Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознательная подсистема превращается в деятельностную подсистему через образ жизни личности

Таков социологический взгляд на структуру сознательной подсистемы личности. Безусловно, есть и другие взгляды. Например, психоаналитик Зигмунд Фрейд выделял не 3механизма, а 2элемента, называемые Я(регулятор поведения) и СВЕРХ – Я (оцениватель поведения), которые тесно связаны с элементом подсознания ОНО (источник желаний).

Структура личности включает в себя три основных блока, каждый из которых, в свою очередь, имеет собственную структуру: это сознательная подсистема, образ жизни и деятельностная подсистема.

3.

2.

1.

Существует множество определений понятия «культура». В самом общем виде можно сказать, что культура – это система социально- приобретенных и передаваемых от поколения к поколению ценностей,

с помощью которых люди организуют свою жизнедеятельность. Как говороил Калинин: “Понятие культуры очень широко – от умывания лица до последних высот человеческой мысли”

О широте этого понятия интересно рассказывается в учебнике С. С. Фролова. «Культура - исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности.

Так, мы говорим, что человек культурен, если он владеет иностранными языками, вежлив в обращении с другими или правильно пользуется ножом и вилкой. Но известно, что представители прими-тивных племен чаще всего едят с ножа, говорят, употребляя не более четырех десятков слов, и тем не менее имеют свою культуру, например обычаи, традиции и даже примитивное искусство. Очень часто в обыденном, общепринятом значении культура понимается как духовная и возвышенная сторона жизнедеятельности людей, куда включают прежде всего искусство и образование. Всем знакомо министерство культуры, все сталкивались с учреждениями культуры. Но как относиться к таким понятиям, как культура производства, культура управления или культура общения? Очевидно, что в привычном, обыденном понимании существует несколько различных значений слова "культура", обозначающих как элементы поведения, так и стороны деятельности человека.... В различных областях научной деятельности было сформулировано более 250 определений культуры, в которых авторы пытаются охватить всю область действия этого социального феномена. Наиболее удачное определение понятия "культура", по-видимому, дано английским этнографом Э. Тейлором в 1871 г.: "Культура... это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества". Если прибавить к этому материализованные знания, верования и умения, окружающие нас в виде зданий, произведений искусства, книг, культовых предметов и предметов повседневного обихода, то становится очевидным, что культура - это все, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества.

При этом следует отметить, что далеко не всякий материальный или духовный продукт, созданный людьми, охватывается понятием "культура". Такой продукт, чтобы стать частью культуры, должен быть принят членами общества или их частью и закреплен, материализован в их сознании (скажем, с помощью записи, фиксации в камне, керамике, металле и т.п.). Усвоенный таким образом продукт может быть пере-дан другим людям, последующим поколениям. Исходя из этого каждый индивид рассматривает культуру как долю своего социального наследия, как традицию, переданную ему предками. Вместе с тем он может сам воздействовать на культуру и при необходимости произвести изменения, которые в свою очередь становятся частью наследия потомков, если окажутся позитивными и будут приняты последующими поколениями.

Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура включает в себя слова, используемые людьми, идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Материальная культура состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий, ферм и других физических субстанций, которые постоянно изменяются и используются людьми. В игре в хоккей, например, щитки, шайба, клюшки и форма хоккеистов являются элементами материальной культуры. Нематериальная культура в данном случае включает в себя правила и элементы стратегии игры, мастерство игроков, а также традиционно принятое поведение игроков, судей и зрителей. Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры и не может быть создана без нее. Если игра в хоккей будет забыта, то для наших потомков клюшка будет просто деревянной палкой».

В рамках единой культуры общества есть культуры определенных групп, отличающияся от доминирующей культуры системой норм и ценностей. Их называют субкультурами. Например, говорят о молодежной субкультуре, сельской субкультуре и т. д.. Но среди них есть такие субкультуры, ценности которых не просто отличаются, а противоречат ценностям доминирующей культуры Их называют контркультуры. Например, в контркультуре наркоманов общепризнанная ценность здоровья отвергается во имя ценности кайфа.

