общих стратегических целей предприятия формулируются частные цели функциональных подразделений (маркетинга, персонала и т.д.), которые, в свою очередь, конкретизируют и детализируют задачи структурных единиц. На этапе формулирования стратегических целей происходит только укрупненная функциональная структуризация. Детальная постановка целей производится, как правило, на стадии составления Стратегического плана.

Конкретный сквозной пример структуризации целей предприятия в разрезе служб и подразделений.

Рисунок 10 - Пример структуризации целей предприятия, выпускающего цветные телевизоры

 

Стратегические цели всегда достигаются при определенных ограничениях, которые могут задаваться самим предприятием и воздействовать извне. Следующим этапом стратегического планирования является изучение внешних и внутренних факторов.

 

Тема «Стратегический анализ общего и оперативного окружения инновационной деятельности»

 

Все компоненты макроокружения находятся в состоянии сильного взаимовлияния. Изменения в одной из компонент обязательно приводят к тому, что происходят изменения в других компонентах макроокружения, степень влияния проявляется по-разному в зависимости от размера организации, ее отраслевой принадлежности, территориального расположения и т.п. Поэтому их изучение и анализ должны вестись не по отдельности, а системно с отслеживанием не только собственно изменений в отдельной компоненте, но и с уяснением того, как эти изменения скажутся на других компонентах макроокружения. Под ней понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

Факт взаимосвязанности является значимым уже не только для рынков страны или региона, но и для мирового рынка. Данная взаимозависимость превратила среду современных организаций в бурно изменяющуюся. Руководители больше не могут рассматривать внешние факторы по отдельности, изолированно друг от друга. Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию. Анализ покупателей как компоненты непосредственного окружения организации имеет своей задачей в первую очередь составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься ими, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и др. Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта. Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении.

Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы. Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации кадрами, необходимыми для решения ею своих задач. Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. При этом важно обращать внимание на общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структуру населения, уровень образованности рабочей силы, величину заработной платы. Анализ правового регулирования предполагает изучение законов и других нормативных актов, которые устанавливают правовые нормы и рамки отношений, что дает организации возможность определить допустимые для себя границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Политическая составляющая дает ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Изучение социальной компоненты макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений, как отношение людей к работе и к качеству жизни, существующие в обществе обычаи и верования, разделяемые людьми ценности, демографические структуры общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей или их готовность к перемене места жительства.

Социальная компонента является всепроникающей, влияющей на другие компоненты макроокружения и на внешней среде организации. Социальные компоненты изменяются относительно медленно. Анализ технологической компоненты позволяет учесть развитие науки и техники, влияющих на производство новой продукции, ее усовершенствование, модернизацию технологии изготовления и сбыта. Прогресс науки и техники несет огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Приспособление своих услуг и продукции к характеристикам того или иного международного окружения предполагает понимание факторов каждой международной среды, т.е. культуры, экономики, законодательства, государственного регулирования и политической обстановки.

Определяется значимость для организации внешних факторов косвенного воздействия. При этом выясняется современное состояние по всем составляющим внешней среды, выявляются тенденции изменения этих составляющих, определяется характер перемен и ожиданий по ним.

В результате проведения анализа по каждому этапу выявляются количественные показатели оценки всех сегментов внешней среды (таблица 5).

Таблица 5

Последовательность и результаты анализа внешней среды

Этапы работы Цель Методы Результаты
1.Выбор товара или услуги Определить нишу Изучить объемы продаж и удовлетворенность спроса (ёмкость рынка), а также возможность вытеснения товара Возможный объем продажи товара
2. Оценка действий конкурентов Определить возможности конкурентов для занятия этой ниши Изучить работу аналогичных предприятий: технологию, организацию, качество, затраты, снабжение, сбыт, исследования и инфраструктурные связи Доминирующий фактор конкуренции
3. Анализ схемы предприни- мательства Определить требуемые ресурсы и возможность их получения Изучить возможности создания (приобретения, установки, пуска и работы) технологии, обеспечения сырьем, материалами, кадрами, помещениями, услугами и капиталом Объем связи с поставщиками. Надежность снабжения. Возможности получения услуг и капитала
4. Анализ общего окружения Определить значимость внешних факторов Изучить состояние государственно-политических, идеологических, экономических и других факторов. Определить характер тенденций и ожиданий Неопределенность значений факторов. Стабильность значений факторов. Темпы изменений значений факторов

 

Анализ необходимо проводить отдельно по сегментам внешней среды и отдельно по каждому партнеру. Для этого необходимо определиться с первичными показателями и формой оценок.

Исходная информация собирается экспертами данного предприятия или внешними консультантами и заполняется в специально разработанную анкету. Она содержит вопросы, отражающие характер связи с партнером, уровень знаний о нем. Анкеты, заполненные несколькими экспертами (лучше 5 - 6 человек), обрабатываются путём усреднения оценок и частичной трансформации.

Рост конкурентного статуса обусловливается не только лучшим показателем использования внутренних возможностей (стратегического потенциала) а и благоприятными условиями внешней среды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.