Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Протокол № 1




ЛЕКЦИЯ

Административная деятельность ОВД

 

 

по теме № 10: «Административная деятельность органов внутренних дел и органов Федеральной миграционной службы по исполнению законодательства о гражданстве и свободе выбора гражданами Российской Федерации места пребывания и места жительства»

для курсантов очного обучения по специальности 030505 - Правоохранительная деятельность,

срок обучения – 5 лет, специализация – оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел, ведомственная специализация – деятельность подразделений уголовного розыска

 

 

Время: 4 часа

 

Подготовил:

старший преподаватель кафедры

АП и АД ОВД

майор полиции

Степкин Р.М.

 

Обсуждена и одобрена на

заседании

предметно-методической

секции кафедры

АП и АД ОВД

«07» сентября 2011 года

 

 

Белгород – 2011


 

Цели лекции:

1. Учебная цель: ознакомить курсантов с понятием и назначением паспортно - регистрационной системы, с основаниями приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Научить курсантов анализировать и оценивать различные источники информации, творчески мыслить, логично и последовательно излагать свои мысли, свободно выступать в обсуждении темы лекции, высказывать и обосновывать своё мнение.

Методические приёмы: конспектирование материала, обсуждение проблемных вопросов.

2. Воспитательные цели: формирование у курсантов профессиональных черт характера (внимательность, ответственность, исполнительность); собственных взглядов, убеждений и мировоззрения на сущность деятельности органов внутренних дел по рассматриваемому направлению; таких качеств, как гуманизма, чувства уважения к мнению других лиц, учиться культуре межличностного общения; а так же ориентирование на более успешную учебную деятельность.

Методические приёмы: личный пример преподавателя, апелляция к авторитетам.

Методические приёмы: после обсуждения каждого вопроса лекции необходимо уточнять у курсантов “Все ли Вам понятно?” или “Есть ли вопросы к лектору?”, что позволит творчески мыслить, рассуждать, доказывать обоснованность своего мнения, а также это возможный выход на дискуссию. В качестве анализа и оценки источников информации служат – использование на лекции технических средств обучения.

Междисциплинарная связь: заключается в связи с дисциплиной “Административное право”.

Внутридисциплинарная связь заключается в том, что в рамках темы настоящей лекции продолжается изучение особенной части дисциплины «Административная деятельность органов внутренних дел».

Вид лекции: академическая с элементами проблемной.

Метод проведения занятия:

ü разъяснение учебного материала с последующим обсуждением на групповых занятиях;

ü репродуктивный, наглядно-пояснительный – при отработке вопросов лекции;

Учебно-материальное обеспечение:

Лекционный зал, отвечающий санитарно-гигиеническим условиям, наличие подготовленных технических средств активного восприятия информации – демонстрация схематичного материала в виде схем с использованием ноутбука, проектора.


Примерное распределение учебного времени:

План лекции Время Страницы
Лекция № 1 – 2 часа    
Вступительная часть 5 мин  
1. Понятие и назначение паспортно-регистрационной системы. Организация и осуществление паспортной работы и регистрационного учета населения в Российской Федерации.       30 мин  
Лекция № 2 – 2 часа    
2.Понятие и задачи миграционного контроля. Осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации     25 мин  
3. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации. 25 мин  
Заключительная часть (подведение итогов) 5 мин  

Литература:

Основная:

Федеральный Закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3 -ФЗ «О полиции».

Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Федеральный закон от 31 мая 2002г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрации».

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации».

Приказ ФМС России от 20 сентября 2007 г. № 208 «Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»

Приказ ФМС России от 19 марта 2008 г. № 64 «Об утверждении административного регламента исполнения ФМС государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации»

Приказ ФМС России от 07 декабря 2009 г. № 339 «Об утверждении административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской федерации на территории Российской Федерации».

Дополнительная:

Архипова К.Ю. Совершенствование миграционного законодательства в аспекте противодействия незаконной трудовой миграции / К.Ю. Архипова // Юридический мир. – 2010. - № 9. – с. 13-16.

Катаева О.В. Административная ответственность за нарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации: монография / О.В. Катаева. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2010. -180 с.

Сандугей А. Н. Проблемы формирования и реализации миграционной политики в Российской Федерации: монография / А.Н. Сандугей. - М.: ВНИИ МВД России, 2008. – 215 с.