 

Нематериальный уровень культуры включает в себя институты, духовные ценности и социальные нормы. Понятие социального института нам уже знакомо. Поскольку это организованная деятельность, представляющая собой определенный человеческий опыт, то в этом смысле институт можно рассматривать как элемент культуры. Особыми институтами культуры являются институты, удовлетворяющие собственно духовные потребности: религия, искусство и т.д. Духовные ценности – это разделяемые в обществе язык, символы; убеждения относительно целей, к которым нужно стремиться; представления о том, что такое добро, справедливость, любовь, дружба и т.п. Многие убеждения людей имеют материальную форму. Их называют символами. То есть, символы – это закодированные ценности. Например, обручальные кольца символизируют ценность супружеской верности. Ценности бывают фундаментальные (принимаемые большинством общества, например ценность здоровья) и локальные (принимаемые определенной социальной группой, например ценность рок-музыки не разделяется сторонниками других музыкальных направлений). Именно локальные ценности образуют субкультуры и контркультуры.

В широком спектре ценностей, предлагаемых обществом каждый человек имеет свои предпочтения. Такое явление называется ценностной ориентацией личности. Ценностная ориентация – выбор личностью наиболее важных для себя ценностей.

Социальные нормы – это социальные требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения.

Социальная норма регулирует только такое поведение, которое имеет общественный характер. Эти нормы определяют цели, границы, условия и формы поведения.

Само понятие социальной нормы неоднозначно: ее определяют как общие для статистического большинства людей формы поведения; как устойчивое регулярное образование, утвержденное, признанное и оправданное членами сообщества в этом качестве. Соответственно выделяют различные типы социальных норм: статистические (реальные), отражающие реальное поведение, как оно проявляется в статистическом большинстве случаев; нормативные (должные), т.е. стандарты поведения, определяющие, каким оно должно быть в действительности; идеальные, т.е. правила и стандарты ожидаемого поведения как идеала.

При этом различают институализированные (формальные) и неинституализированные (неформальные) социальные нормы. К первым относят нормы, которые официально одобрены обществом, его институтами и организациями. Они поддерживаются силой закона или различными инструкциями.

Эти нормы имеют особо важное значение для общества и потому их выполнение строго контролируется. К неинституализированным нормам относят такие правила поведения, которые в большей мере опираются на нравы, обычаи, традиции, моральные требования, на силу общественного мнения, а не на силу закона, инструкции.

Различают несколько видов социальной нормы, которые в различных целях принято классифицировать по предмету и объекту регулирования, по видам санкций и по другим признакам.

По предмету регулирования различают следующие виды норм:

- правовые нормы, соблюдение которых обеспечивается государством с помощью ясно обозначенных санкций, эти нормы имеют текстуальное закрепление;

- моральные нормы, соблюдение которых обеспечивается обществом, в качестве санкций используется общественное осуждение, текстуального закрепления такие нормы не имеют и делятся на общепринятую мораль и мораль определенных групп;

- традиционные нормы, соблюдение которых обеспечивается в силу их полезности, они могут иметь четкое описание;

- эстетические нормы, соблюдение которых обеспечивается представлениями о прекрасном и безобразном, в качестве санкций выступают внутренняя неудовлетворенность и порицание;

- политические нормы, соблюдение которых обеспечивается с помощью специальных санкций, закрепленных в документах, эти нормы регулируют политическую жизнь и находят закрепление в других нормах;

- религиозные нормы, которые вбирают в себя по содержанию многие нормы права, морали, традиций, эстетики, а также организационные нормы и потому способны использовать регулятивные свойства каждой из этих систем.

По объекту регулирования нормы классифицируются следующим образом:

нормы, регулирующие отношения по поводу материальных благ (право - о собственности, мораль - о бескорыстии и т. д.);

нормы, регулирующие межличностные отношения (право - об уважении к личности, мораль - об уважении к старшим и т. п.);

нормы, регулирующие отношения между личностью и социальными группами, обществом в целом, государством (право - об обязанностях граждан, мораль - об уважении к мнению большинства и т. п.).

