Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины правонарушений

Формы вины

Умышленная вина   Неосторожная вина       Казус (случай)    
прямой умысел   косвенный умысел   самонадеян­ность   небрежность  
         

Интеллектуальная сторона

1. Осознает, что совершает противоправ­ное деяние     1. То же, что и в прямом умысле   1. То же, что и в прямом умысле   1. Не осоз­нает проти­воправность и общественную опасность дея­ния   1. Не осоз­нает противоправность и общественную опасность дея­ния    
2. Предвидит вредные последствия этого деяния   2. То же, что и в прямом умысле   2. То же, что и в прямом умысле   2. Не пред­видит вредных последствий   2. Не пред­видит вредных последствий  
        Волевая сторона          
3. Желает наступления вредных последствий     3. Допускает или равно­ душно отно­сится к наступлению вредных последствий   3. Не желает наступления вредных пос­ледствий или легкомыслен­но надеется их предотвратить   3. Однако должен и мог предвидеть об­щественную опасность и противоправ­ность деяния и наступивший вред   3. Не должен и/или не мог предвидеть об­щественную опасность и противоправность деяния и наступивший вред    

Кроме вины как главного элемента в субъективную сторона правонарушения включаются также мотив — внутреннее побуждение к совершению правонарушения и цель — конечный результат, к которому стремился правонарушитель, совершая противоправное деяние.

 

Уже не одно столетие человечество пытается понять, почему люди совершают правонарушения. Особенно всех беспокоили и беспокоят наиболее опасные из них преступления. В период советской власти на эту проблему смотрели просто: пережитки прошлого в сознании — вот причина совершения пра­вонарушений. Но уже сменилось не одно поколение после рево­люции 1917 г., а преступления отнюдь не прекратились.

Сейчас помимо причин право­нарушений стали выделять условия, поводы и т.п. Причинами правонарушений являются деформации в соз­нании людей (отрицание или непонимание ценности государства может повлечь совершение таких преступлений, как измена родине, шпионаж и др.; неуважительное отношение к личности — убийства, телесные повреждения; неуважение к женщине — изнасилование, оскорбление; отсутствие трудолюбия —хищения имущества и т. д.). Различного рода деформации, дефекты в сознании человека возникают из многочисленных неправильно разрешенных конкрет­ных жизненных ситуаций, которые лицо наблюдало или в которых участвовало. Например, обнаружив у подъезда вроде бы «ничейные» саночки, сын принес их домой, а мама его похвалила за «трофей». Сын видит также, что сама мама всегда что-то приносит с работы, не затрачивая на это свои материальные средства. Папа, будучи всегда груб с мамой, часто ее избивает. Одноклассники дерутся, называя тех, кто этого не делает, «маменькиными сынками».

Одним словом, дефекты в сознании порождаются условиями, т. е. отрицательными обстоятельствами, бытующими в социальной действительности. Их устранение — это и есть основной путь предотвращения правонарушений и борьбы с ними. В числе основных условий правонарушений можно назвать низкий материальный уровень жизни населения; плохая обеспечен­ность жильем; вредные привычки (алкоголизм, наркомания); низкий уровень культуры и правовой культуры в частности; несовершенство законодательства; недостаточно эффективная работа правоох­ранительных органов и др.

Имеют определенное значение и п о в о д ы совершения право­нарушений, т. е. отрицательные обстоятельства ситуативного харак­тера (возникающие и имеющие значение в конкретной ситуации), являющиеся толчком, «последней каплей», побудительным стимулом для действия причины. Они как бы «провоцируют» пра­вонарушение. Ими могут быть ревность, обида, вспышка ярости и т. п. Так, например, если муж пришел с работы уставший, про­мерзший в холодную дождливую погоду, голодный, то жене следует воздержаться от упрека по поводу того, что он вчера вечером забыл вынести ведро с мусором. В противном случае ее слова при наличии в сознании мужа антисоциальной установки могут стать поводом Для совершения им нежелательных, а то и противоправных действий отношении нее самой.

Социологические исследования показали, что преступность есть проявление противоречия между потребностями индивида и социаль­ными возможностями их удовлетворения, которые в конечном итоге зависят от его общественного положения. Причем потребности людей развиваются более ускоренными темпами, нежели социаль­ные реалии, чему способствуют усилившаяся миграция людей, более тесные контакты и взаимосвязи между людьми как внутри страны, так и между странами, народами. Средства массовой информации способствуют этому процессу в значительной мере. В отличие от изменения потребностей (это сфера сознания) преобразовать действительность, развить экономику, повысить уровень благосостояния гораздо сложнее (это сфера бытия).

Частным проявлением указанного выше противоречия является несоответствие (рассогласование) статуса индивида, что про­воцирует его к покушению на общественный порядок. Если эко­номическому господству личности не соответствует фактическое положение в сфере политики, то возможны с ее стороны подкуп государственных чиновников, покупка «голосов» на выборах и др. Если в семье такую личность ценят не очень высоко, то результатом может быть прелюбодеяние, а в сфере быта — изнасилование, убийство и т. п. Если статус в сфере политики высок (депутат Государственной Думы, член Правительства и т. п.), но в эко­номической сфере низок, то возможны злоупотребления властью в форме получения взяток, чтобы «уравнять» свой политический статус с экономическим. Если высокий образовательный статус (ученого, учителя, инженера, врача) не обеспечен материально, то общество получит рост «беловоротничковой» преступности.

Противоречия между потребностями и средствами их удовлетворения неизбежны. Во-первых, потому что общество диффе­ренцировано по доходам, характеру и размерам расходов, уровню культуры, нравственности и т. п. Тон здесь задают (или являются ориентиром для всех) представители высшего слоя общества, а они, в свою очередь, ориентируются на уровень потребностей в боле(развитых странах. Во-вторых, сферы жизни (производство политика, культура, быт, потребление) развиваются неравномерно а отсюда рассогласование статусов. Рынок выравнивает развитие различных сфер жизни общества. Например, накопленное производстве богатство можно использовать на развитие сферы образования, культуры, быта. Однако регулирующих возможностей рынка оказывается недостаточно, чтобы эти противоречия устранить полностью. Вот почему преступность является неизбежным следствием социального развития. Разговоры о возможности полной ликвидации преступности беспочвенны и утопичны. Общество может лишь удерживать ее в определенных рамках, не давая ей выйти за их пределы. Но полностью искоренить преступность, к сожа­лению, невозможно.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура правонарушения состоит из его объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон | Юридическая ответственность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.