Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление мировой валютно-финансовой системы и его основные этапы




Финансово-кредитные учреждения в мировой финансовой среде на региональном уровне.

Европейский инвестиционный банк является автономным институтом в рамках Европейского Союза, созданной с целью финансировать инвестиционные проекты, которые стимулируют сбалансированного развития Союза. Банк основан в 1958г. в силу п. 129 Римского договора. являющийся частью решения о создании Европейского Сообщества, ЕИБ проводит свои операции в качестве банка, набирающего большую часть своих финансовых средств на рынках капиталов. ЕИБ является собственностью стран-участников ЕС, которые принимают участие в формировании его уставного капитала. Банк - финансово независимый институт, не получающая средств из бюджета Союза. В создании банка в 1958 г. приняли участие следующие страны: Германия, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург. В 1973 г. присоединились: Объединенное королевство, Дания и Ирландия; в 1981 г. - Греция, и в 1986 - Испания и Португалия. Банк располагает собственной административной структурой, аппаратом принятия решений, а также контрольными органами. В качестве одного из основных международных заемщиков, который всегда получал высший рейтинг кредитоспособности (ААА), ЕИБ в состоянии мобилизовать большие средства на оптимальных условиях. Эти средства банк предоставляет на бесприбыльной основе, при этом определяет незначительную надбавку к ссудному проценту для покрытия административных расходов. 2. Участие ЕИБ в политике ЕС и отношения с остальными институтами Союза. Создававшийся совместно с другими институтами союза, ЕИБ функционирует по основным направлениям достижений экономических целей Союза, а также выполняет вспомогательную функцию в осуществлении политики ЕС в области оказания помощи третьим странам. ЕИБ исполняет свои исключительные задачи, требующие строгий контроль за операциями, а также ориентируется при проведении своей политики на положения Римского договора, на основе которого был создан банк. Следовательно, ЕИБ определяется двумя параметрами, которые характеризируют его как специфического института: во-первых, в качестве института ЕС банк осуществляет "общественные услуги", а во-вторых, в качестве собственно банка имеет прямой доступ на финансовые рынки. Степень его независимости, которая определяется Уставом банка, является свидетельством об его уникальном положении среди институтов ЕС. Финансовая независимость банка предполагает наличие здоровой финансовой структуры, которая в данном случае определяется капиталовложениями стран-участниц ЕС и резервами (обязательными резервами, в размере 10% от уставного капитала, и дополнительными резервами). Это позволяет банку занимать средства на самых выгодных условиях на рынках, где в основном набираются ресурсы банка. Эта независимость в оперативной деятельности и в структуре, которая сочетается с очень четко определенной ролью, что касается целей, но гибкой в отношений средств их достижения, позволяет ЕИБ концентрировать свою деятельность на тех направлениях, в которых развиваются цели Европейского Союза и реалии экономической ситуации в Европе. В то время как ЕИБ независима в процессе принятия решений и в финансовых аспектах сущности своей деятельности, то его роль в качестве института ЕС требует тесную координацию с экономической политикой Союза и поддержание тесных связей с другими его институтами. Однако это сотрудничество не лишает ЕИБ независимости, предоставленной Римским договором: ни одно решение ЕС не может быть навязано банку. А. Отношения ЕИБ с Комиссией ЕС. Комиссия является основным партнером банка в системе Союза. В этом положении отражается дополняющий характер двух институтов в процессе осуществления экономических аспектов строительства Европейского Союза и определяется как клаузами, регулирующими их деятельность, так и ежедневным сотрудничеством между ними. Согласно п. 11 Устава ЕИБ, Комиссия определяет одного директора и одного сменяемого директора среди тех, кто назначается Советом управляющих ЕИБ членами директората банка. Кроме этого, согласно ст. 21 Устава ЕИБ Комиссия дает свое мнение по каждому финансовому предложению банка перед тем как банк предоставит заем. В этом принципе отражается согласованность инвестиционного проекта с экономическими целями Союза. Следует отметить, что сотрудничество между ЕИБ и Комиссией выходит за рамки тесного минимума, определенного Уставом банка. На практике персонал банка и Комиссии поддерживают тесные взаимоотношения, сотрудничая на оперативном уровне в рамка разнообразных сфер деятельности, а Комиссия использует назначенного ею директора в качестве основной связи с ЕИБ. Сотрудничество осуществляется, например, путем согласования программ обеих институтов в области получения средств на финансовых рынках. Подобным образом банк сотрудничает с Комиссией при осуществлении банком операций, возложенные на него мандатом Союза, а также в связи с координированием политики в отношении третьих стран, в которых банк финансирует проекты (Средиземноморских стран, стран Восточной Европы). Кроме того, банк тесно сотрудничает с комиссией и в отношении осуществления проектов ЕС по охране окружающей среды и улучшения жизненной среды, в частности в отношении координации операций по защите Средиземноморья. Такое сотрудничество наблюдается сейчас при разработке проекта о защите от загрязнения Балтийского моря. Следует подчеркнуть также и активное сотрудничество в поддержку более отсталых районов ЕС. В зависимости от созданных с этой целью Структурных фондов, ЕИБ принимает участие в разных операциях Союза (предоставление кредитов из Структурных фондов Комиссии). ЕИБ также участвует вместе с Комиссией в определение приоритетов предоставления кредитов и условия предоставления, принимает участие в контроле и оценке результатов. С этой целью ЕИБ имеет своих представителей во всех трех комитетах, созданных при каждом структурном фонде, за деятельностью которых следит ЕИБ и в которых участвует. Чтобы обеспечить базу этих связей сотрудничества, ЕИБ создал представительство в Брюсселе при перенесении своей штаб-квартиры в Люксембург в 1968 г. Это представительство осуществляет связь с другими институтами Союза, включая Комиссию. Характер связей, направленных на достижение взаимодополняющих целей, позволяют обоим институтам формировать продуктивные взаимоотношения в своих действиях. Спорные вопросы между двумя институтами возникают редко, и, несмотря на то, что согласно Устава банка Комиссия может выразить свое отрицательное мнение по поводу предоставления какого-либо кредита, такая ситуация до сих пор не наступала. Представитель Комиссии присутствует также на ежегодном собрании Совета управляющих, когда обсуждается политика банка по предоставлению кредитов и может дать рекомендации о приспособлении этих проектов к экономическими тенденциями в Союзе.