Нормы обладают альтернативностью, то есть способностью меняться во времени и в пространстве

Изменение норм в пространстве особенно заметно при сравнении норм различных этнических групп. Различают следующие виды этнических групп: племя-этническая группа на основе кровного родства; народность - этническая группа, образованная смешением племен на основе территориального единства; нация - этническая группа, образованная смешением народностей и племен на основе общности экономической жизни; этнос (народ) - этническая группа, образованная смешением наций, народностей и племен на единой территории с общей экономической системой и обладающая самосознанием, которое выражается в названии страны; этникос – совокупность людей, принадлежащих одной нации, но проживающих на территориях разных стран.

Люди по- разному относятся к нормам других этнических культур. Различают два вида восприятия чужой культуры: этноцентризм – это взгляд на другую культуру с позиций превосходства своей собственной культуры; и релятивизм – убеждение в том, что культуру можно понять лишь на основе ее собственых ценностей, в ее собственном контексте.

 

Именно благодаря воздействию культуры общество прошло свой путь от примитивных форм к более совершенным. Наличие культуры у человечества позволило ему построить ту систему, которую сегодня мы называем обществом. Хотя, как отмечает С.С.Фролов, «многие так называемые субчеловеческие виды животных имеют свою систему социальной жизни. В определенное время года некоторые виды птиц сбиваются в стаи с весьма упорядоченными внутренними нормами существования. У таких видов насекомых, как муравьи или пчелы, существует четкий порядок совместной жизни с жестко закрепленными "профессиями", подчинением, тщательно разработанными обязанностями и правами. Но социальная жизнь субчеловеческих видов животных основана на инстинкте, а не на социальном обучении... Человек утерял те врожденные инстинкты, которые присущи субчеловеческим видам животных. Вместо этого при рождении он наследует систему естественных потребностей, желаний, которые можно рассматривать как движители его последующих действий и всего поведения. Эти потребности заставляют человека искать наилучшие способы их удовлетворения. В процессе удовлетворения потребностей человек создает культуру, помогающую ему добиваться исполнения своих желаний и осуществлять совместную деятельность. Таким образом, человек начинает создавать систему норм, ценностей, пригодную для удовлетворения многочисленных потребностей наилучшими способами. Не имея спасительных инстинктов, он, для того чтобы выжить, должен опираться на культурные образцы...Медленно, в течение многих веков люди делали единичные изобретения и открытия, которые стали культурной основой для лавины открытий и изобретений будущего. Несколько сотен тысячелетий понадобилось человеку для изобретения колеса, которое использовалось затем в тысячах других изобретений и открытий. Этот и многие другие примеры показывают, что в человеческом обществе культура развивалась чрезвычайно медленно в доисторические времена, более быстрыми темпами в средние века и в период новой истории, а затем необыкновенно быстро и с неограниченной областью распространения в наше время. Значительная часть проблем современного человека заключается в том, чтобы приспособиться самому и приспособить социальное устройство общества к быстро меняющейся культуре.

Если попытаться даже поверхностно сравнить культуры, например древних германцев или других народов, населявших в то время территорию Европы, с современными европейскими обществами, то станут очевидными поразительные перемены, происшедшие буквально во всех сферах общественной жизни. Даже оставляя в стороне значительный прогресс материальной культуры и многократное развитие средств распространения культурных образцов, нельзя не увидеть коренных изменений в нормах повседневной жизни, политических нормах, законах и государственном устройстве. В результате полностью преобра-зовались государственные, религиозные, экономические, образовательные и семейные институты, а также структуры взаимоотношений между членами общества.

