Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логистика

Курс лекций

для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»

 

(18 часов)

 

 

Составитель: доцент В.М. Самойлов

 

 

Воронеж, 2011

Содержание

 

Тема 1. Понятие, концепция и функции логистики............................................................. 3

1.1. История, объект и понятия логистики..................................................................... 3

1.2. Понятие материального потока и логистической операции................................. 4

1.3. Информационные потоки в логистике.................................................................... 5

1.4. Концепция логистики................................................................................................ 6

1.5. Цель и функции логистики....................................................................................... 7

Тема 2. Системный подход и методологический аппарат в логистике............................. 8

2.1. Определение и основные принципы системного подхода.................................... 8

2.2. Понятие и виды логистических систем................................................................... 9

2.3. Общая характеристика методов решения логистических задач.......................... 11

2.4 Классификация моделей логистических систем.................................................... 12

Тема 3. Закупочная логистика............................................................................................... 14

3.1. Сущность и задачи закупочной логистики............................................................ 14

3.2. Выбор поставщика.................................................................................................... 15

3.3. Система поставок «точно в срок» (система ТВС) в закупочной логистике....... 16

Тема 4. Производственная логистика.................................................................................. 17

4.1. Сущность и задачи производственной логистики................................................ 17

4.2. Варианты управления материальными потоками в рамках

внутрипроизводственных логистических систем................................................. 19

4.3. Эффективность применения логистического подхода к управлению

материальными потоками на предприятии........................................................... 20

Тема 5. Транспортная логистика........................................................................................... 21

5.1. Сущность и задачи транспортной логистики........................................................ 21

5.2. Выбор вида транспортного средства...................................................................... 22

5.3. Транспортные тарифы и правила их применения................................................ 23

Тема 6. Логистика распределение и сбыта.......................................................................... 25

6.1. Сущность и значение распределения в логистике................................................ 25

6.2. Потребление материального потока в логистике................................................. 25

6.3. Размещение распределительных центров на логистическом полигоне............. 26

Тема 7. Информационная логистика.................................................................................... 28

7.1. Информационные системы в логистике................................................................ 28

7.2. Виды логистических информационных системы................................................. 29

7.3. Принципы построения логистических информационных систем...................... 30

7.4. Использование в логистике технологии автоматизированной

идентификации штриховых кодов......................................................................... 31

Тема 8. Сервис в логистике................................................................................................... 33

8.1. Понятие логистического сервиса............................................................................ 33

8.2. Формирование систем логистического сервиса.................................................... 34

8.3. Уровень логистического обслуживания................................................................ 34

Тема 9. Склады в логистике.................................................................................................. 36

9.1. Склады, их определение и виды............................................................................. 36

9.2. Функции складов...................................................................................................... 37

9.3. Краткая характеристика складских операций....................................................... 37

9.4. Грузовая единица – элемент логистики................................................................. 38

Библиографический список.................................................................................................. 40


Тема 1. ПОНЯТИЕ, КОНЦЕПЦИЯ И ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ

1.1. ИСТОРИЯ, ОБЪЕКТ И ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИКИ

Сравнительно новый для экономикитермин «логистика» имеет многовековую историю.

Как самостоятельная дисциплина и сфера деятельности логистика упоминается в конце IX - начале Х века. В военно-теоретическом трактате «Тактика Льва», автором которого является византийский император Лев VI Мудрый (годы царствования: 886-912 гг.), основополагающими дисциплинами названы: стратегия - наука о планировании военных кампаний и о принципах военного руководства, и тактика - наука о боевом построении, вооружении и военных передвижениях. Наряду с ними автор раскрывает и содержание логистики - науки о структуре войска, его снабжении, нормах продолжительности движения и отдыха.

Это значение термин «логистика» продолжает сохранять до наших дней. Например, в большом англо-русском словаре слово «logistica» переводится как:

1) тыл и снабжение,

2) материально-техническое обеспечение,

3) организация и осуществление работы тыла.

Логистические подходы широко применялись во время II мировой войны, особенно американской армией.

Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов. Специальных государственных контролеров называли логистами. Согласно свидетельству Архимеда, в IV в. до нашей эры - время наивысшего могущества Афин, наибольшей демократизации общественного строя и расцвета культуры - в Древней Греции было 10 логистов.

