Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Электронные публикации и пресса

 

Информационные ресурсы современного бизнеса нее в большей степени используют электронные каналы доставки. Именно с внедрением интернет технологий стало реальным говорить об активных системах «управления знаниями» (knowledge management), что является действенным фактором экономического и культурного развития.

В мировой практике управление знаниями используется для улучшения взаимодействия между подразделениями компании, сохранения знаний сотрудников, улучшения производственных показателей, расширения бизнеса и инноваций, улучшения качества услуг клиентам, более эффективного принятия решений. Поэтому для получения реального эффекта цели управления знаниями должны соответствовать стратегическим задачам компании.

Управление знаниями включает в себя как внешний, так и внутренний компоненты. Если многие вопросы формирования и исполь­зования в управлении организацией внутренних «концентраторов» знаний были обсуждены в предыдущих главах, то внешние требуют дополнительного рассмотрения. К таким вопросам относятся управ­ление внешними потоками информации, обмен знаниями, обучение и формирование системы знаний в компании и многое другое. Рас­смотрим информационные возможности для формирования такого рода систем, так как конкретизация наполнения системы, детализа­ция требований к соответствующим ресурсам и подписка на них во многом зависят от конкретной компании и ее партнеров по бизнесу. Сосредоточимся на типовых примерах: электронных средствах рас­пространения публикаций, рейтинговом пространстве бизнеса и возможностях дистанционного обучения с использованием Интернета.

Одним из основных каналов распространения знаний является издательский бизнес. Он создает добавочную стоимость и является сферой деятельности для издателей, распространителей печатной продукции и библиотек во многих странах мира. Продукция изда­тельского дела - книги, газеты и периодические издания, которые в твердой копии продаются на десятки миллиардов долларов в год. Естественно, что этот достаточно быстро развивающийся бизнес с появлением электронных средств доставки не мог не обратить вни­мание на возможности электронных изданий, которые уже сейчас конкурируют с изданиями на бумаге.

Издания электронных публикаций (Е-издания или E-publishing) включают в себя технологии и бизнес-модели, которые позволяют выпускать, сопровождать, хранить и распространять издания и доку­менты (книги, газеты, журналы и др.) в электронной форме или на компьютере. Е-издания создают новые возможности для изда­тельского дела, которые (при относительно небольших затратах) мо­гут быть использованы не только крупными издательскими домами, но также малыми предприятиями и частными предпринимателями. Это крайне важно для содействия развитию издательского дела в раз­вивающихся странах.

Анализ возможностей электронных изданий показывает несо­мненные преимущества но способам доставки, возможностям и затратам. В настоящее время электронные и бумажные издания существуют преимущественно параллельно, В то же время ряд изданий осуществляется только в электронной форме и направлен на интернет -аудиторию или распространяется на жестких носителях.

Продажа информации является вполне нормальным бизнесом и может осуществляться в различных формах: в виде Е-изданий, ин­формационно-поисковых систем, прав доступа к информационным ресурсам, тематическим подборкам; и аналитическим материалам, заказным материалам в электронной форме. Имеются различные спо­собы ценообразования на электронные издания: от бесплатных до продажи целых изданий, отдельных статей или лицензионных прав на использование возможностей интернет-сайтов. Отдельно следует указать на распространение электронных изданий через CD, обнов­ляемые по Интернету версии информационно-поисковых систем (на­пример, в правовой сфере) и тематические базы данных. Естественно, из-за оперативности Е-изданий, а также возможности их сетевого использования для корпоративных клиентов они могут стать дороже бумажных. В силу открываемых Е-изданиями возможностей разви­тые страны прилагают усилия для распространения электронных из­даний и предоставления доступа к ним на льготных условиях.

Особое место занимает вопрос об авторских правах примени­тельно к Е-изданиям. Здесь действуют как международные, так и на­циональные законодательные акты. В то же время известны пробле­мы с применением закона об авторских правах, прежде всего в разви­вающихся странах. В отношении библиотек соблюдение авторского права тесно связано с реализацией библиотеками одного из базисных принципов функционирования гражданского общества - права граж­данина на доступ к информации. В России также придают значение этому вопросу, пытаются изменить за счет создания законодательной базы укоренившуюся практику «интеллектуального пиратства».