Так, появление сельскохозяйственных и промышленных технологий, следствием чего было сплочение людей в нацию, привело также, по мнению американского социолога Н. Смелзера, к глубоким изменениям: 1) в политической сфере - от простых племенных или деревенских властных систем к сложным системам избирательного права, политическим партиям, представительной и гражданской бюрократии; 2) в сфере образования изменения ведут к снижению неграмотности и воспитанию экономически продуктивных навыков и умений; 3) в религиозной сфере изменения приводят к отделению религии от образования, началу преобразований традиционных верований; 4) в семейной сфере прекращается распространение родственных и клановых объединений; 5) в сфере стратификации возросшая географическая и социальная мобильность ведет к распаду фиксированных, предписанных жестко иерархических систем.

Таким образом, культурные изменения как в материальной, так и в духовной сфере приводят к переустройству всех сторон жизни общества в определенном направлении». При этом, сам способ воздействия культуры на другие сферы общества можно охарактеризовать как выполнение культурой важнейших для общества функций: обучающей, социализирующей и регулятивной. Обучающая функция состоит в передаче знаний и навыков, необходимых для выживания и дальнейшего развития. Социализирующая функция состоит в передаче духовных ценностей и норм, превращающих человека из биологического существа в личность, способную изменять общество. Регулятивная функция состоит в самом факте наличия норм в обществе, которые регламентируют поведение человека в соответствии с потребностями общества.

Сознательная подсистема включает в себя потребности, интересы, ценностные ориентации; мотивы, то есть, внутренние побудители действий; установки, то есть общую ориентацию, направленность сознания на какое-то явление действительности; диспозиции, то есть, предрасположенность к определенному поведению. Кроме того, в сознательную подсистему входят знания (информация, имеющая долговременное значение) и оперативная информация (имеющая сиюминутное значение).

Иногда, анализируя сознательную подсистему личности, все эти элементы объединяют в три блока. Мотивы, установки и диспозиции личности в совокупности называют диспозиционным механизмом. Диспозиционный механизм вместе с потребностями интересами и ценностными ориентациями образует мотивационный механизм или мотивацию личности. Другими словами, мотивация – это совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждения к достижению цели, то есть – сила, толкающая нас к совершению действия. И, наконец, знания и оперативная информация вместе с мотивационным механизмом составляют механизм социальной памяти, с помощью кторого мы приобретаем жизненный опыт.

Перейдем теперь к структуре деятельностной подсистемы. Здесь все гораздо проще. Деятельностная подсистема состоит просто из совокупности деятельности - в быту, в производстве, в образовании, в спорте и т.д. В каждом виде деятельности мы удовлетворяем свои потребности, реализуем определенные интересы. Таким образом, в каждом виде деятельности реализуется одна из сторон нашей личности. Причем, мы осознаем разные стороны своей личности лишь постольку, поскольку находим их подтверждение в тех социальных группах, в которых проявляется эта деятельностная сторона: осознавать свои качества студента можно лишь в группе студентов и преподавателей; осознавать себя как друга можно лишь при наличии друзей; осознавать себя как спортсмена можно лишь в коллективе спортсменов и т.д. Так различные виды деятельности служат для нас своеобразными зеркалами, в которых мы видим разные качества своей личности. Поскольку личность – это система качеств, то мы нуждаемся в том зеркале, где наша личность отразилась бы во всей системе, полностью, а не одной своей гранью. Мы нуждаемся в таком человеке, который воспринимал бы все грани нашей личности одновременно, всю систему личностных качеств, то есть мы испытываем потребность в человеке, воспринимающем нас как личность. Вероятно, этим объясняется потребность в любви – ведь только любящий человек воспринимает все качества личности своего объекта любви. По-видимому, мы хотим, чтобы нас любили, потому что нуждаемся в подтверждении своей личности, в осознании себя как личности во всей системе качеств. А осознать себя личностью можно, только увидев себя в глазах других людей.