В древнем Риме под логистикой понимали распределение продуктов.

В ХVII-ХVIII вв. немецкий философ-идеалист, математик, физик и языковед ГотфридВильгельм Лейбниц называл логистикой математическую логику.

В России в середине прошлого века, согласно «Военному энциклопедическому лексикону», изданному в Санкт-Петербурге в 1850 г., под логистикой понималось искусство управления перемещением войск, организация их тылового обеспечения.

Основоположником логистики в ее современном понимании является Антуан Анри (Генрих Вениаминович) Жомини (1779-1869 гг.), военный теоретик и историк. С 1798 г. служил в швейцарской армии, с 1804 г. - во французской, с 1813 г. - в русской. Один из основателей военной академии; в своих трудах обобщил опыт войн конца ХVIII - начала XIX века. Внес значительный вклад в разработку методики исследования (применение сравнительного метода). Труды А. Жомини оказали большое влияние на развитие военно-теоретической мысли и принципы ведения войны вплоть до начала XX века. Систему управления войсками подразделял на стратегию, тактику и логистику, которую определял как «практическое искусство движения войск», при этом утверждал, что логистика содержит не только перевозки, но и широкий круг вопросов, включающих планирование, управление и снабжение, определение мест дислокации войск, а также строительство коммуникаций: мостов, дорог и т.д.

Объектом изучения дисциплины «логистика» являются материальные и связанные с ними информационные, финансовые и др. потоковые процессы. Широкое применение логистики в практике хозяйственной деятельности объясняется необходимостью сокращения временных интервалов между приобретением сырья и поставкой товаров конечному потребителю. Логистика позволяет минимизировать товарные запасы, а в ряде случаев вообще отказаться от их использования, существенно сократить время доставки товаров, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Целью исследования является разработка концептуальных основ феномена логистики, упорядочение ее понятийного аппарата, выявление объективных тенденций развития логистики, формирование на этой основе границ целесообразности применения логистики и определение круга решаемых ею задач.

Предметом исследования выступает многообразие и вариантность проявлений логистики: она не исчерпывается лишь технологией управления совокупностью материальных, финансовых, информационных и прочих потоков.

В зарубежной литературе понятие логистики чаще всего трактуется как процесс управления движением и хранением сырья, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку готовой продукции потребителю (принцип уплаты денег - получения денег).

В терминологическом словаре по логистике, изданном в России в 1995 г., дается следующее определение:

«Логистика (logistics) - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации».

Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, способную адекватно реагировать на возмущения внешней среды, интеграции техники, технологии, экономики, методов планирования и управления потоками.

Использование принципов логистики в экономике началось сравнительно недавно. В 60-х и начале 70-х годов в экономически развитых странах стали осознавать, что рациональное распределение произведенной продукции позволяет снизить ее себестоимость без дополнительных капитальных вложений. Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы на логистику, т.е. на транспортировку, хранение, упаковку и т.п. В этой области имеется существенный нереализованный потенциал снижения издержек и улучшения качества поставок, а значит, и повышения конкурентоспособности. Энергетический кризис 70-х годов подтолкнул исследования в этом направлении.

Главные причины резкого возрастания интереса к логистической идее заключаются в следующем:

- обеспечение конкурентных преимуществ за счет снижения себестоимости и улучшения качества поставок;

- энергетический кризис;

- научно-технический прогресс и компьютеризация управления;

- превращение рынка продавца в рынок покупателя.

1.2. ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА И ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ

Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная с первичного источника сырья, вплоть до конечного потребителя и могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Материальным потоком называются грузы, детали, товарно-материальные ценности и т.п., рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т.д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т.д.).

Когда материальный поток при осуществлении некоторых логистических операций рассматривается для заданного момента времени, он превращается в материальный запас. Например, операция транспортировки груза железнодорожным транспортом. Т.е. когда груз находится в пути, он является материальным запасом или «запасом в пути».

Относительно конкретной логистической системы материальный поток может быть внешним и внутренним. Внешний материальный поток протекает во внешней среде, т.е. за пределами логистической системы. Внутренний -образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы.

Различаютвходной и выходной материальный потоки. Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды и как правило определяется суммой величин материальных потоков на операциях разгрузки. Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду и определяется суммой материальных потоков операций по погрузке различных видов транспортных средств.

Понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками. Оно распространяется и на действия по приему, обработке и передаче информации, соответствующей этому потоку.

К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и другие операции. Логистические операции с информационным потоком - это сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному потоку. Издержки на выполнение логистических операций с информационными потоками составляют существенную часть логистических издержек.

Выполнение логистических операций с материальным потоком, поступающим в логистическую систему или покидающим ее, отличается от выполнения этих же операций внутри логистической системы. Это объясняется имеющим место переходом права собственности на товар и переходом страховых рисков с одного юридического лица на другое. По этому признаку все логистические операции разделяют на односторонние и двусторонние.

Некоторые логистические операции являются продолжением технологического производственного процесса, например, расфасовка, они изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производства, так и в сфере обращения, например, в фасовочном цехе оптовой базы.

Логистические операции, выполняемые в процессе снабжения предприятия или сбыта готовой продукции, т.е. операции, выполняемые в процессе «общения логистической системы с внешним миром», относят к категории внешних логистических операций. Логистические операции, выполняемые внутри логистической системы, называют внутренними. Неопределенность окружающей среды, в первую очередь, сказывается на характере выполнения внешних логистических операций.

1.3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ В ЛОГИСТИКЕ

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка циркулирующей в логистических системах информации, поэтому одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока.

Информационный поток - это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток соответствует материальному и может существовать в виде бумажных и электронных документов.

В логистике выделяют следующие виды информационных потоков:

- в зависимости от вида связываемых потоком систем: горизонтальный и вертикальный;

- в зависимости от места прохождения: внешний и внутренний;

- в зависимости от направления по отношению к логистической системе: входной и выходной.

Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом он может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную.

Опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе, в прямом направлении - это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза.

Одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока.

Вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству и по качеству, разнообразные претензии, подтверждения.

Путь, по которому движется информационный поток, в общем случае, может не совпадать с маршрутом движения материального потока.

Информационный поток характеризуется следующими показателями: источником возникновения; направлением движения; скоростью передачи и приема; интенсивностью потока.

Управлять информационным потоком можно следующим образом:

- изменяя направление потока;

- ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема;

- ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.

Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени. При использовании электронно-вычислительной техники информация измеряется байтами. Кроме того, она может измеряться количеством обрабатываемых или передаваемых документов или суммарным количеством документострок в обрабатываемых или передаваемых документах.

1.4. КОНЦЕПЦИЯ ЛОГИСТИКИ

Концепция - это система взглядов, то или иное понимание явлений и процессов.

Изучение логистики должно базироваться на понимании основной идеи логистического подхода. Деятельность по управлению материальными потоками, также как производственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности, осуществлялась человеком, начиная с самых ранних периодов его экономического развития. Новизна логистического подхода к управлению материальными потоками заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками. Лишь сравнительно недавно человечество осознало, каким потенциалом повышения эффективности обладает рационализация потоковых процессов в экономике.

Система взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессов является концепцией логистики. Охарактеризуем ее основные положения.

1. Реализация принципа системного подхода. Оптимизация материального потока возможна в пределах одного предприятия или даже его подразделения. Однако максимальный эффект можно получить лишь оптимизируя либо совокупный материальный поток на всем протяжении от первичного источника сырья до конечного потребителя, либо отдельные значительные его участки. При этом все звенья материалопроводящей цепи, т. е. все элементы макрологистических и микрологистических систем должны работать как единый слаженный механизм. Для решения такой задачи необходимо с системных позиций подходить к выбору техники, к проектированию взаимоувязанных технологических процессов на различных участках движения материалов и к другим вопросам, касающимся организации материальных потоков.

2. Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования. Использование оборудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям. Очевидно, что при выполнении определенной операции универсальное оборудование, как правило, проигрывает оборудованию, созданному специально для выполнения этой операции. Это положение в полной мере распространяется и на логистические процессы. Отметим только, что оптимизация потоковых процессов за счет использования оборудования, отвечающего конкретным условиям работы, возможна лишь в условиях выпуска и массового использования широкой номенклатуры разнообразных средств производства. Иными словами, для того, чтобы применить логистический подход к управлению материальными потоками общество должно иметь достаточно высокий уровень научно-технического развития.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Коммерция и логистика | Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.