Созданная на основании Римского договора, который поставил начало Европейского экономического сообщества, ЕИБ выделяется на фоне остальных институтов Сообщества, а теперь Союза, как финансово независимая организация со своими собственными органами управления. Создание этих органов и их полномочия регулируются Уставом ЕИБ, который является протоколом к Римскому договору. Протокол - это неотъемлемая часть Римского договора и обладает той же юридической силой, что и сам договор. Управление ЕИБ осуществляется Советом управляющих, директоратом и Управлением. Совет управляющих состоит из министров стран-участниц. Совет определяет основные направления кредитной деятельности банка, при этом особое внимание уделяется новым целям, связанным с развитием ЕС. Совет обязан следить за соблюдением этих основных направлений. Кроме этого Совет управляющих:

- принимает решение об увеличении уставного капитала; - в случае финансирования специальных проектов может принять решение о предоставлении кредита со стороны стран-участников банку, при невозможности привлечения этих средств на финансовых рынках. Совет управляющих может также принять решение о приоритетном погашении этих кредитов. - применяет свои права относительно назначения и освобождения от должности членов директората и Управления, а также правомочен менять количество членов Управления. - правомочен принимать решения о предоставлении кредитов для проектов в странах, не входящих в ЕС. - принимает годовой отчет директората.