Если сознательная подсистема скрыта от других и часто не понятна самой личности, то деятельностная подсистема открыта для людей и позволяет не только наблюдать внешние проявления личности, но и догадываться о содержании сознательной подсистемы, о том, какие потребности и интересы движут поступками. Внутренний и внешний миры тесно связаны между собой, но проявляется эта связь по-разному; от полного соответствия между сознанием и поведением до полного противостояния. Например в сознании лежит потребность в приобретении профессии учителя и в поведении мы видим посещение лекций в пединституте – это совпадение. Но бывает, что при той же потребности студент пропускает лекции – это противостояние. Превращение внутреннего мира во внешний мир, то есть, превращение факта сознания в факт деятельности представляет собой образ жизни личности. То есть, образ жизни – это своеобразное «ядро» личности как системы, где происходит превращение внутреннего мира во внешний мир.

Рассматривая структуру личности, невольно можно сделать вывод и о функциональном аспекте:

Совокупность социально-значимых типических для той или иной общности качеств называют социальным типом личности. Как отмечает С.С. Фролов, «... каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная в христианской стране.

Американская исследовательница К. Дьюбойс назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, "модальной" (от взятого из статистики термина "мода", обозначающего величину, которая встречается наиболее часто в ряду или серии параметров объекта). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Таким образом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты. Говорят о модальных личностях тогда, когда упоминают о "средних" американцах, англичанах или об "истинно" русских. Модальная личность воплощает в себе все те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта». Кроме того существует еще и базисный тип личности, понимаемый как совокупность качеств, особенно необходимых данному обществу для его процветания.

Современная социология содержит множество теорий личности.В развитом виде личности социологические концепции оформились во второй половине 19 - начале 20 в.

В теории зеркального "Я" (Кули, Дж. Мид) личность рассматривалась как функция, производное от полностью социально обусловленного "Я" человека. Стержень личности, самосознание, - не что иное, как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя как на объект, глазами других людей. Тем самым личность трактовалась как объективное качество, приобретаемое человеком в процессе социальной жизни.

Игровая теория разработана в 20 - ЗО-е годы XX в. американскими учеными Дж. Мидом и Р. Линтоном. Человек с самого рождения научается играть многочисленные роли, существование которых обусловлено требованиями общества, конкретной социальной общности (так называемые "ролевые предписания"). В любой социальной группе относительно личности существуют ролевые ожидания. Группа надеется, что личность, не вступая в ролевые конфликты, будет выполнять необходимые требования и тем самым способствовать нормальной жизнедеятельности и себя самой и группы.

Теория развития познания, разработанная Жаном Пиаже утверждает, что личность развивается через мыслительную деятельность. Вот как излагается его теория в учебнике Энтони Гидденса:

«Пиаже особо подчеркивал способность ребенка активно искать смысл мира. Дети не просто пассивно впитывают информацию, они активно отбирают и интерпретируют то, что видят, слышат, чувствуют в мире вокруг них. В своих наблюдениях...Пиаже пришел к выводу, что человек проходит несколько стадий когнитивного развития, т. е. обучения думать о себе самом и своем окружении. На каждой стадии приобретаются новые навыки, которые, в свою очередь, зависят от успешного завершения предыдущей стадии.

Первая стадия — сенсомоторная — длится от рождения до двух лет. Примерно до четырех месяцев младенец не способен отделять себя от своего окружения. Например, ребенок не понимает, что стенки его кроватки трясутся от того, что он трясет их сам. Младенец не отличает предметов от людей и совершенно не подозревает, что что-либо может существовать вне поля его зрения.... дети постепенно учатся отличать людей от предметов, обнаруживая, что и те и другие существуют независимо от непосредственного их восприятия самими детьми. Пиаже называет эту стадию сенсомоторной, потому что младенцы учатся в основном посредством прикосновения к предметам, манипуляций с ними и физического освоения своего окружения. Основным достижением этой стадии является понимание ребенком того, что окружающий мир имеет различающиеся и стабильные свойства.