Вопросы развития электронных публикаций имеют и государст­венный аспект: это стимулирование использования электронных тех­нологий делопроизводства и архивирования, формирования нацио­нальных хранилищ электронных изданий и стимулирование компью­терных методов обучения, в том числе на дистанционной основе.

Электронные информационные ресурсы. Действенным факто­ром бизнеса стали электронные газеты и журналы. Во-первых, элек­тронные версии изданий появляются ранее бумажных за счет способов доставки. Во-вторых, они допускают представление и в тексто­вом виде как набор файлов, содержащих отдельные статьи, и в сканированном виде, соответствующем но форме, содержанию и дизайну типографскому изданию. В-третьих, использование архивов дл поиска информации в электронном виде существенно проще. Таким образом, если пресса не найдет новых форм существования, нынешняя схема изготовления и доставки тиража читателям может не выдержать конкуренции электронных медиа.

Сегодня основные федеральные издания имеют электронную ко­пию, многие региональные и отраслевые издания движутся по этому же пути. Естественно, формируются и архивы изданий. Осуществля­ется подписка не только на твердые, но и на электронные копии. Формируются соответствующие технологии доставки. Помимо архи­вов, создаваемых каждым издательством для своих газет и журналов, созданы библиотеки периодических изданий, которые предоставляют свои услуги комплексно в соответствии с потребностями заказчика. Естественно, ряд изданий, которые не имеют электронных версий, приходится сканировать и распознавать их тексты, но сегодня OCR-технологии не являются тайной за семью печатями, а потоко­вые методы обработки информации достаточно хорошо освоены.

Типичным примером электронной библиотеки, ориентированной на печатные издания, является частная «Публичная библиотека» (Public.ru), открытая в 2000 г. и призванная способствовать реализа­ции прав граждан на свободный доступ к периодической информа­ции, на культурную, научную и образовательную деятельность. Элек­тронная библиотека Public.ru специализируется на предоставлении услуг в области отечественной периодики и, исходя из этого, решает следую­щие основные задачи: создание архива публикаций центральных и ре­гиональных периодических изданий, предоставление массового доступа к нему, организация справочно-библиографичеекого обслуживания пользователей, исследование рынка средств массовой информации. Ос­новной фонд библиотеки составляют публикации отечественных га­зет и журналов. Фонды хранятся на бумажных носителях и в элек­тронном виде. Доступ к фондам в электронном виде обеспечивается через Интернет круглые сутки. Библиотека ориентируется на разные слои пользователей: массового читателя, специалистов, компании, другие библиотечные и библиографические службы.

Основной принцип работы библиотеки - предоставление пользо­вателям объективной и достоверной информации на всех уровнях работы с документами: первичной обработки, поиска документов, подготовки аналитических материалов. На этапе первичной обработки требования обеспечиваются выбором источников в соответствии с установленными критериями и проверенной технологией обработки документов. В отношении аналитики объективность подразумевает надежность (точность приводимых сведений, проверку сведений из нескольких источников, обязательность ссылок на источники приво­димых сведений, наличие системы ранжирования источников); актуальность (своевременный отклик на информационные нужды пользователей), взвешенность (выделение и анализ всех основных точек зрения), полноту (охват всех основных источников по теме в пределах выбранных критериев). Все источники периодически проверяются на предмет надежности сообщаемых сведений. Список таких ис­точников периодически пересматривается.

Поиск по библиотечным фондам обеспечивается системой Excalibur RetrievalWare, разработанной специалистами американской корпорации Excalibur Technologies. Система гарантирует нахождение: релевантных документов при высоком уровне информационного «шума», обеспечивает семантическую поддержку поиска, что значительно упрощает поиск для квалифицированного пользователя, позволяет использовать естественный язык запросов, имеет различные сервисные возможности: персональные пользовательские настройки, систему уточнения в результатах поиска, режим постоянно дейст­вующего запроса, сохранение результатов поиска в любых объемах. Она поддерживает около 200 форматов данных, включая музыкаль­ные и графические