Шерстобоев О.Н. Регистрация граждан по месту пребывания и месту жительства: проблемы теории и практики / О.Н. Шерстобоев // Российский Юридический журнал. – 2010. - № 2. – с. 80-87.

 


Введение

 

Конституция Российской Федерации в ст. 27 закрепила право граж­дан Российской Федерации свободно передвигаться, выбирать место пре­бывания и место жительства. Однако это право может быть реализовано при наличии двух условий: гражданин должен иметь основной документ, подтверждающий его личность, и быть зарегистрированным по месту пре­бывания и месту жительства.

Паспортная система в СССР была введена по постановлению ЦИК и СНК Союза ССР «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов» от 27 декабря 1932 г.

В сельской местности в обязательном порядке паспорта получали только жители, работающие на государственных предприятиях, в учреж­дениях и организациях, материально ответственные работники колхозов, а также лица, выезжавшие на новое место жительства. Остальное колхозное крестьянство и другие жители сельской местности, не имея паспортов, фактически лишались права свободного передвижения по стране, права свободы выбора места пребывания и места жительства, выбора места рабо­ты, поскольку получение разрешения на переселение в город или другой населенный пункт было крайне затруднительно и практически зависело от воли определенного должностного лица (председателя колхоза, председа­теля сельсовета и других уполномоченных на то должностных лиц).

Такое положение продолжало существовать вплоть до 1974 г.

28 августа 1974 г. принято постановление ЦК КПСС и Совета Мини­стров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию паспортной системы в СССР». Введенный этим постановлением единый порядок пас­портизации предусматривал выдачу паспортов всем достигшим 16-летнего возраста гражданам Советского Союза независимо от их происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной при­надлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и ха­рактера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Одновременно с названным постановлением Совет Министров СССР утвердил Положение о паспортной системе в СССР и принял постановле­ние «О некоторых правилах прописки граждан».

Оно предусматривало общий для всего населения СССР порядок паспортизации и единый образец бессрочного советского паспорта. Положение о паспортной системе было введено в действие на территории Советского Союза с 1 июля 1975 г.

После распада СССР в Российской Федерации продолжает действо­вать Положение о паспортной системе в СССР. В то же время претерпела изменение нормативная база о паспортно-регистрационной системе. 13 марта 1997 г. издается Указ Президента РФ № 232. «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации», а 8 июля 1997 г. поста­новлением Правительства РФ № 828 утверждается Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации.

Приказом МВД России от 22 марта 1993 г. № 124 «О реорганизации подразделений виз, регистрации и паспортной работы» утверждено Поло­жение о Паспортно-визовой службе МВД Российской Федерации (Служ­бе), в котором определены состав, задачи и функции этой службы, а также ее штат.

Актуальные вопросы совершенствования миграционных отношений обусловили проведение ряда мер по образованию Федеральной миграци­онной службы (ФМС) России и реорганизации паспортно-визовых аппара­тов. Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928 «Вопросы миграци­онной системы» утверждено Положение о Федеральной миграционной службе и определены ее основные задачи по оформлению и выдаче основ­ных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Фе­дерации; по осуществлению регистрационного учета граждан и других за­дач, которые должны выполнять паспортно-визовые аппараты, но уже как подразделения ФМС России.


1. Понятие и назначение паспортно-регистрационной системы. Организация и осуществление паспортной работы и регистрационного учета населения в Российской Федерации

 

Под паспортно-регистрационной системой понимается совокупность правовых норм, определяющих порядок выдачи, замены паспортов и пользования ими, сдачи и изъятия их, регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в целях удостоверения личности гражданина и принадлежности его к российскому гражданству, обеспечения полноты учета населения и упорядочения его передвижения, обеспечения реализации конституционных прав граждан и выполнения ими своих обязанностей, а также обеспечения общественного порядка, государственной и общественной безопасности, борьбы с преступностью.

Целями паспортно-регистрационной системы являются:

– учет населения;

– упорядочение его передвижения;

– обеспечение реализации конституционных прав и обязанностей граждан;

– обеспечение общественного порядка, государственной и общественной безопасности и борьбы с преступностью.

Учет населения. Из единой системы показателей статистики определенный интерес представляют показатели учета населения, характеризующие его численность и происходящие изменения в целом по Российской Федерации, а также по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям. Учет населения необходим для прогнозирования и разработки различных программ и практического их осуществления, т.е. строительства жилого фонда, школ, больниц, иных объектов социального обеспечения и производства.

