Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономико-математические модели организации и функционирования совместных предприятий

Выбор и обоснование критериев эффективности

Экономико-математические модели организации и функционирования совместных предприятий

Лекция №8. Организационно-экономическое моделирование процесса функционирования интегрированных корпоративных структур

 

Выбор партнера по стратегическому альянсу является сложным и ответственным шагом для обеспечения эффективной работы. Совокупность описанных выше факторов обеспечения успешного функционирования создаваемого объединения (согласование корпоративных культур, соответствие целей и др.) можно свести к проблеме совместимости участников соглашения. Основным фактором общей совместимости организаций-партнеров является совместимость ресурсов, вкладываемых ими в стратегический альянс.

Разработка экономико-математического метода оценки ресурсов предприятий, вступающих в альянс. Решение вопроса о вложениях в потенциальный альянс связано с выбором организационной формы создаваемого объединения, от которой зависит и структура управления новой организацией.

Любой стратегический альянс образуется интеграцией бизнес-единиц двух предприятий. Следовательно, предприятия, преследующие стратегию такой интеграции, должны иметь дивизиональную структуру, образованную по продуктовому и/или географическому признаку.

Ввиду многообразия организационных форм стратегических альянсов их организационные структуры также могут быть различными. В качестве примера предлагается рассмотреть процесс формирования организационной структуры совместного предприятия (СП). Для управления СП может использоваться любая из традиционных схем (функциональная, дивизиональная, матричная и др.). Выбираемая структура зависит от характера деятельности предприятия, числа сторон, принявших участие в создании СП, степени диверсификации производства и предоставляемых услуг [21]. Например, организационная структура СП может быть линейнофункциональной, как представлено на схеме ее формирования (рис. 2.17).


Рис. 2.17. Схема формирования организационной структуры совместного предприятия СП

В обобщенном виде потенциал любого совместного предприятия можно определить как совокупность ресурсов, вложенных его участниками:

где - потенциал (совокупность трудовых, производственных, научно-технических, финансовых и материальных ресурсов) совместного предприятия;

и - совокупность ресурсов, привнесенных 1-м и 2-м предприятием в альянс соответственно;

- количество каждого -го вида ресурсов (в денежном выражении);

, ; и - общее количество видов ресурсов, привнесенных предприятиями А и В соответственно.

Данное выражение позволяет оценить общую стоимость ресурсов, вложенных двумя участниками в СП, но не позволяет судить о возможности их эффективного использования.

Поскольку рентабельная работа СП по производству -го вида изделия возможна лишь при эффективном совмещении ресурсов, вносимых предприятиями-партнерами, необходимо рассмотреть условие совместимости ресурсов, предоставляемых каждым из предприятий в распоряжение СП.

Предлагается выразить данное условие с использованием аппарата теории множеств, тогда совокупность ресурсов предприятий и может быть обозначена как множества:

где и - множество всех ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятий и соответственно,

- ресурс -го назначения, ; - общее количество видов ресурсов предприятия ,

- ресурс -го назначения, ; - общее количество видов ресурсов предприятия .

Поскольку оба предприятия вкладывают в СП не все, а только часть ресурсов, которая необходима для деятельности СП и оговорена в соглашении, то множество ресурсов, вносимых предприятиями в СП, можно выразить как:

где и - множество ресурсов, вносимых в СП предприятиями и соответственно. Предлагается также ввести множество ресурсов СП:

- множество ресурсов, принадлежащих СП,

- ресурсы, полезные для работы СП с точки зрения обоих участников соглашения, ; - общее количество ресурсов, необходимых для работы над -м изделием.

В качестве иллюстрации описываемого принципа совместимости ресурсов предлагается схема, представленная на рис. 2.18.


Рис. 2.18. Формирование ресурсной базы для i-го вида продукции совместного предприятия

Множество состоит из таких ресурсов, которые не только полезны для работы над -м изделием, но и являются взаимоприемлемыми, что определяет совместимость участников договора.

Совокупность ресурсов, необходимых для эффективной работы СП, может меняться в зависимости от условий внешней и внутренней среды СП.

Существование СП имеет смысл, если выполняются следующие условия:

Если эти два условия не выполняются, то дальнейшее совместное производство -го изделия не имеет смысла, и возникает необходимость рассмотрения вопроса о закрытии данного СП и перевооружении производства.

Постановка задачи экономико-математического моделирования. Рассматривается стратегический альянс в форме СП между двумя конкурентами, сотрудничающими по производству -го вида продукции. СП работает в нормальном режиме, предприятия партнеры условно обозначены как и .

