Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы воспитания




Принципы воспитания – это исходные, руководящие положения, определяющие содержание организацию и методы воспитания в зависимости от целей и задач решаемых профессиональным коллективом.

Современная педагогика, концепция воспитания личного сос­тава определяют следующие ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ:

- гуманистический характер воспитания;

- индивидуальный подход;

- воспитание в процессе деятельности;

- сочетание требовательности с уважением личности, заботой о че­ловеке;

- опора на положительное в личности и коллективе;

- комплексный подход к воспитанию;

- целеустремленность и конкретность воспитания;

- воспитание в коллективе и через коллектив;

- единство, согласованность и преемственность воспитательных воз­действий.

Рассмотрим последовательно сущность каждого принципа, основные условия реализации их требований в воспитательной работе командира.

Сущность принципа гуманистического характера воспитания заключа­ется в признании ценности каждого военнослужащего как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту, создание условий для про­явления его способностей, индивидуальных положительных качеств.

Основные требования данного принципа изложены в самой его сущнос­ти:

- гуманное отношение к личности спасателя;

- уважение и соблюдение его прав и свобод;

- предъявление сотруднику посильных, целесообразных и разумно сформулированных требований;

- доведение до сознания воспитуемых конкретных целей их воспита­ния;

- ненасильственное формирование требуемых качеств;

- отказ от телесных и унижающих честь и достоинство лич­ности, наказаний;

- признание права личности на отказ от формирования тех качеств которые по гуманитарным, религиозным причинам противоречат ее убежде­ниям.

Этот принцип требует от командиров соблюдения нравственных начал в воспитании подчиненных, видеть в каждом подчиненном личность, соблю­дая их права, и справедливо, педагогически правильно требовать выпол­нения их обязанностей как граждан страны, так и сотрудников.

Принцип индивидуального подхода в воспитании лежит в основе орга­низации всей воспитательной работе с личным составом. Его сущность состоит в том, чтобы на основе глубокого и всестороннего знания инди­видуальных свойств, качеств психологии сотрудников и специфики их проявле­ния в конкретных ситуациях применять такие методы воспитания, которые дадут наибольший воспитательный эффект.

Этот принцип требует от командира:

- Всесторонне знать индивидуально-психологические особенности каждого военнослужащего;

- Уметь диагностировать и знать уровень мышления, мотивы, интере­сы, установки, направленность подчиненных, отношение к службе, труду, ценностные ориентации, жизненные планы подчиненных;

- Привлекать каждого подчиненного к посильным для него и все ус­ложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей его развитие как личности;

- Своевременно выявлять и устранять причины, препятствующие дос­тижению воспитательных целей;

- Оперативно менять тактику воспитательного воздействия в зависи­мости от новых складывающихся условий и обстоятельств;

- Максимально опираться на собственную активность личности;

- Развивать самостоятельность, инициативу, самодеятельность вос­питуемых.

Принцип воспитания в процессе деятельности предусматривает форми­рование у сотрудников таких качеств как чувство товари­щества, коллективизма, взаимопомощи и взаимоподдержки, состязательнос­ти, альтруизма и т.д.

Этот принцип требует от командиров:

- Добиваться понимания сотрудниками общественной и про­фессиональной ценности и полезности своей деятельности;

- Рационально и эффективно организовывать профессиональную деятельность, поддерживать твердый уставной порядок, контроль за службой, производственной и общественной деятельностью в сочетании с объективной оценкой проделанного;

- Активно привлекать сотрудников к учебе, учебно-практическому труду, служебной деятельности, к участию в общественной жизни подразделения, части;

- Разумное сочетание профессионального труда с отдыхом и культурным досу­гом подчиненных.

Принцип сочетания требовательности с уважением личности, заботой о личном составе является основой взаимоотношений между сотрудниками. Требовательность командиров приобретает большую воспитательную си­лу при понимании сотрудниками ее целесообразности и справедливости, при не­совместимости ее с грубостью и унижением личного достоинства сотрудников, при предъявлении постоянной, обоснованной и равной требова­тельности ко всем без исключения, при возрастании ее по мере развития и воспитанности сотрудников, при поддержке общественного мнения коллектива.

Педагогические требования и условия реализации данного принципа:

- Требовательность к подчиненным предъявлять принципиально и пос­ледовательно;

- Добиваться осознания сотрудниками смысла и объективной необходимости выполнения предъявляемых требований;

- Не допускать формализма, попустительства, уговаривания, мелоч­ной опеки и придирок, предвзятости и грубости;

- Предъявлять постоянную требовательность к себе;

- Добиваться единства предъявляемых справедливых требований со стороны всех воспитателей.

Командир должен помнить, что всякая требовательность, лишенная опоры на знание запросов, нужд сотрудников с заботой о них, защитой их прав теряет свое воспитательное значение.