Основным средством текущего оперативного, учета населения является система регистрации граждан. Сведения территориальных органов ФМС России о количестве прибывших на жительство и убывших в другие местности является исходным материалом для последующего обобщения и использования органами государственной статистики.

С помощью системы регистрационного учета граждан Российской Федерации ведутся два вида учетов:

а) персональный – путем заполнения листков убытия и прибытия, которые остаются в территориальных органах ФМС России;

б) статистический – путем заполнения талонов статистического учета, отрывная часть которого направляется в органы статистики.

Упорядочение передвижения населения. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»[1] каждый гражданин Российской Федерации имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории Российской Федерации. Важнейшим правовым средством упорядочения передвижения населения является совокупность паспортно-регистрационных правил, которые, не препятствуя праву граждан на свободу передвижения, устанавливают порядок их регистрации по месту пребывания и жительства.

Вместе с тем государство устанавливает (регулирует) определенные ограничения на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства:

– в пограничной полосе;

– закрытых военных городках;

– закрытых административно-территориальных образованиях;

– зонах экологического бедствия и других территориях;

– на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

– территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Обеспечение реализации конституционных прав граждан и выполнение ими обязанностей. Граждане Российской Федерации постоянно вступают в различные правоотношения с государственными органами, общественными формированиями, коммерческими структурами и между собой. Являясь субъектом правоотношений, граждане участвуют в них от своего имени как сторона строго индивидуализированная.

Одним из отличий каждого человека как личности является совокупность демографических (биографических) признаков: фамилия, имя, отчество, время и место рождения и т.д. Эти признаки закрепляются путем выдачи гражданину паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность. Наличие паспорта и регистрации является необходимым предварительным условием для реализации конституционных прав граждан: поступления на работу, учебу, вступления в брак и т.п.

Обязанностью граждан является предъявление паспорта или иного документа по требованию сотрудников полиции и других уполномоченных лиц.

Основными функциями ФМС России и ее территориальных органов по осуществлению паспортно-регистрационной системы являются:

– выдача паспортов, их обмен;

– регистрация и снятие с учета граждан;

– ведение адресно-справочной работы;

– осуществление административного надзора за выполнением паспортно-регистрационных правил;

– оформление материалов на нарушителей правил регистрационного учета и привлечение их к ответственности.

Во исполнение Указа Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации»[2] принято постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации»[3].

В настоящее время сроки и последовательность действий (административных процедур) органов ФМС России по выдаче, замене, учету паспортов гражданина Российской Федерации определяет «Административный регламент ФМС по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации».

Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Его обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

Впервые за всю историю существования паспортной системы в нашем государстве паспорт получают и военнослужащие – граждане Российской Федерации (кроме военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), при этом согласно букве Закона именно паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность военнослужащего.

В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина:

– фамилия;

– имя;

– отчество;

– пол;

– дата рождения;

– место рождения.

В паспорте производятся следующие отметки:

– о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета – соответствующими органами регистрационного учета;

– об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, – соответствующими военными комиссариатами и территориальными органами ФМС России;

– о регистрации и расторжении брака – соответствующими органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, территориальными органами ФМС России;

– о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста) – территориальными органами ФМС России;

– о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, – территориальными органами ФМС России;

– о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, – территориальными органами ФМС России.

По желанию гражданина в паспорте также производятся отметки:

– о его группе крови и резус-факторе – соответствующими учреждениями здравоохранения;

– об идентификационном номере налогоплательщика – соответствующими налоговыми органами.

Вышеизложенный перечень сведений и отметок, вносимых в паспорт, является исчерпывающим, а поэтому запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные Положением о паспорте гражданина Российской Федерации. Более того, паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные названным Положением, является недействительным.

Срок действия паспорта гражданина устанавливается:

– от 14 лет – до достижения 20-летнего возраста;

– от 20 лет – до достижения 45-летнего возраста;

– от 45 лет – бессрочно.

По достижении гражданами (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорта выдаются или заменяются по окончании установленного срока военной службы по призыву.

Выдача и замена паспорта производится территориальными органами ФМС России по месту жительства, месту пребывания или по месту обращения граждан.