Система имеет следующие характеристики:

- производственная программа по -му виду номенклатуры является постоянной величиной в каждую единицу рассматриваемого периода времени.

Объемы производства продукции равны объемам ее реализации.

Вводится - интервал прогнозирования, - предыдущий интервал времени (), допустимое время на изменение режима работы СП (- время перехода), позволяющее адекватно реагировать на изменение внешней среды без потери конкурентоспособности СП, - период инертности спроса (рис. 2.19). Время перехода на новый режим работы () должно быть меньше :


Рис. 2.19. Ось интервалов времени

Требуется определить режим работы альянса и выбрать стратегию перехода на него при условии снижения прогноза спроса, т. е. возможного объема сбыта на i -й вид продукции в каждый момент времени в прогнозируемом периоде времени по сравнению с фактическим спросом:

Вводятся следующие ограничения:

В СП производится один вид продукции.

Работа СП должна быть безубыточной.

Система начинает реагировать на изменение спроса с момента поступления сигнала о таком изменении.

Изменение структуры спроса происходит однажды за рассматриваемый период.

Спрос растет с увеличением затрат на маркетинг.

Работа алгоритма начинается с определения стратегической цели работы СП. Предполагается, что целью СП является максимизация прибыли в системе, т. е.:

где - общая прогнозируемая прибыль совместного предприятия,

и - доли прибылей, распределяемые между двумя организациями соответственно их вкладам в СП,

и - весовые коэффициенты, отражающие процент потенциальной прибыли, полагающийся каждому из участников СП.

В соответствии с поставленной целью СП разрабатывает стратегию деятельности и формирует ресурсную базу для ее осуществления. Ресурсы СП складываются из вложений, сделанных участниками соглашения.

Поступают данные о снижении спроса на величину .

В случае удовлетворения условия совместимости и уместности ресурсов на основе составленного прогноза спроса для периода определяется ожидаемая прибыль - .

Полученная величина должна быть не меньше некоторой минимальной прибыли, установленной предприятием в качестве граничной величины:

где - допустимая величина прибыли на -е изделие, при которой функционирование СП имеет смысл.

Теоретически может принимать любые неотрицательные значения:

Данное выражение означает возможность выбора для конкретного предприятия нулевой прибыли, т. е. прибыли в точке безубыточности, в качестве допустимой величины.

Если , эффективность работы СП ставится под сомнение. Необходимо пересмотреть распределение ресурсов СП с целью нахождения возможности повышения уровня спроса на изделие СП посредством корректировки плана маркетинга, что сопряжено с анализом причин снижения спроса и путей их устранения.

Восстановление уровня прибыли возможно при наличии достаточных ресурсов для усиления мероприятий маркетинга до достижения уровня прибыли .

Происходит переоценка потенциала СП и снова проверяется условие на достаточность и совместимость ресурсов. Если условие не выполняется, то возникает необходимость прекращения выпуска изделия, чтобы не допустить убыточного производства и разорения СП. Прекращение деятельности СП по производству данного вида продукции приводит к освобождению ресурсов, что дает возможность участникам СП перейти на выпуск нового вида продукции, а также создать другой стратегический альянс.

Если , то угрозы рентабельности производства не существует, но требуется разработка стратегии перехода на новый режим работы. Осуществление такой стратегии будет связано с дополнительными затратами и корректировкой плана и бюджета маркетинга с целью определения размера дополнительных вложений в рекламу и другие средства стимулирования сбыта.

В этот период времени система несет естественные потери - потери перехода () ввиду снижения спроса и необходимости вложений для приспособления к новым условиям внешней среды:

где - доход от реализации -го изделия; - себестоимость -го изделия;

- затраты на хранение -ой единицы нереализованной продукции ввиду снижения спроса;

- затраты на мероприятия маркетинга, направленные на повышение спроса;

- другие виды затрат, связанные с переходом на новый режим работы.

Затраты на маркетинг, произведенные в период , относятся к естественным потерям, потому что они не обеспечат ожидаемого повышения спроса на услуги предприятия, которое начинается лишь при достижении определенного уровня затрат на маркетинг и по истечении периода инертности спроса (). Для сокращения этого периода важно правильное распределение затрат между различными мероприятиями маркетинга. Оптимальное распределение затрат на маркетинг - одна из наиболее сложных задач, эффективность решения которой является главным показателем квалификации специалистов по коммерческому развитию предприятия [26].