Другим примером, ориентированным на научные периодические издания, является Научная электронная библиотека (www.elibrary.ru), которая создавалась начиная с 1998 г. по гранту Российского фонда фундаментальных исследований. Библиотека является мощным цен­тром электронной периодической научной информации общенацио­нального масштаба. Потребность в таких ресурсах испытывают мно­гие научные и образовательные центры во многих регионах России. Цель проекта создания и поддержания функционирования этой биб­лиотеки - обеспечить российских ученых, инженеров, преподавате­лей, студентов актуальной научной информацией. Эта информация стоит дорого, особенно зарубежная научная периодика. В то же время в современной науке практически невозможно осуществлять кон­курентоспособные научные и научно-технологические разработки без надежного доступа к ней.

На повестке дня стоит вопрос повышения эффективности работы библиотеки и превращения этого проекта в действительно межведомственную программу по созданию электронного архива научно информации в национальном масштабе. Помимо интеграции pecyрсов на приобретение научных, изданий за рубежом создание библиотеки обеспечило удобство управления и настройки системы, а также использование единого информационного и сервисного центра а новым информационным ресурсам.

Библиотека обладает глобальной поисковой системой, русским интерфейсом, возможностью работать с рубрикаторами, наименованиями статей (аннотации и архивы открыты), рефератами и полными текстами печатных работ. Обеспечивается единый интерфейс для всех издательств. Библиотека размещена в России, в силу чего повышается скорость связи и отсутствует потребность в оплате зару­бежного трафика. После окончания контракта информационные ре­сурсы остаются в библиотеке. Ориентация на электронный вариант работы предусматривает использование только электронных версий изданий, надежность хранения и максимальную автоматизацию рабо­ты с клиентами и обслуживания информационной и ресурсной базы.

Не менее интенсивно развивается издание электронных книг. Ес­тественно, для этого существуют достаточно развитые средства под­готовки электронной верстки, преобразования изданий в форму, удобную для эксплуатации и распространения (практически стандар­том стало распространение в формате PDF с использованием систе­мы Acrobat Reader). В связи с тем что издание электронных книг не требует больших мощностей, такие издания появляются оперативнее и могут выпускаться малыми коллективами. Вопрос использования электронных книг вполне актуален, и крупнейшие библиотеки мира занимаются этой проблемой. В России это Российская государствен­ная библиотека, Научная библиотека Московского государственного университета, Государственный университет - Высшая школа эко­номики и ряд других организаций.

Отставание России в области электронного книгоиздания обу­словливают следующие причины: организационные сложности, от­сутствие инфраструктуры и технологий, проблемы с авторскими пра­вами, опасения издателей относительно несанкционированного рас­пространения их продукции, а также отсутствие устойчивого спроса. Понятно, что все ЭТО - проблемы роста и в ближайшее время в той или иной мере будут решены. Тенденциям развития электронного книгоиздательства нет альтернативы, так что в ближайшее время мы будем свидетелями дальнейшего усиления этого направления.

Фонды крупнейших библиотек, а также неорганизованные книжные собрания, стихийно появляющиеся в Рунете, в перспективе будут собраны по одному электронному адресу. Основу фондов глобального собрания составят книжные коллекции, которые были накоплены крупнейшими библиотеками страны (Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, библиотека МГУ). Их оцифруют в первую очередь. В частности, РГБ намерена пропустить через сканер собственную не имеющую аналогов коллекцию дис­сертаций. Кроме того, как известно, в Рунете уже сейчас существует много электронных библиотек, причем некоторые из них являются исключительно частной инициативой. Представители РГБ рассчитывают на сотрудничество с наиболее интересными из таких интернет-библиотек. В РГУ уже существует отдел по изучению Рунета и отсле­живанию достойных внимания новинок «сетературы» - произведений, которые публикуются в Интернете, не имея бумажных аналогов.

Крайне важное значение для бизнеса играют информацион­но-поисковые системы, в том числе ориентированные на анализ рын­ка, отдельных бизнес-направлений, конкретных компаний. Такие системы, как правило, предоставляют свои услуги по подписке. Их основная задача - систематизации и структурирование информации о деятельности хозяйствующих субъектов выбранного профиля и на основе этого проведение комплексного анализа деятельности группы или конкретного хозяйствующего субъекта (в региональном, отрас­левом иди товарном разрезе). Такие системы работают по запросам клиентов и имеют, как правило, интерактивный интерфейс для уточ­нения и детализации запросов. Следовательно, такие системы ориен­тированы на информационных аналитиков, достаточно хорошо зна­комых с предметом поисков и технологией поиска.