Для получения паспорта гражданин представляет:

– заявление по установленной форме;

– свидетельство о рождении;

– две личные фотографии размером 35 х 45 мм.

В случае невозможности представления свидетельства о рождении паспорт может быть выдан на основании других документов, подтверждающих сведения, необходимые для получения паспорта.

При необходимости для получения паспорта представляются документы, свидетельствующие о наличии гражданства Российской Федерации.

Замена паспорта производится при наличии следующих обстоятельств:

– достижение 20-летнего и 45-летнего возраста;

– изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменение сведений о дате (число, месяц, год) и/или месте рождения;

– изменение пола;

– непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин;

– обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей.

Замена паспорта может быть произведена и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Для замены паспорта гражданин представляет:

– заявление по установленной форме;

– паспорт, подлежащий замене;

– две личные фотографии размером 35 х 45 мм;

– иные документы, подтверждающие основания для замены паспорта.

За выдачу и замену паспорта взимается государственная пошлина, размеры и порядок взимания которой установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

Важнейшими функциями территориальных органов ФМС России является регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту их пребывания и по месту жительства. В соответствии с Законом РФ от 17 июля 1995 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» принято Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»[4].

Во исполнение настоящего правового акта издан Приказ ФМС России от 20 сентября 2007 г. № 208 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»[5].

В соответствии с Правилами регистрационного учета граждан местом пребывания является место, где гражданин временно проживает: гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристическая база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.

Регистрация граждан по месту жительства. Документами, удостоверяющими личность граждан и необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются:

– паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

– свидетельство о рождении – для лиц, не достигших 14-летнего возраста;

– паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, - для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, и представить:

– документ, удостоверяющий личность;

– заявление о регистрации по месту жительства;

– документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.

Граждане, снявшиеся с регистрационного учета по месту жительства до прибытия к новому месту жительства, представляют адресный листок убытия, выданный уполномоченным органом по прежнему месту жительства.

В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.

Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, представляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.

В 3-дневный срок со дня получения документов о регистрации соответствующие должностные лица территориальных органов ФМС России регистрируют граждан по месту жительства. О принятом решении они производят необходимую запись в графе «принятое решение» заявлений с указанием оснований, согласно которым производится регистрация.

В паспортах граждан, регистрируемых по месту жительства, проставляется оттиск штампа о регистрации по месту жительства.

Регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.

Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:

а) изменения места жительства – на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства. При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;

б) призыва на военную службу – на основании сообщения военного комиссариата;

в) осуждения к лишению свободы – на основании вступившего в законную силу приговора суда;

г) признания безвестно отсутствующим – на основании вступившего в законную силу решения суда;

д) смерти или объявления решением суда умершим – на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда;

ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации – на основании вступившего в законную силу решения суда.

Особенности регистрации граждан по месту пребывания в жилом помещении, не являющемся их местом жительства. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

– документ, удостоверяющий личность;

– заявление о регистрации по месту пребывания в жилом помещении;

– документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению:

– с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними членами их семей, в том числе с временно отсутствующими членами их семей, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда;

– с собственниками жилых помещений;

– с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

В 3-дневный срок со дня получения документов о регистрации по месту пребывания соответствующие должностные лица территориальных органов ФМС России обязаны зарегистрировать граждан по месту пребывания.

О принятом решении производится запись в графе «принятое решение» заявлений. При этом указываются основания регистрации со ссылкой на соответствующие пункты (подпункты) Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства или иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

При регистрации граждан по месту пребывания сотрудники территориальных органов ФМС России оформляют и выдают зарегистрированным гражданам свидетельства о регистрации по месту пребывания с одновременным проставлением в соответствующей графе заявлений порядкового номера выданного в текущем году свидетельства. Начиная с 1 января нумерация свидетельств производится с единицы.

Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.

В течение суток после оформления регистрации по месту пребывания или поступления из органов местного самоуправления адресных листков прибытия сотрудники территориальных органов ФМС России проверяют посредством телефонной, телеграфной, факсимильной (в зависимости от местных условий) связи сведения, указанные гражданами в заявлениях о регистрации по месту пребывания, по адресно-справочным учетам территориального органа и при необходимости по месту жительства по соответствующим учетам органов внутренних дел.

Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах, на туристских базах и в иных подобных учреждениях – по их выбытии.

Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «О правилах регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» утвержден также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию.