- принимает годовой баланс и отчет о прибылей и убытков. - назначает комиссию из трех членов, которая ежегодно устанавливает факты проведения операций банка и правильное ведение документов. - квалифицированным большинством прекращает предоставления кредитов или выдача гарантии в пользу страны-участника, не выполняющей свои обязательства, проистекающие из ее членства. Решения Совета управляющих принимаются обычным большинством, которое должно представлять не менее 45% уставного капитала. Каждая из стран-участниц при голосовании получает число голосов, соответствующее ее долевому участию в уставном фонде ЕИБ. Голоса распределяются следующим образом: Бельгия 5 Ирландия 3 Великобритания 10 Испания 8 Германия 10 Италия 10 Голландия 5 Люксембург 2 Греция 5 Португалия 5 Дания 3 Франция 10. Принятие решения квалифицированным большинством требует минимум 54 голоса по меньшей мере 8 стран. Когда решение требует единодушного принятия то воздержание от голосования не может помешать принятию данного решения. директорат вправе принимать решения в отношении предоставления кредитов и выдачи гарантий, а также в отношении получения кредитов. В ведении этого органа находится определение размера процента по предоставляемым кредитам и комиссионных по выдаваемым гарантиям. директорат следит за правильностью деятельности ЕИБ, обеспечивает управлением банком согласно Римскому договору, Уставу и директивам, принимаемым Советом управляющих. В конце финансового года директорат представляет на одобрение Совета годовой отчет и, когда Совет одобрит отчет, его публикует. директорат состоит из 22 директоров и 12 сменяемых членов, назначаемых Советом управляющих сроком на 5 лет. Количество директоров, представляющих страну-участника определяется ее долей в уставном капитале банка. Кроме стран-участников своих представителей (2) в директорате имеет и Комиссия ЕС. Сменяемые члены не имеют права голоса, за исключением тех случаев, когда замещают постоянного директора из своей страны (или Комиссии). Управление состоит из президента и 6 вице-президентов, назначаемые сроком на 6 лет Советом управляющих по предложению директората. Управление осуществляет контроль за текущей деятельностью банка, подготавливает решения директората, в частности решения о привлечении средств, предоставлении кредитов и выдачи гарантий, и приводит эти решения в исполнение. Работники банка находятся в подчинении президента. Управление и персонал банка несут ответственность только перед банком и полностью независимы при осуществлении своих обязанностей. В начале 1993 г. общая численность персонала ЕИБ составила 819 человек из всех стран-участников ЕС. Кадровая политика ЕИБ приобретает все большее значение, так как рынки, на которых банк привлекает и предоставляет средств, увеличиваются, нарастает и число участников, операции банка отмечают значительный рост по объему и сложности, а информационные технологии играют все более заметную роль. для успешной работе в этой среде необходима высокая степень профессионализма, способность к приспособлению. Важным элементом такого подхода является преследование самого эффективного метода при наборе персонала. другим критерием является улучшенный критерий оценки деятельности, введенный недавно банком. В течение последних нескольких лет твердая бюджетная политика ЕИБ перетерпела некоторые изменения, главным образом из-за постоянно растущей части административных расходов, которые до 1989г. держались примерно на одном уровне. Эта связано прежде всего с новыми видами деятельности, которые банк развернул в период 1990 – 1993 гг. Усилия, применяемые в сфере организации банка и кадровой политики, приведут к дальнейшему значительному увеличению производительности персонала банка. Рост кредитной деятельности и большая сложность проводимых операций, как например операции в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, начало деятельности в Болгарии, а также увеличивающаяся доля сложных проектов в частном секторе в странах ЕС, были достигнуты низким темпом прироста численности персонала и увеличения административных расходов. ЕИБ и дальше собирается идти по этому пути.

Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) был создан в 1991г. ЕБРР насчитывает 60 членов (58 государств, Европейское Экономическое Сообщество и Европейский Инвестиционный банк), включая 26 стран Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых государств (СНГ). Уставной капитал Банка составляет 10 миллиардов ECU (30 % процентов оплачено). В апреле 1996 Совет Управляющих согласился увеличивать его до 20 миллиардов ECU. Банк также заимствует в различных валютах на мировых финансовых рынках.

Штаб-квартира ЕБРР расположена в Лондоне. Руководство деятельность ЕБРР осуществляется Советом Управляющих, в котором представлены все учредители члены Банка. Совет Управляющих делегирует полномочия к Совету Директоров, насчитывающему 23 члена, избираемому Управляющими на 3 года. Совет Директоров отвечает за руководство основными операциями Банка, включая принятие решений относительно проектов и одобрения бюджета. Президент избирается Советом Управляющих на 4-летний период. Вице-президенты назначаются Советом Директоров по рекомендации Президента. Условия финансирования ЕБРР позволяют ему осуществлять софинансирование совместно с другими международными финансовыми учреждениями и национальными (государственными и частными) финансовыми учреждениями. По состоянию на начало 1997 г., Банк одобрил 450 проектов, на осуществление которых было выделено 9.96 миллиардов ECU собственных фондов ЕБРР и которые должны были привлечь дополнительно 20.1 миллиард ECU. К сентябрю 1997 г. число одобренных ЕБРР займов достигло 12.1 миллиардов ECU. Из одобренных проектов, 370 было подписано (на 7.7 миллиардов ECU средств ЕБРР).

