Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Российского общества




Особенности политической культуры

 

Расположение России (Руси) между Европой и Азией издавна сделало ее объектом воздействия, как с Запада, так и с Востока, местом пересечения двух социокультурных типов: европейского (культура Запада) и азиатского (культура Востока), или, иными словами, объектом влияния двух культур - личностно-центрической, ставящей в центр внимания личность, ее свободу, естественные права и т. д., и социоцентрической, ориентирующейся на общество, коллектив, государство1.

Это в определенной, но не в полной, мере объясняет неоднородность политической культуры российского общества. В ней наличествует множество субкультур. Так для незначительной части людей характерна активистская политическая культура, для большинства населения свойственен подданнический и патриархально-подданнический типы культуры. Если описывать политическую культуру России в рамках иных типологий, то нужно отметить, что большинству присущ традиционный для России авторитарный тип культуры, хотя увеличивается число людей, которых можно отнести к демократическому типу культуры. В российском обществе имеют место также элитарная (политической элиты, чиновничества) и массовая (рядовых граждан), либеральная и консервативная, социалистическая и буржуазная и т.д. типы политической культуры. Субкультуры имеются в каждой социальной группе: среди молодежи и пенсионеров, предпринимателей и маргиналов, рабочих и интеллигенции.

Однако особенность современного состояния политической культуры российского общества не столько в разнообразии субкультур, сколько в том, что значительное их число охвачено скрытой или явной борьбой, столкновением. Основными линиями конфронтации выступают демократизм-авторитаризм, социализм-капитализм, централизм-регионализм, глобализация-изоляционализм, анархизм-этатизм и т.д.2 Многообразие таких линий свидетельствует об отсутствии политического базового консенсуса, общенационального согласия. Неоднородность политической культуры России характеризует и отсутствие общих идеалов, единой политической мифологии. В советский период неким, правда, во многом формальным, объединяющим мифом был коммунистический миф – иллюзорное представление о неизбежности прихода общества полного социального равенства. Затем появился рыночный миф – наивная вера в то, что переход к частной собственности и отказ от регулирования экономики со стороны государства решит все социальные проблемы. Этот миф наряду с мифом о демократии как единственно возможном политическом режиме разделялись значительной частью людей в позднесоветском обществе, что объясняет сравнительную легкость падения советского социально-экономического и политического строя.

На сегодняшний день разница в социально-политических идеалах в российском обществе сказывается на разном отношении к советскому прошлому. Часть общества считает, что революция в октябре 1917 г. – это Великая октябрьская социалистическая революция, обеспечившая стране и всему человечества новые возможности для прогрессивного развития. Другие же видят в ней переворот, совершенный кучкой предателей отчества, ввергший страну в катастрофу и т.п. Разным видится и желаемое будущее страны: одни в качестве идеала видят страны Западной Европы, другие Китай, третьи говорят об особом пути России и др.

Для большинства населения России характерна неразвитость способностей к самоорганизации и самоуправлению, нежелание и неготовность масс контролировать власть, что делает крайне слабым гражданское общество.

Политическая культура России – это преимущественно этатистская культура, для которой характерно преувеличение роли государства в политической жизни. Государство по мнения россиян является и главным субъектом в экономической жизни. Несмотря на два десятилетия реформ большинство жителей России являются сторонниками усиления роли государства в экономике, увеличения его доли в бизнесе и промышленности, усиления его ответственности за обеспечение граждан3. Не индивид, а государство воспринимается в качестве главного субъекта политики. Население еще в полной мере не прониклось мыслью, что государство должно служить индивиду и обществу, а не индивид государству. В то же время для населения характерно отношение к государству, как нечто враждебному. Но при этом государство понимается как зло неизбежное, ибо в исторической памяти населения России содержатся факты, которые свидетельствуют, что ослабление государства приводит к еще большему злу.

Для большей части населения свойственно стремление к упрощению политического процесса, нежелание видеть в сфере политики много политических субъектов. Отсюда для него характерно персонифицированное восприятие власти, недооценка представительных органов. Для многих российских людей в настоящее время власть отождествлена с фигурами президента – Д. Медведева и премьер-министра - В.Путина.

Существенной чертой политической культуры России является патернализм. В современной трактовке патернализм понимается как доктрина и деятельность с позиций «отеческой заботы» по отношению к слоям и группам, менее защищенным в социальном и экономическом отношениях. Власть населением с патерналистской культурой воспринимается как отец, а себя оно видит в качестве детей, которые за своё послушание получают от власти-отца различные блага. С другой стороны патерналистски настроенная политическая элита не верит в самостоятельность населения, видит в в нем объект опеки.

