Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы антимонопольного регулирования. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Государство в лице уполномоченных органов осуществляет меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также по финансовому, информационному и иному обеспечению условий для развития конкуренции и товарных рынков посредством:

1) осуществления государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке. Например, Министерство экономики Республики Беларусь периодически проводит анализ товарных рынков на предмет подтверждения или утраты хозяйствующими субъектами своего доминирующего положения.;

2) принятия в установленном порядке мер по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;

3) осуществления государственного контроля за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов;

4) осуществления государственного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов. В соответствии с абз. 6 п. 2 ст. 12 Закона № 2034-XII согласие антимонопольного органа требуется в случае приобретения юридическим или физическим лицом, их группами, а также иностранным государством, международной организацией или их органами прав, позволяющих реально определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его уставного (руководящего) органа. При этом согласно подп. 1.2 п. 1 Указа № 499 антимонопольный орган вправе согласовывать только приобретение прав пользования и (или) распоряжения 20 % и более акций (долей) в уставном фонде юридического лица на основании договора купли-продажи (договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности, договора поручения), если балансовая стоимость активов юридического лица, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса) на последнюю отчетную дату, превышает 100 тыс. БВ или объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) по итогам финансового года, предшествующего году приобретения, превышает 200 тыс. БВ;

5) оказания содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;

6) принятия иных мер (ст. 8 Закона № 2034-XII).

Следует обратить внимание, что государство также может принимать меры, обеспеченные правовыми нормами, цель которых - защита национальных производителей от неблагоприятного воздействия нежелательной иностранной конкуренции в отношении товаров, которые в достаточной мере производятся в Республике Беларусь.

За исполнением антимонопольного законодательства осуществляется государственный контроль. В случае, когда положение на товарном рынке хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов признается доминирующим, устанавливается специальный государственный контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и иными показателями деятельности данного хозяйствующего субъекта (субъектов) с целью установления факта злоупотребления таким положением.

- Процедурно Закон № 2034-ХП содержит общие условия применения Департаментом ценовой политики и иными уполномоченными органами мер, направленных на устранение совершения противоправных деяний. Так, в случае совершения хозяйствующими субъектами, государственными органами, их должностными лицами противоправных деяний, нарушающих требования Закона № 2034-ХП, Департамент ценовой политики и иные уполномоченные органы: выносят предписания о прекращении противоправной деятельности и об устранении вредных последствий, возникших в ее результате;

- принимают в пределах своей компетенции иные необходимые меры.

В соответствии с Инструкцией о применении мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.04.2006 № 60 (в ред. от 23.04.2010), основными мерами антимонопольного органа, направленными на устранение нарушений антимонопольного законодательства, являются:

1. вынесение предписаний о прекращении противоправной деятельности и об устранении вредных последствий, возникших в ее результате;

2. составление протоколов об административных правонарушениях;

3. принятие в пределах своей компетенции иных мер (направление писем-предупреждений) (п. 2).

Департамент ценовой политики (комитеты экономики) рассматривает вопрос о нарушении антимонопольного законодательства, и после установления факта нарушения директор Департамента ценовой политики (начальники комитетов экономики) принимает решение об устранении нарушения антимонопольного законодательства Республики Беларусь путем вынесения предписания о прекращении противоправной деятельности и устранении вредных последствий, возникших в ее результате, и составляет протокол об административных правонарушениях.

Принятие мер по устранению нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, органами управления, их должностными лицами осуществляется в срок, установленный Департаментом ценовой политики (комитетами экономики). 15 случаях, требующих более длительного времени для устранения нарушения антимонопольного законодательства, Департаментом ценовой политики (комитетами экономики) может быть установлен срок до 2 месяцев, о чем оговаривается в предписании (п. 30 названной выше Инструкции).

Одной из мер государственного антимонопольного регулирования, направленной на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и развитие конкуренции, является реорганизация (с целью разукрупнения) путем разделения, выделения структурных подразделений, единиц хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. Порядок такой реорганизации урегулирован Инструкцией по реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 27.03.2000 № 5 (в ред. от 23.04.2010).

В законодательстве также определены 2 типа ценовых соглашений, имеющих или могущих иметь своим результатом ограничение конкуренции и являющихся объектами его применения (горизонтальные и вертикальные соглашения):

1)горизонтальные соглашения между хозяйствующими субъектами, которые предполагают вступление в объединения или их создание (существование), заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между хозяйствующими субъектами, договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, если это имеет целью или результатом (может иметь своим результатом) необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержа­ние цен, в том числе на аукционах и торгах. Данный вид соглашений направлен на поддержание чрезмерно высоких или чрезмерно низких цен. В первом случае целью соглашения обычно является получение дополнительной прибыли за счет потребителя. Во втором случае договоренности между хозяйствующими субъектами направлены на ограничение доступа на рынок новых хозяйствующих субъектов. Установление и поддержание в течение определенного периода времени чрезмерно низких цен осуществляется на период вероятного входа на рынок новых хозяйствующих субъектов и заканчивается после устранения угрозы появления новых хозяйствующих субъектов;

2)вертикальные соглашения между хозяйствующими субъектами представляют собой полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение на товарном рынке, а другой является его контрагентом, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствование ее установлению или развитию. Поставщик применяет метод поддержания перепродажной цены, суть которого состоит в установлении минимальной цены, по которой товар должен быть реализован потребителям. Установление и поддержание минимальной перепродажной цены означают осуществление поставщиком контроля над рынком определенного товара. Следствием этого являются ограничение конкуренции на рынке, устранение возможности для конкурентов свободно маневрировать ценами и завышение цен (п. 1 Инструкции по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах, утвержденной постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 № 9 (в ред. от 23.04.2010)).

За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена административная и уголовная ответственность (см. табл.):

 

Состав Санкция Норма
Уклонение должностного лица государственного или иного органа управления или юридического лица от исполнения предписаний антимонопольных органов, либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации Наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ Ст. 11.24 КоАП
Уклонение должностного лица государственного или иного органа управления или юридического лица от исполнения предписаний антимонопольных органов, либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации (нарушение антимонопольного законодательства), совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения (по ст. 11.24 КоАП) Штраф, или ли­шение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арест на срок до трех месяцев, или ограничение свободы на срок до двух лет, или лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения Ст. 244 УК

 

В соответствии со ст. 6 Закона № 2034-XII запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными вступление в объединения или их создание (существование), заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между хозяйствующими субъектами, договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, если это имеет целью или результатом (может иметь своим результатом) необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах.

Норма ст. 6 Закона № 2034-ХП «подкрепляется» уголовной ответственностью по ст. 245 УК «Установление или поддержание монопольных цен». Так, установление или поддержание монопольных цен путем сговора индивидуальных предпринимателей или должностных лиц юридических лиц о деятельности на совместном рынке наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до 3 месяцев, или ограничением свободы на срок до 2 лет. Если же установление или поддержание монопольных цен сопряжены с принуждением или применением насилия в отношении конкурентов, то такие виновные лица наказываются ограничением свободы на срок от 3 до 5 лет или лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Определение понятия «монопольная цена» содержится в Инструкции по выявлению монопольных цен, утвержденной постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 № 10 (в ред. от 23.04.2010). Так, монопольная цена та, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в соглашение хозяйствующими субъектами в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью - необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и виды монополистической деятельности | Возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.