Семьдесят три процента от общего количества выделенных фондов предназначалось для проектов частного сектора. Диапазон деятельности ЕБРР весьма широк. Он может участвовать в акционерном капитале, участвовать в кредитовании, выдавать гарантии по проектам, привлекать сторонних инвесторов и т. д. До 60% инвестиций ЕБРР осуществляет непосредственно в негосударственный сектор. Банк стремится помогать выполнять структурную перестройку национальных экономик, включая демонополизацию, децентрализацию и приватизацию, принимая во внимание специфические потребности стран на различных стадиях переходного периода. ЕБРР осуществляет поддержку частного сектора, содействует укреплению финансовых и правовых институтов, разработке инфраструктуры необходимой для развития частного сектора. ЕБРР не имеет сети филиалов. Основной задачей Банка является финансирование проектов, способствующих развитию экономики. Банк работает руководствуясь принципом самоокупаемости. В Восточной Европе ЕБРР осуществляет ряд различных проектов: инвестиции на развитие конкретных предприятий, определенных отраслей производства (энергетики, продовольственного сектора и т.д.), а также проекты, направленные на изменение структуры хозяйства (банковский сектор, сектор малого бизнеса). ЕБРР имеет представительства в большинстве стран Восточной Европы. При осуществлении своих проектов ЕБРР координирует свою работу с МФК и Всемирным банком.

Европейский инвестиционный фонд (с 1994г.) – долгосрочные гарантии для финансирования трансъевропейских транспортных и коммуникационных сетей, а также для развития малых и средних предприятий.

Европейский фонд развития – осуществляет финансирование стабилизационных фондов и венчурного капитала, предоставляет специальную помощь в случаях природных катастроф, финансирует помощь беженцам, а также структурные преобразования в странах с трансформационной экономикой, финансирует Стабекс и Сисмин.

Временный Эдинбургский фонд кредитования – основан в соответствии с решением Европейского Совета в г. Эдинбург в 1992г. для ускорения финансирования проектов развития капитальной инфраструктуры для содействия экономическому росту.

Премия ЕИБ (12 тыс. евро) – присуждается раз в 2 года за докторскую диссертацию на тему инвестиций и финансирования.

Межамериканский банк развития (г. Вашингтон, с 1959г., 28 стран американского региона и 18 нерегиональных) – финансирование программ развития в странах Латинской Америки.

Межгосударственный банк СНГ (г. Минск, с 1993г.) – координация кредитно-денежной политики стран-участниц, решение проблем межгосударственных расчетов на основе многостороннего клиринга.

Мировая валютная система является составной частью мировой финансовой среды. Ее развитие тесно связано с формированием мирового рынка, единой системы мирового хозяйства вследствие углубления международного разделения труда, интернационализации экономической жизни и глобализации всех аспектов хозяйственной деятельности.

Трудно переоценить значение валютной системы, так как она является механизмом, позволяющим стимулировать либо ограничивать международные экономические отношения, а также влиять в значительной степени на внутреннее денежное обращение отдельных стран.

Главной функцией мировой валютной системы является эффективное опосредование платежей за экспорт и импорт между отдельными странами и создание благоприятных условий для развития международной системы производства и разделения труда, углубление международной торговли и международной инвестиционной деятельности.

Мировая валютная система является исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений, закрепленной межгосударственными договоренностями.

Валютная система мирового хозяйства представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Ее возникновение и последующая эволюция отражают объективное развитие процессов интернационализации капитала, требующих адекватных условий в международной денежной сфере.

Основными элементами валютной системы мирового хозяйства являются:

Ø национальные и коллективные резервные валютные единицы;

Ø состав и структура международных ликвидных активов;

Ø механизм валютных паритетов и курсов;

Ø условия взаимной обратимости валют;

Ø формы международных расчетов;

Ø режим международных валютных рынков и мировых рынков золота;

Ø межгосударственные организации, регулирующие валютно-финансовые отношения.

Международная валютная система включает и комплекс международно-договорных и государственных правовых норм, обеспечивающих функционирование валютных инструментов.