Корни патерналистской традиции в русской культуре, в том числе и политической, находятся в историческом прошлом. Важнейшей социальной ячейкой традиционного аграрного общества, каким являлась Россия вплоть до начала 20-го века, была патриархальная семья. Общая численность такой семьи могла насчитывать несколько десятков человек. Авторитет главы семьи был непререкаем. Сосредоточение командных функций за авторитетом, в данном случае за главой патриархальной семьи, оставлял всем домочадцам только функции исполнения. В такой ситуации человек не испытывает потребности чувствовать себя личностью, он перекладывает ответственность за свою судьбу на семью, государство, власть, он уходит от индивидуальной ответственности, а значит и от свободы.

Еще в Х1Х веке Н. Карамзина утверждал, что в России самодержавное правление есть отеческое правление. История советского периода подтверждает устойчивость сформировавшихся патерналистских традиций. Все дети младшего школьного возраста были октябрятами — внучатами Ильича. Четверть века страной управлял «отец народов» — И.В. Сталин. Партийные органы осуществляли функции опеки, надзирая, поощряя и наказывая граждан. Население же благодарило партию и правительство за отеческую заботу.

Актуальность проблем патернализма подтверждается и событиями наших дней, когда сложившаяся в постсоветский период ситуация продемонстрировала потребность народа в опеке со стороны государства, в гарантиях социальной помощи и защиты, которые он рассматривает как нечто априорное, как обязательную функцию власти4.

Исследователи отмечают также преобладание в политической культуре российского общества эмоционального начала над рациональным. Не случайно во время выборов Б.Ельцина в качестве президента на второй срок был известен призыв «Голосуй сердцем!».

В политической культуре России присутствует стремление к силовому решению проблем, нежелание идти на компромиссы. Экстремальные условия России, ставившие ее в течение длительного времени на грань выживания, породили мобилизационный тип политической культуры общества, ориентирующий на достижение чрезвычайных целей. Поэтому широко распространены в обществе идеи экстремизма, склонности к силовым методам решения вопросов и одновременно не популярны идеи компромиссов, консенсусов, переговоров и т. д.

В этом исследователи видят подростковый характер политической культуры русского типа личности. В подростковой культуре всегда значительное место занимают ценности связанные с силой. Отсюда, предполагается, в российской политической культуре и достаточно сильные авторитарные тенденции5.

Можно говорить и об отрицательном отношении населения страны к политической конкуренции. Преобладающая масса населения в большей мере тяготеет к политической культуре Востока, когда политика видится, прежде всего, как средство утверждения гармонии, занятие для избранных, в то время как в политической культуре Запада политика рассматривается как конфликтная деятельность, где все равны перед законом. В силу этого в общественном сознании существует предубеждение против политических дискуссий (межпартийных, парламентских и др.)6.

В условиях же реально существующей конкуренции ни население, ни политические элиты не готовы к честной борьбе. По одному из определений демократия представляет собой форму конкурентного формирования органов власти. В той мере, в какой общество созрело для конкуренции различных политических субъектов при формировании органов власти, в той мере они и готово к демократии как к эффективному политическому режиму. Уровень демократичности общества определяется тем, в какой мере при формировании органов власти обеспечены условия для честной конкуренции различных партий, кандидатов, программ.

Конкуренцию можно назвать честной, если участники политической борьбы действуют в рамках определенных правил и к ним предъявляются равные требования по соблюдению этих правил. Разумеется, участники конкурентной борьбы могут быть не равны в плане доступа к тем или иным ресурсам (финансовым, административным, информационным, интеллектуальным и пр.), от которых в значительной мере зависит результат конкурентной борьбы. В любом обществе, заявляющем о своем стремлении к демократии, принимается законодательство, формально выравнивающее этот доступ к ресурсам, но, тем не менее, реально он всегда остается неравным. Поэтому известный цинизм демократии состоит в том, что, объявляя формально всех равными, она обеспечивает победу тех, кто сильнее. Но важно соблюдение этого формального равенства, зафиксированного в законодательстве. Демократия здесь заключается в жестком соблюдении формальной процедуры. Это минимальное требование для обеспечения честной конкуренции. Попытки выйти за рамки закона или его избирательное использование и является нечестной конкуренцией.

В качестве условий обеспечения честной конкуренции наряду с институциональными предпосылками, выступает и политическая культура участников конкурентной борьбы и электората (населения). Отсутствие в политической культуре российских элит установок на честную конкуренцию в борьбе за власть проявляется в использовании «грязных» электоральных технологий, административного ресурса. Административный ресурс используется чаще всего путем избирательного применения законодательства, когда у политического конкурента находят обычно незначительные нарушения процедур регистрации, некоторые отклонения в процессе агитации и на основании этого его исключают из избирательного процесса. В то же время судебные инстанции подобные и даже более крупные нарушения у претендента на власть, связанного с действующей властью, или инкубмента оставляют незамеченными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.