К ним отнесены должностные лица:

– осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда;

– собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда;

– уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов;

– уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

 


2. Понятие и задачи миграционного контроля. Осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

 

Миграционный контроль представляет собой вид государственного контроля за миграционной обстановкой в целях регулирования миграционных потоков, соблюдения интересов Российской Федерации, обеспечения и защиты прав и законных интересов мигрантов, а также осуществления мер предупреждения и пресечения незаконной миграции на территории государства.

Основными задачами миграционного контроля являются:

– регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах;

– соблюдение государственных интересов при реализации миграционных программ;

– предупреждение и пресечение незаконной миграции;

– защита прав и законных интересов мигрантов;

– создание условий приема и размещения мигрантов;

– предотвращение дискриминации мигрантов по признаку расы, вероисповедания, гражданства, пола, возраста, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.

В соответствии с Положением о ФМС России осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из основных ее задач.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»[6] миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства – это деятельность по фиксации и обобщению сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства, а также о перемещениях данных лиц.


Миграционный учет осуществляется в целях:

– создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей;

– выработки и реализации государственной политики в сфере миграции;

– формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции;

– планирования развития территорий Российской Федерации;

– управления в кризисных ситуациях;

– защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям;

– систематизации сведений об иностранных гражданах и лицах без гражданства, находящихся в Российской Федерации (в т.ч. их персональных данных), и о их перемещениях;

– решения других социально-экономических и общественно-политических задач.

Миграционный учет включает в себя:

1) регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений;

2) обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и иных характеристиках миграционных процессов;

3) ведение государственной информационной системы миграционного учета, содержащей сведения, имеющие значение для миграционного учета.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правом свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Процедура постановки на миграционный учет носит уведомительный характер.

Разрешительный порядок регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания действует или может быть введен:

1) в пограничной зоне;

2) в закрытых административно-территориальных образованиях;

3) в закрытых военных городках;

4) на территориях, в организациях или на объектах, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение;

5) на территории, на которой в соответствии с указом Президента Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение;

6) в зонах экологического бедствия;

7) на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в связи с опасностью распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравления людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

8) в зоне проведения контртеррористической операции;

9) в период мобилизации и в военное время;

10) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»[7] утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства.

Согласно данным Правилам постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.

В ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[8] даны определения следующих понятий:

временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание;

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство.

Регистрация иностранных граждан по месту жительства. Постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, для осуществления регистрации по месту жительства подает непосредственно в территориальный орган ФМС России в месте нахождения жилого помещения заявление о регистрации по месту жительства.

В заявлении о регистрации иностранный гражданин должен указать следующие сведения:

– фамилию, имя, отчество;

– дату рождения;

– гражданство (подданство);

– вид и реквизиты (серия, номер, дата и место выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность;

– вид и реквизиты документа, подтверждающего право на проживание в Российской Федерации;

– адрес, по которому иностранный гражданин просит его зарегистрировать;

– документы, подтверждающие право пользования жилым помещением;

– адрес регистрации по последнему месту жительства.

При наличии у иностранного гражданина 2 и более жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, в заявлении о регистрации также указываются сведения об этих помещениях.

Бланк заявления о регистрации заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств на русском языке. При заполнении бланка не допускаются исправления, использование аббревиатур, сокращения слов и пропуск реквизитов.

Иностранный гражданин одновременно с заявлением о регистрации представляет:

– документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина;

– вид на жительство или разрешение на временное проживание;

– документы, подтверждающие право пользования жилым помещением (договор, свидетельство о праве собственности либо иной документ), и их копии.

При приеме заявления о регистрации должностным лицом территориального органа ФМС России проверяется наличие всех прилагаемых к нему необходимых документов и правильность заполнения заявления о регистрации.

За регистрацию по месту жительства взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Должностное лицо территориального органа ФМС России, принявшее заявление о регистрации, в тот же день проставляет соответствующую отметку в виде на жительство или в разрешении на временное проживание, а также в заявлении о регистрации.

Снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства осуществляется в следующих случаях:

– регистрация иностранного гражданина по иному месту жительства, – на основании отрывной части заявления о регистрации;

– прекращение у иностранного гражданина права пользования жилым помещением, – на основании документа, подтверждающего прекращение у иностранного гражданина права пользования жилым помещением;

– прекращение у иностранного гражданина права на постоянное или временное проживание в Российской Федерации, – на основании документа, подтверждающего аннулирование вида на жительство или разрешения на временное проживание либо истечение срока действия вида на жительство или разрешения на временное проживание;

– вступление в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной, – на основании заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной;

– смерть иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступление в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим, – на основании свидетельства о смерти либо заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.

При регистрации иностранного гражданина по иному месту жительства территориальный орган ФМС России в месте нахождения иного жилого помещения указанного иностранного гражданина в течение 3 рабочих дней обязан направить отрывную часть заявления о регистрации по иному месту жительства в территориальный орган ФМС России в месте нахождения прежнего жилого помещения для фиксации необходимых сведений в учетных документах и снятия иностранного гражданина с регистрации по месту жительства.

Территориальный орган ФМС России не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления регистрации иностранного гражданина по месту жительства, фиксирует в своих учетных документах сведения о месте жительства иностранного гражданина.

Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания. Иностранные граждане, временно проживающие и временно пребывающие в Российской Федерации, по истечении 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания подлежат учету по месту пребывания.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, по истечении 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания подлежат учету по месту пребывания.

Основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом ФМС России уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

В случае прибытия иностранного гражданина в гостиницу администрация гостиницы обязана в течение одних суток уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

Принимающей стороной уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган ФМС России непосредственно либо направляться почтовым отправлением.

В уведомлении о прибытии принимающая сторона или иностранный гражданин должны указать следующие сведения:

а) о лице, подлежащем постановке на учет:

– фамилию, имя, отчество;

– гражданство (подданство);

– дату и место рождения;

– пол;

– вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

– вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

– цель въезда;

– профессию;

– дату въезда в Российскую Федерацию;

– серию и номер миграционной карты;

– заявленные сроки пребывания;

– адрес места пребывания;

б) о физическом лице, выступающем в качестве принимающей стороны:

– фамилию, имя, отчество;

– вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность;

– адрес места жительства.

В случае если принимающей стороной является организация, в уведомлении о прибытии указываются следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество ответственного лица организации;

б) вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность ответственного лица организации;

в) адрес места жительства ответственного лица организации;

г) наименование организации;

д) фактический адрес организации;

е) идентификационный налоговый номер организации.

Принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранного гражданина, такая подпись скрепляется печатью указанной организации.

Иностранный гражданин для заполнения бланка уведомления о прибытии предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, миграционную карту (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина) и (или) вид на жительство либо разрешение на временное проживание (для постоянно либо временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина).

В случае направления уведомления о прибытии почтовым отправлением бланк уведомления заполняется в 2 экземплярах, 1 из которых хранится в организации федеральной почтовой связи в течение 1 года. В случае пребывания иностранного гражданина в гостинице бланк уведомления о прибытии также заполняется в 2 экземплярах, один из которых хранится у администрации гостиницы в течение 1 года.

Лицо, подающее уведомление о прибытии в территориальный орган Федеральной миграционной службы, организацию федеральной почтовой связи или администрацию гостиницы, обязано предъявить документ, удостоверяющий его личность.

Принимающая сторона к уведомлению о прибытии прилагает копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, а в отношении временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина – и копию его миграционной карты.

Уведомление должно быть принято органом миграционного учета непосредственно от указанного иностранного гражданина при наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить данное уведомление.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин с письменного согласия принимающей стороны вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания соответствующий орган миграционного учета.

Администрация гостиницы, принявшая от иностранного гражданина уведомление о прибытии, а также территориальный орган ФМС России или организация федеральной почтовой связи, принявшие от принимающей стороны или иностранного гражданина уведомление о прибытии, проверяют точность изложенных в нем сведений и наличие необходимых документов, после чего незамедлительно проставляют отметку о приеме уведомления в бланк уведомления о прибытии, отрывная часть которого возвращается принимающей стороне либо иностранному гражданину.

Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в следующих случаях:

– убытие иностранного гражданина из места пребывания, – на основании отрывной части бланка уведомления о прибытии;

– выезда иностранного гражданина из Российской Федерации, – на основании отрывной части бланка уведомления о прибытии;

– смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим, – на основании свидетельства о смерти либо заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.

