Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение и основные принципы системного подхода. Природа материального потока такова, что на своем пути к потребителю он проходит производственные, складские




АППАРАТ В ЛОГИСТИКЕ

Тема 2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ

Природа материального потока такова, что на своем пути к потребителю он проходит производственные, складские, транспортные звенья. Организуют и направляют материальный поток разнообразные участники логистического процесса.

Методологической основой сквозного управления материальным потоком является системный подход - представляющий собой направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, что позволяет исследовать трудно наблюдаемые свойства и отношения в объектах.

Системный подход означает, что каждая система является интегрированным целым даже тогда, когда она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Он позволяет увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

Функционирование реальных логистических систем характеризуется наличием сложных стохастических связей как внутри этих систем, так и в их отношениях с окружающей средой. В этих условиях принятие частных решений, без учета общих целей функционирования системы и предъявляемых к ней требований, может оказаться недостаточным, а возможно и ошибочным.

Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции. Это своего рода совокупность познавательных принципов, соблюдение которых позволяет определенным образом сориентировать конкретные исследования.

При формировании логистических систем должны учитываться следующие принципы системного подхода:

- последовательного продвижения по этапам создания системы. Соблюдение этого принципа означает, что система сначала должна исследоваться на макроуровне, т. е. во взаимоотношении с окружающей средой, а затем на микроуровне, т. е. внутри своей структуры;

- согласования информационных, надежностных, ресурсных и других характеристик проектируемых систем;

- отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы.

2.2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Чтобы какой-либо объект можно было считать системой он должен обладать четырьмя свойствами.

1. Целостность и членимость. Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Элементы существуют только в системе. Вне системы это лишь объекты, обладающие потенциальной способностью образования системы. Элементы системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми.

2. Связи. Между элементами системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т.д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, так как в противном случае система не сможет существовать.

3. Организация. Наличие системоформирующих факторов у элементов системы лишь предполагает возможность ее создания. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т.е. определенную структуру, организацию системы.

4. Интегративные (суммарные или эмерджентные) качества - это качества, присущие системе в целом, но не свойственные ни одному из ее элементов в отдельности.

Можно привести множество примеров систем. Возьмем обыкновенную шариковую ручку и посмотрим, имеет ли она четыре признака системы. Первое: ручка состоит из отдельных элементов - корпус, колпачок, стержень, пружина и т.д. Второе: между элементами имеются связи - ручка не рассыпается, она является единым целым. Третье: связи определенным образом упорядочены. Все части разобранной ручки можно было бы связать ниткой. Они тоже были бы взаимосвязаны, но связи не были бы упорядочены и ручка не имела бы нужных нам качеств. Четвертое: ручка имеет интегративные качества, которыми не обладает ни один из составляющих ее элементов - ручкой можно писать.

Из всего множества разнообразных систем логистические системы выделяются составом элементов, характером связей между ними, организацией и интегративными свойствами.

Отличительные признаки логистической системы:

- наличие потокового процесса;

- определенная системная целостность.

Охарактеризуем свойства логистических систем в разрезе каждого из четырех свойств, присущих любой системе.

Первое свойство: логистическая система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Выделяют следующие элементы логистических систем:

ЗАКУПКА - подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.

СКЛАДЫ - здания, сооружения, устройства и т.п., где временно размещаются и хранятся материальные запасы, преобразуются материальные потоки.

ЗАПАСЫ - запасы материалов, которые позволяют данной системе быстро реагировать на изменение спроса, обеспечивают равномерность работы транспорта, помогают решать другие задачи в логистических системах.

ТРАНСПОРТ - этот элемент является сложной системой и включает в себя материально-техническую базу, с помощью которой транспортируются грузы, а также инфраструктуру, обеспечивающую ее функционирование.

ИНФОРМАЦИЯ - подсистема, которая обеспечивает информационную связь между другими элементами логистической системы, контролирует выполнение логистических операций, а также решает ряд других задач.

КАДРЫ - организованный персонал, занятый выполнением логистических операций.

СБЫТ - подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.

В производственных логистических системах выделяют также элемент «ОБСЛУЖИВА-НИЕ ПРОИЗВОДСТВА», под которым понимаются подразделения логистики, занятые обслуживанием процесса производства.

Второе свойство: между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества системы.

Третье свойство: связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены, т.е. логистическая система имеет организацию.

Четвертое свойство: логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар необходимого качества в необходимом количестве в нужное время, в нужное место с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешнейсреды. Интегративные качества логистической системы позволяют ей закупать материалы, пропускать их через свои производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая при этом заранее намеченных целей.

Логистическую систему можно сравнить с живым организмом. Мускулы этого организма - подъемнотранспортная техника, центральная нервная система - сеть компьютеров на рабочих местах участников логистического процесса, организованная в единую информационную систему. По размерам этот организм может занимать территорию завода или оптовой базы, а может охватывать регион или выходить за пределы государства. Он способен адаптироваться, приспосабливаться к измениям внешней среды.

Логистическая система - это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т.д. Цель логистической системы - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства (принципа «уплаты денег - получения денег») (рис. 5). Вначале закупаются средства производства, которые в виде материального потока, поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.

Пот-ребитель
Сбыт
За-купка
Пос-тавщик
Л о г и с т и ч е с к а я с и с т е м а

                           
   
     
   
 
 
     
 
 
     
 
 
 
   
     
 

 


Границы логистической системы

Условные обозначения: материальный поток, поток финансовых средств.

Рис. 5. Выделение границ логистической системы на основе цикла обращения

средств производства.

Логистические системы делят на макро- и микрологистические системы.

Макрологистическая система - это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Она представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран и другие барьеры.

Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.

В рамках макрологистики связи между отдельными микрологистическими системами устанавливаются на базе товарно-денежных отношений. Внутри микрологистической системы также функционируют подсистемы. Однако основа их взаимодействия бестоварная. Это отдельные подразделения внутри фирмы, объединения, либо другой хозяйственной системы, работающие на единый экономический результат.

Принципиальная схема планово-организованной совокупности подразделений предприятия, образующих микрологистическую систему, изображена на рис. 6.

На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем (рис. 7).

Логистические системы с прямыми связями, в которых материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников (рис. 7а).

Эшелонированные логистические системы. В таких системах на пути материального потока есть хотя бы один посредник (рис. 7б).

Гибкие логистические системы. Здесь движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников (рис. 7в).

                             
   
Закупка
 
Планирование и управление производством
 
Сбыт
             
 
 
 
     
 
 
   


Рынок Рынок

снаб-

Склад готовой продукции
Склад сырья
жения сбыта

                   
   
   
       
         
 

 

 


Условные обозначения: материальный поток, информационный поток

Рис. 6. Принципиальная схема внутрипроизводственной (микрологической) системы.

       
 
Производитель
   
Потребитель
 


а) с прямыми связями

 

           
 
Производитель
 
Посредник
     
Потребитель
 


б) эшелонированная

 

 
 

 


в) гибкая

 

Рис. 7. Принципиальные схемы логистических систем различных видов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.