Принцип воспитания опора на положительное в личности и коллективе основывается на выявлении, развитии и поддержании положительных ка­честв в человеке, в коллективе. Выявление лучших качеств в сотруднике, убеждение его в их наличии и использование их в воспитании - одна из сложных, но необходимых задач командира-воспитателя.

Каковы же условия реализации этого принципа в воспитательном про­цессе? Основными являются:

- Изучать и знать положительные индивидуальные качества каждого подчиненного и коллектива и опираться на них;

- Показывать сотрудникам их перспективы в воспитании и обучении, бе­режно относится к росткам нового положительного в личности и коллекти­ва;

- Соблюдать чувство меры, педагогический такт в критике недостат­ков подчиненных;

- Терпеливо, целенаправленно вовлекать сотрудников в дея­тельность, которая позволит им проявлять себя с лучшей стороны, вызо­вет уверенность в своих силах;

- Добиваться искренности и доверительности во взаимоотношениях с подчиненными.

Принцип комплексного подхода в воспитании предполагает организа­цию воспитательного процесса в единстве обучения, воспитания и мораль­но-психологической подготовки. Он также учитывает тот аспект, что в воспитании сотрудников должны принимать активное участие все долж­ностные лица части, подразделения, общественность, сама организация службы, труда и отдыха личного состава, согласованность воспитательных мероприятий по целям, средствам воздействия и времени. Соблюдая этот принцип, можно достичь наибольшего успеха в воспи­тании при выполнении следующих основных требований:

- Организуя проведение каждого учебного мероприятия, учитывать элементы воспитательного воздействия на подчиненных;

- Обучать младших командиров методике и методам воспитательной работы с личным составом, анализировать и контролировать их деятель­ность, оказывать помощь;

- Всю систему морально-психологической подготовки сотрудников целенаправленно использовать в формировании у личного состава качеств, необходимых гражданину, защитнику, сотруднику МЧС;

- Строго поддерживать уставной порядок в части и подразделении, соблюдать все профессиональные ритуалы и распорядок дня;

Целеустремленность, конкретность воспитания как принцип предус­матривает конкретную целевую направленность как каждого воспитательно­го воздействия, так и всего воспитательного процесса с отдельными сотрудниками или с коллективом.

Важнейшими требованиями этого принципа являются:

- Ясное осознание воспитателями и воспитуемыми целей и задач воспитания;

- Недопущение стихийности в отборе и использовании средств, форм и методов решения воспитательных задач;

- Плановость, четкая организация и оперативность воспитательной работы;

- Настойчивость в достижении воспитательных целей.

Воспитание в коллективе и через коллектив основывается на том, что воспитательные возможности коллектива заключаются в силе его об­щественного мнения. Мнение коллектива обладает свойством неоспоримос­ти, так как здоровый коллектив редко ошибается. Поэтому каждый сотрудник всегда несет моральную ответственность перед коллективом, сообразует свое поведение в соответствии с его требованиями.

Принцип единства, согласованности и преемственности воспитатель­ных воздействий предполагает взаимопонимание воспитателей во взглядах на цели, принципы и методы воспитания, согласованность в воспитатель­ных воздействиях всех субъектов педагогической системы подразделения, преемственные в воспитании, изучение, развитие и использование опыта воспитательной работы, накопленного в работе с личным составом ГПС МЧС РФ.

Требования данного принципа:

- Формирование единства взглядов всех воспитателей на задачи вос­питания;

- Главный упор делать на достижение единого стиля в воспитатель­ной работе и одинаково высокой требовательности всех воспитателей ко всем без исключения сотрудникам;

- Проводить согласованную линию командиров по отношению к отдель­ным сотрудникам и группам сотрудников;

- Постоянно повышать свое педагогическое мастерство и под­чиненных командиров.

Успешное решение задач воспитания сотрудников в значительной мере зависит от глубокого знания и умелого применения командирами ос­новных принципов воспитания, которые являются основными руководящими положениями, отражающие объективные закономерности всего процесса вос­питания.

Каждый из рассматриваемых принципов отражает какую-то отдельную сторону многообразного и сложного воспитательного процесса. Поэтому все принципы выступают в тесной взаимосвязи, усиливают друг друга, составляют единую систему. Любой принцип применяется не изолированно, а в неразрывном единстве.

 

Вывод по второму вопросу:

Принципы воспитания – это исходные, руководящие положения, определяющие содержание организацию и методы воспитания в зависимости от целей и задач решаемых профессиональным коллективом.

Современная педагогика, концепция воспитания личного сос­тава определяют следующие принципы воспитания:

- гуманистический характер воспитания; - индивидуальный подход;

- воспитание в процессе деятельности; - сочетание требовательности с уважением личности, заботой о че­ловеке; - опора на положительное в личности и коллективе; - комплексный подход к воспитанию; - целеустремленность и конкретность воспитания; - воспитание в коллективе и через коллектив; - единство, согласованность и преемственность воспитательных воз­действий.


УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 3 Приложение 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 976; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.