Главная задача валютной системы мирового хозяйства – регулирование сферы международных расчетов и валютных рынков для обеспечения устойчивого экономического роста, сдерживания инфляции, поддержания равновесия внешнеэкономического обмена и платежного оборота разных стран. Международная валютная система является одним из важнейших механизмов, который может содействовать расширению или, наоборот, ограничению международных экономических отношений, а также в значительной мере влиять на внутреннее денежное обращение.

Различаются национальная, мировая, региональная валютная системы, закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного права.

Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны.

Национальная валютная система неразрывно связана с мировой валютной системой. Мировая валютная система сложилась к середине XIX века. Характер функционирования и стабильность валютной системы мирового хозяйства зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, расстановки сил и интересов ведущих стран. При изменении данных условий возникает периодический кризис мировой валютной системы, который завершается ее крушением и созданием новой валютной системы.

Таким образом, хотя мировая валютная система преследует глобальные мирохозяйственные цели и имеет особый механизм функционирования, она тесно связана с национальными валютными системами.

Эта связь осуществляется через национальные банки, обслуживающие внешнеэкономическую деятельность, и проявляется в межгосударственном валютном регулировании и координации валютной политики ведущих стран. Взаимная связь национальной и мировой валютной систем не означает их тождества, поскольку различны их задачи, условия функционирования, влияние на экономику отдельных стран и мировое хозяйство.

Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени ее соответствия структуре мирового хозяйства. При изменении структуры мирового хозяйства и соотношения сил на мировой арене происходит замена существующей формы мировой валютной системы на новую. Появившись в XIX веке, мировая валютная система прошла три этапа эволюции:

1. “Золотой стандарт” или Парижская валютная система.

2. “Золотодевизная” или Генуэзская валютная система.

3. Бреттон-Вудская система фиксированных валютных курсов.

4. Ямайская система плавающих валютных курсов.

В процессе эволюции мировой валютной системы видоизменялись и совершенствовались ее основные элементы:

Ø функциональные формы мировых денег (золото, резервные валюты, международные счетные единицы);

Ø условия взаимной конвертируемости валют;

Ø режимы валютных паритетов и валютных курсов;

Ø степень валютного регулирования и объем валютных ограничений;

Ø унификация правил использования международных кредитных средств обращения (векселей, чеков) и форм международных расчетов.

Итак, рассмотрим подробнее этапы эволюции валютной системы мирового хозяйства:

Система “Золотого стандарта”.

Начало золотого стандарта было положено Банком Англии в 1821 г. Юридически эта система была оформлена межгосударственным соглашением промышленно развитых стран на Парижской конференции в 1867 г., которое признало золото единственной формой мировых денег. По месту оформления соглашения эта система называется также как Парижская валютная система.

Генуэзская международная экономическая конференция 1922 года закрепила переход к золотодевизному стандарту, основанному на золоте и ведущих валютах, которые конвертируются в золото. Появились “девизы” – платежные средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов.

Вторая мировая война привела к кризису и распаду Генуэзской валютной системы, которая была заменена на Бреттон-Вудскую.

Бреттон-Вудская валютная система была официально оформлена на Международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей с 1 по 22 июля 1944 г. в г. Бреттон-Вудсе (США). Здесь также были основаны МВФ и МБРР.

Противоречия Бреттон-Вудской валютной системы, прежде всего между национальным характером доллара и использованием его как международного платежного средства, постепенно расшатали ее по мере укрепления экономики стран Западной Европы и Японии.

После продолжительного переходного периода, в течение которого страны могли испробовать различные модели валютной системы, начала образовываться новая валютная система мирового хозяйства, для которой было характерно значительное колебание обменных курсов.

Ямайская валютная система.

Устройство современной валютной системы мирового хозяйства было оговорено на конференции МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г.

Основой этой системы являются плавающие обменные курсы и многовалютный стандарт.

Важно отметить, что переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных целей:

Для Ямайской валютной системы характерно сильное колебание валютного курса для доллара США. Это колебание стало причиной многих валютных кризисов.

В ответ на нестабильность Ямайской валютной системы страны ЕЭС создали собственную международную (региональную) валютную систему в целях стимулирования процесса экономической интеграции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.