В общем случае, порядок распределения затрат на маркетинг для -го изделия во времени можно выразить в виде блоксхемы (рис. 2.20). Принцип распределения затрат на мероприятия маркетинга заключается в том, что в разрезе каждого периода времени производятся затраты на маркетинг размером , благодаря которому предприятию удается увеличить спрос, а следовательно, и объем сбыта на величину .

Согласно зависимости между бюджетом маркетинга и спросом, представленной выше, существуют зоны нечувствительности спроса, эффективного маркетинга и насыщения. Предлагается ввести величины - величина суммарных затрат на маркетинг, позволяющих предприятию достигнуть эффективного маркетинга, и - величина суммарных затрат на маркетинг, определяющих вступление спроса на продукцию предприятия в зону насыщения.

Для работы алгоритма также необходимо ввести - критическое приращение спроса, когда затраты на маркетинг следует считать неэффективными, - целевой уровень спроса, считающийся постоянным в любой период , и - фактический спрос в предшествующий период времени .

В каждом периоде проводится контроль изменения спроса и вычисляется величина . Если фактический уровень спроса в данном периоде времени () больше или равен целевому уровню спроса, то затраты на маркетинг следует прекратить. Если целевой уровень спроса еще не достигнут, то необходимо оценить суммарные затраты на маркетинг, произведенные до настоящего момента времени.

В случае, когда еще не достигнут минимальный требуемый уровень затрат:

следует продолжать вложение средств в маркетинг и в следующий момент проверить изменение спроса.

Когда минимальный уровень затрат уже достигнут, необходимо проверить их эффективность:

Рис. 2.20. Блоксхема регулирования спроса за счет управления затратами на маркетинг

Если данное условие не выполняется, дальнейшие вложения в маркетинг будут неэффективны, а повышать спрос следует другими методами.

При выполнении условия предлагается также проверить, не перешли ли суммарные затраты на мероприятия маркетинга верхнюю границу эффективности:

Если данное условие выполняется, то необходимо продолжать вложения в маркетинг, если условие не выполняется, то алгоритм завершен.

Для рассматриваемого случая бюджет маркетинга равен сумме затрат на проведение мероприятий маркетинга, осуществляемых каждый момент времени в рассматриваемом периоде.

В период бюджет маркетинга можно рассматривать следующим образом:

где - затраты на проведение маркетинговых мероприятий в каждый момент времени ;

и - начало и окончание периода соответственно. Тогда величина бюджета маркетинга для периода будет равна:

где - приращение затрат на маркетинг при падении спроса ().

Величина приращения затрат зависит от финансового положения и стратегии конкретного предприятия.

При разработке плана сбыта происходит формирование новой прогнозной производственной программы для периода . Поскольку все параметры функционирования СП, кроме потенциального объема сбыта, остались прежними, то функция прогнозной производственной программы может быть лишь скорректирована с учетом нового уровня спроса:

где и - прогнозная производственная программа для периодов и соответственно;

- прирост уровня спроса, предполагаемый за счет затрат на мероприятия маркетинга.

При разработке плана производства на основе прогнозной производственной программы разрабатывается номинальная производственная программа с учетом стратегической цели и ресурсов, имеющихся в распоряжении СП. Поскольку цель СП определена как максимизация прибыли, то целевая функция будет выглядеть следующим образом:

при ограничениях и

где - доход от реализации -го вида продукции;

- совокупные затраты на производство -го вида продукции;

- объем сбыта -го вида продукции;

- расход -го вида ресурсов при изготовлении -го вида продукции;

- норма расхода -го вида ресурсов;

- номинальный объем выпуска;

- минимальный объем выпуска, который выгоден еще предприятию;

- прогнозная производственная программа, определяющая максимальный объем выпуска продукции -го вида, которую можно будет продать.

В связи со снижением уровня спроса номинальный объем выпуска для периода будет снижен по сравнению с периодом . В данной ситуации необходимо проверить условие:

Если данное условие выполняется, то функционирование СП будет рентабельным или, по крайней мере, безубыточным, что позволяет перейти на нормальный режим работы.

Если условие не выполняется, то необходимо снова пересмотреть ресурсы СП на выпуск -го вида продукции.

Разработанная экономико-математическая модель организации и функционирования совместного предприятия представлена на структурной схеме (рис. 2.21).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Совокупность параметров для внедрения стратегических альянсов на различных этапах снабженческо-производственно-сбытовой деятельности предприятия | Выбор и обоснование критериев эффективности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.