Информационно-аналитические и справочно-поисковые системы. Они имеют большое значение для формирования единого ин­формационного пространства бизнеса. История развития этих систем насчитывает более двух десятилетий, но Интернет придал движению новый импульс в силу существенно более простой схемы доставки продукта, конечному потребителю.

Опыт создания подобных систем был накоплен для неструктури­рованной информации благодаря разработке и использованию справочно-посисковых правовых систем. Такие системы, как «Гарант», «Консультант» и ЮСИС, позволили отработать требования, механиз­мы организации и хранения больших информационных массивов, поисковые алгоритмы и другие возможности. Соответствующие раз­работки проводились и за рубежом.

Информационно-аналитические системы отрабатывались крупны­ми информационными агентствами, такими, как «Рейтер», «Интер­факс», Прайм-ТАСС и др. Новостные ленты, архивы, системы поиска развивались достаточно стремительно. Интернет-возможности оказа­лись вполне кстати как среда доставки информации клиенту.

Развитие поисковых механизмов в интернет-среде также способ­ствовало развитию функциональных возможностей информационно-аналитических систем. Кроме того, наличие конкурентной среды стимулирует создание новых продуктов и услуг, новых, возможно­стей по анализу не только неструктурированной, но и структуриро­ванной информации.

Поэтому появление информационно-аналитических систем, рабо­тающих одновременно как со структурированной, так и с неструкту­рированной информацией, стало естественным развитием их функ­циональных возможностей. Такого рода системы могут быть выпол­нены под заказчика и как массовый рыночный продукт. В последнем случае они должны иметь развитые средства настройки под клиента, настраиваемую систему запросов, оперативно взаимодействовать с лентой текущих новостей, своевременно обновлять базу информаци­онных данных для поддержания ее в актуальном состоянии. В каче­стве примера рассмотрим два продукта, представляющихся наиболее интересными на рынке таких систем.

Разработанная группой «Интерфакс» Система профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК) предназначена для построения современной и эффективной системы комплексного информационно - аналитического обслуживания российских и иностранных клиентов на основе фундаментального анализа и оперативной информации. Систе­ма позволяет предоставлять информацию различного уровня сложно­сти как: о развитии отдельных рынков, так и об экономических субъек­тах России.

Система создана в тесном контакте с Госкомстатом РФ, Федераль­ной комиссией по рынку ценных бумаг России и другими ключевыми министерствами и ведомствами. СПАРК обеспечивает широкие анали­тические возможности и опирается на отработанные методики, совре­менные средства систематизации, хранения и представления информа­ции на базе OLAP-технологий; позволяет оперативно проводить ана­лиз данных, в том числе финансового состояния компаний различных юридических форм.

Система «Банки и финансы» информационного агентства «Мобиле» ориентирована на аналитиков банков и финансовых компаний и предоставляет возможность получения актуальной информации по каждой из более 1300 кредитных Организаций. Система имеет Web-интерфейс, устанавливается на сервере заказчика и актуализируется через интернет-среду. Основные возможности системы определяются наличием данных а ежемесячных финансовых результатах деятельности российских бан­ков за период начиная с 1998 г. Система позволяет анализировать фи­нансовое состояние банков в разрезе регионов, формировать рейтинг динамической финансовой стабильности, анализировать динамику по­казателей и индексов, а также сравнивать характеристики, ликвидность, надежность и эффективность деятельности кредитных организаций. За­ложенные в системе принципы могут быть адаптированы и для анализа других хозяйствующих субъектов.

Потребность в совершенствовании информационно-аналитических и соравочно-поисковых систем определяется развитием хозяйственных связей, ростом их взаимодействия и необходимостью обеспечить опера­тивный анализ бизнеса.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Корпоративные интернет сайты | Рейтинговое пространство бизнеса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.