При убытии иностранного гражданина из места пребывания принимающая сторона обязана не позднее чем через 2 дня со дня его убытия непосредственно представить либо направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный орган ФМС России отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия этого иностранного гражданина.

При получении документов должностное лицо территориального органа ФМС России в течение 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.

При направлении отрывной части бланка уведомления о прибытии почтовым отправлением выполнение принимающей стороной действий для снятия с учета по месту пребывания иностранного гражданина подтверждается квитанцией об отправке почтового отправления.

Вступившее в силу в 2007 году новое миграционное законодательство, которое предусматривает уведомительный характер постановки на миграционный учет, а не разрешительный как прежде, уже дало положительные результаты. Достигнутые на сегодняшний день количественные показатели вставших на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства позволяют говорить о начавшемся процессе нормализации ситуации в миграционной сфере. Однако очевидно, что России необходима единая концепция долгосрочной миграционной политики, чтобы справиться с проблемами, которые приходят в страну вместе с увеличивающимися из года в год миграционными потоками.

 


3. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации.

 

Производство по делам о гражданстве Российской Федерации является одним из приоритетных направлений деятельности ФМС России. Это связано в первую очередь с содержанием рассматриваемых в ходе производства вопросов – приобретения или прекращения конституционного права человека на гражданство Российской Федерации. Во-вторых, приобретение и прекращение гражданства оказывает известное воздействие на правовой статус человека, являясь правовой предпосылкой для обретения им широкого круга прав, свобод и обязанностей.

В этой связи производство по делам о гражданстве является строго регламентированным производством, основанным на нормах права, обладающих определенной спецификой и образующих комплексный правовой институт гражданства. Правовой основой деятельности в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»[9], международные договоры Российской Федерации об упрощенном порядке приобретения гражданства[10] и урегулировании вопросов двойного гражданства[11], Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации[12] и иные нормативно-правовые акты.

Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве, согласно Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» являются Президент Российской Федерации, ФМС России и ее территориальные органы, МИД России, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации. Для каждого органа Федеральный закон определяет объем полномочий и общий порядок деятельности в сфере гражданства.

Так, к полномочиям ФМС России и ее территориальных органов относится:

– определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

– принятие от лиц, проживающих на территории Российской Федерации заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации;

– осуществление проверки фактов и представленных для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документов и в случае необходимости запросов дополнительных сведений в соответствующих государственных органах;

– направление Президенту Российской Федерации для решения вопросов гражданства в общем порядке заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, представленных для их обоснования документов и иных материалов, а также заключений на данные заявления, документы и материалы;

– исполнение принятых Президентом Российской Федерации решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

– рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, поданных лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принятие решений по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке;

– ведение учета лиц, в отношении которых ФМС России или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;

– оформление гражданства Российской Федерации;

– осуществление отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации, в случае принятия ими решения.

Деятельность органов ФМС России по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации дополнительно регулируется Административным регламентом исполнения ФМС государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации[13]

В процессе реализации органами ФМС России законодательства о гражданстве в пределах своей компетенции также участвуют ФСБ России, МВД России их территориальные органы. Органы ФМС России также взаимодействуют с Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, Управлением Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан, органами ФНС России, МИД России, Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Минобороны России, Минюстом России, органами судебной власти и иными органами государственной власти, учреждениями и организациями.

Производство по делам о гражданстве осуществляется на основании личного обращения лица с заявлением по вопросу гражданства (в случае изменения гражданства ребенка или недееспособного лица – одним из родителей либо иным законным представителем) в территориальный орган ФМС России по месту его жительства и осуществляется в сроки с момента подачи всех необходимых документов:

- до 6 месяцев – об изменении гражданства в упрощенном порядке;

- до 1 года – об изменении гражданства в общем порядке;

- до 3 месяцев по вопросам о приобретении гражданства Российской Федерации на основании международных договоров.

Решение об изменении гражданства в общем порядке принимается Президентом Российской Федерации, об изменении гражданства в упрощенном порядке – руководителем территориального органа ФМС России.