Следующая фаза, названная дооперациональной стадией, —продолжается с двух до семилетнего возраста, когда дети овладевают языком и приобретают способность использовать слова для представления объектов и образов в символическом виде. Например, четырехлетний ребенок может, раскинув руки, передать идею “самолета”. Пиаже называет эту стадию дооперациональной, потому что дети пока не способны использовать свои развивающиеся умственные способности систематически. На этой стадии дети эгоцентричны. То, как Пиаже использует это понятие, обращено не к эгоизму, а скорее к стремлению ребенка интерпретировать мир исключительно в терминах своей собственной позиции. Он не понимает, к примеру, что другие видят предметы в иной перспективе, отличающейся от его собственной. Держа перед собой книгу, ребенок может спросить о картинке в ней, не представляя, что человек, сидящий напротив, может видеть только обратную сторону книги.

На дооперациональной стадии дети не способны поддерживать друг с другом связный разговор. В эгоцентрической речи то, что говорит каждый ребенок, в большей или меньшей степени не зависит от того, что сказал предыдущий. Дети говорят вместе, но не один другому в том смысле, как у взрослых. На этой фазе развития дети еще не понимают общих категорий мышления, таких, как случайность, скорость, вес или число. Наблюдая, как переливают жидкость из высокого и узкого сосуда в низкий и широкий, ребенок не понимает, что объем воды остался тот же. Ему кажется, что воды стало меньше, потому что уровень стал ниже.

Третья стадия, период конкретных операций, длится от семи до одиннадцати лет. Дети в этой фазе овладевают абстрактными логическими понятиями. Они способны без особых затруднений воспринимать такую идею, как случайность. Ребенок в этом возрасте понимает ошибочность представления о том, что широкий сосуд содержит меньше воды, чем узкий, несмотря на то, что уровни воды различны. Он способен производить математические операции умножения, деления и вычитания...

Период с одиннадцати до пятнадцати лет — это, по определению Пиаже, период формальных операций. В подростковом возрасте ребенок приобретает способность понимать чрезвычайно абстрактные и гипотетичные идеи. Столкнувшись с проблемой, дети на этой стадии способны перебрать все возможные пути решения и оценить их теоретически, чтобы получить ответ.

Согласно Пиаже, первые три стадии развития являются универсальными, однако не все взрослые достигают стадии формальных операций. Развитие формально-операционального мышления частично зависит от уровня образования. Взрослые, не имеющие достаточного уровня образования, как правило, продолжают мыслить в более конкретных понятиях и сохраняют значительную долю эгоцентризма».

З. Фрейд в своей психоаналитической теории показал, что личность развивается через становление сексуальности, отождествляя себя с сексуальным образцом: мальчик – с папой, девочка – с мамой. Для описания этого процесса он использовал термин «идентификация» –процесс отождествления себя с желаемым образцом, а идентичность – это результат идентификации,твердо усвоенный личностью принимаемый образ себя.

Свою версию психоаналитической теории предложил ученик Фрейда Эрик Эриксон. Он выделил 2полюса и 2 уровня идентичности, а процесс формирования личности представил как постоянную борьбу между полюсами, называемую кризисом идентичности. Схематично его теорию можно представить следующим образом.

2полюса идентичности (Эриксон)
«+» каким надо быть «-» каким нельзя быть
2уровня идентичности (Эриксон)
1ый уровень (Я-идентичность) 2ой уровень (Со-социальная идентичность)
органическая личностная групповая психо- социальная
+ красивый - не красивый + доволен собой - не доволен собой + я-студент - я-маргинал + меня уважают - меня не уважают
                 

Развитие личности по Эриксону – есть постоянное преодоление кризисов:

Возраст Преодолеваемый кризис
Грудной возраст Доверие (+) – Недоверие(-)
1 – 2 года Автономия(+) – Стыд (-)
3 - 5 лет Инициатива(+) – Чувство вины(-)
6 - 12лет Трудолюбие(+) – Неполноценность(-)
13 – 18 лет Индивидуальность(+) –Диффузия (-)
19 –30 лет Интимность(+) – Одиночество(-)
От 31года Творческая активность(+) – Застой(-)
старость Умиротворение (+) – Отчаяние(-)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Понятие и сущность структуры организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.