Форма заявления по вопросам гражданства и перечень необходимых документов применительно к конкретным основаниям изменения гражданства устанавливается Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации и должны соответствовать следующим условиям:

- письменное либо машинописное составление заявления на русском языке и заверение личной подписью заявителя;

- представление нотариально удостоверенного перевода документов, выполненных не на русском языке;

- легализация в установленном порядке документов, выданных компетентным органом иностранного государства;

- нотариальное удостоверение подлинности подписи, поставленной другим лицом за заявителя в случаях его неграмотности или физических недостатков;

- письменное оформление согласия заинтересованных лиц на изменение гражданства и нотариальное удостоверение подлинности их подписей;

- письменное согласие на изменение гражданства ребенком в возрасте от 14 до 18 лет и удостоверение подлинности его подписи нотариально либо должностным лицом.

Определение наличия гражданства Российской Федерации. Процедура проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, проводится по заявлению заинтересованного лица, составленному в произвольной форме или по инициативе полномочного органа или иного государственного органа. Заявление или запрос должны содержать следующие сведения:

- о лице, в том числе его месте жительства на 6 февраля 1992 г. и позднее (страна, город или иной населенный пункт);

- сведения о предъявленном лицом документе, удостоверяющем его личность (при наличии);

- основания направления запроса и его содержание.

Сведения, содержащиеся в заявлении (запросе), должны иметь, по возможности, документальное подтверждение. К заявлению (запросу) прилагаются документы (либо их копии) и материалы, имеющие отношение к делу. Установление фактов, имеющих значение для определения наличия либо отсутствия у проверяемого лица гражданства Российской Федерации, возможно также на основании взаимоподтверждающих документов.

Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) РСФСР при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, СССР, РСФСР и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) РСФСР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

При необходимости в ходе проверки органом ФМС России могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд. При проведении проверки, в совокупности с другими материалами, также могут учитываться надлежащим образом оформленные результаты опросов свидетелей.

После получения необходимой информации орган ФМС России составляет мотивированное заключение о результатах проверки (о наличии либо отсутствии гражданства или о невозможности установления наличия гражданства Российской Федерации), в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом.

Лицу, у которого подтверждено наличие гражданства Российской Федерации, выдается паспорт гражданина Российской Федерации, в случае отсутствия у проверяемого лица гражданства Российской Федерации выдается соответствующая справка.

Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке, восстановление в гражданстве Российской Федерации являются основными способами приобретения гражданства дееспособными иностранными гражданами и лицами без гражданства. Для этого они должны соответствовать следующим требованиям:

- проживать на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение 5 лет непрерывно (длительность выезда за пределы Российской Федерации не более чем на 3 месяца в течение 1 года);

- обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

- имеют законный источник средств к существованию;

- обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства, за исключением, случаев предусмотренных международным договором Российской Федерации либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

- владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

- наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

- предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

- признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения отмеченных условий.

Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее 3 лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий о сроке непрерывного проживания и без представления вида на жительство.

При восстановлении в гражданстве Российской Федерации срок проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации сокращается до 3 лет.

В подтверждение соответствия условиям по приему в гражданство Российской Федерации заявитель представляет в орган ФМС России вместе заявлением соответствующие документы. При подаче заявления о восстановлении в гражданстве Российской Федерации также предоставляются документы, подтверждающие наличие у заявителя гражданства Российской Федерации в прошлом.

Представленные документы проходят предварительную проверку в территориальном органе ФМС России на предмет правильности их оформления и соответствия конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, а также наличия для этого всех необходимых документов. Осуществляется изучение обстоятельств, с которыми связывается возможность изменения гражданства, и представленные в их подтверждение документы. Принимаемое решение проходит согласование с территориальным органом ФСБ России и оформляется в виде заключения об изменении гражданства в общем порядке. В дальнейшем материалы направляются в ФМС России в Управление по вопросам гражданства, где они проходят аналогичную процедуру рассмотрения.

После рассмотрения вопроса в Управлении по вопросам гражданства ФМС России все необходимые документы и материалы направляются в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации для предварительного рассмотрения и подготовки предложений Президенту Российской Федерации. Окончательное решение по вопросу о гражданстве в общем порядке принимается Президентом Российской Федерации в форме указа. В этом случае территориальный орган ФМС России извещает заявителя о принятом решении и выдает паспорт гражданина Российской Федерации либо вносит в паспорт (паспорта) родителей сведения о ребенке, а также в свидетельство о рождении.

Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, т.е. освобождение от ряда условий по приему в гражданство распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства:

1) без соблюдения условия о сроке непрерывного проживания и предоставления вида на жительство, если:

- имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

- имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

- являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях России после 1 июля 2002 г.

<



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.324 сек.