Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Экономическая политика государства – система основополагающих правил, опираясь на которые государство выполняет свои экономические функции




Экономическая политика государства – система основополагающих правил, опираясь на которые государство выполняет свои экономические функции. Эта система включает в себя цели экономической деятельности государства и средства их достижения. В нормальных ситуациях, когда в соотношении «экономика – политика» последняя рассматривается как средство совершенствования первой, цели государственной экономической политики и деятельности заключаются в росте благосостояния нации. Иногда в этом соотношении наблюдается перекос в сторону политики, т.е. экономика рассматривается как средство достижения политических целей. Тогда цели носят декларативный характер, и оказываются весьма далекими от нужд экономических субъектов. Средства достижения целей ими и определяются.

Экономики разных типов обеспечивают разный уровень эффективности общественного производства и благосостояния нации. Тип экономики определяется её структурой. Под структурой экономики понимается соотношение основных её отраслей, учитывающее их вклад в ВНП (ВВП) и перспективность. Принято выделять три основных типа структуры экономики: 1) аграрная экономика имеет место, когда основная часть ВНП (ВВП) производится в сельском хозяйстве; 2) индустриальная экономика имеет место, когда основная масса ВНП (ВВП) производится в промышленности; причем, целесообразно разделить индустриальную экономику на два вида: индустриально-экстенсивная, когда индустрия основана на экстенсивных технологиях, и индустриально-интенсивная, когда она основана на интенсивных технологиях и, естественно, является более эффективной, прогрессивной и перспективной; 3) постиндустриальная экономика имеет место, когда основная масса ВНП производится в сфере услуг, включая услуги высокотехнологичные, связанные с обслуживанием самых современных и перспективных отраслей экономики. Также можно выделить промежуточные варианты: экономика аграрно-индустриальная и индустриально-аграрная, экономика имеющая тенденцию к постиндустриальному характеру и т.п.

Чем более развита структура экономики, т.е. чем ближе она к постиндустриальному типу, тем в большей степени обеспечивается эффективное расходование ресурсов, позволяя из данного их количества производить все большее количество благ, удовлетворяя потребности людей все в большей степени, более качественно. Следовательно, чем ближе структура национальной экономики к постиндустриальному типу, тем на более высоком уровне достигаются цели государственной экономической политики. Поэтому, ведущим средством последней является структурная политика, т.е. цель реструктуризации и основополагающие правила регулирования структуры национальной экономики. Правила эти очевидны: стремясь к росту благосостояния нации, государство должно трансформировать структуру экономики в сторону постиндустриальной.

Таким образом, структурная политика является ведущим звеном экономической политики государства, а остальные её элементы: налоговая, кредитная, бюджетная, региональная и т.п., выступают как служебные, позволяющие обеспечивать и стимулировать движение средств, ресурсов, предпринимателей и работников в нужном направлении. Цель структурной политики государства – движение национальной экономики к постиндустриальной структуре.

Налоговая политика является важным, одним из самых действенных, средством экономической политики государства. Налоги – обязательные платежи физических или юридических лиц в государственный бюджет разных уровней. В каждой стране одновременно действует несколько налогов, отличающихся друг от друга по объекту налогообложения, способам взимания налогов, типу плательщика, типу получателя и т.п. Все они вместе, а также государственные налоговые органы, составляют налоговую систему страны. Для понимания сути этой системы обязательно надо выделять прямые и косвенные налоги (акцизы). Первые уплачиваются всеми гражданами, обладающими данным объектом налогообложения. Вторые уплачиваются только при покупке определенного товара, получении услуги или заключении определенной сделки.

Налог берется с налогооблагаемой базы, формирование которой регулируется законодательно, по определенной налоговой ставке, также законодательно утверждённой в форме процента от базы или фиксированной денежной суммы. Для граждан наибольшее значение имеет уровень налогового пресса, т.е. совокупное давление всех принятых налогов на доходы, прибыль и имущество. Во второй половине 20 века экономическая мысль в целом считала, что оптимальным налоговым прессом, обеспечивающим максимальное поступление средств в госбюджет в долгосрочной перспективе, является уровень в 50 %, ближе к концу 20 века распространилось мнение, что оптимум находится на уровне 30 –35 %. Эта мысль иллюстрируется кривой Лаффера. Она иллюстрирует увеличение совокупных налоговых платежей в государственный бюджет по мере нарастания совокупного налогового пресса от 0 к оптимуму и сокращение этих платежей по мере дальнейшего нарастания налогового пресса и удаления его от оптимального уровня. Стремясь добиться движения капиталов и предпринимателей в определенные отрасли экономики, обычно – высокотехнологичные, или в конкретные регионы, государство может предоставлять предпринимателям значительные налоговые льготы, сокращая налогооблагаемую базу и налоговые ставки. Это оставит значительные суммы в руках предпринимателей позволяя им адресно решать социальные проблемы и на достаточном уровне финансировать развитие производства, включая переподготовку кадров.

С налоговой политикой тесно связана политика амортизационная, т.е. основополагающие правила проведения амортизационных отчислений, их накопления на амортизационных счетах и расходования на покупку основных средств. Её позитивное использование заключается в следующем: государство может, стремясь простимулировать некого предпринимателя к расширению объёмов производства, предоставить ему право осуществлять амортизационные отчисления по льготной (ускоренной) норме амортизации. Тогда, во-первых, большая часть валовой прибыли будет уходить из под налогообложения и оставаться в распоряжении предпринимателя, а во-вторых, средства на возобновление основных фондов будут накапливаться быстрее, чем эти фонды изнашиваться. Следовательно, без дополнительных затрат для предпринимателей, станочный парк и, следовательно, объёмы производства будут расти.

Для трансформации структуры национальной экономики большое значение имеет бюджетная политика. Стимулируя желаемое движение средств, государство может давать дополнительно дотации из бюджета, как субсидии, так и субвенции, тем предпринимателям, которые будут сотрудничать с ним. Субсидии – безвозвратные платежи госбюджета экономическим субъектам, которые должны быть потрачены на конкретные цели в определенных, заранее согласованных формах. Субвенции отличаются тем, что не имеют четкого целевого назначения. Бюджетную политику целесообразно активно использовать в целях создания и развития государственного сектора экономики, функционирующего в тех отраслях, куда, по объективным причинам, частный бизнес не идет, в целях выравнивания уровней экономического развития разных регионов, а также – стремясь снизить риск эффективного и перспективного частного предпринимателя, часть его переложив на государство.

Кредитная политика государства в процессе реструктуризации отечественной экономики также очень важна. Стимулировать предпринимателя к движению в нужном направлении можно и, предоставляя ему льготные кредиты (с увеличенным сроком кредитования, или с заниженной кредитной ставкой), выступая гарантом по его кредитным обязательствам, развивая инфраструктуру кредитной системы. Поскольку для своего развития предприниматели всегда нуждаются в дополнительных капиталах, кредитная политика может быть очень эффективной. Но она должна четко соответствовать общим приоритетам государственной экономической политики.

Под региональной политикой имеется в виду стремление сократить разрыв уровней развития экономик и социальных сфер разных регионов страны. Этого можно добиться, направив туда дополнительные капиталы за счет использования приемов налоговой, кредитной, бюджетной и т.п. политик.

Для любого гражданина принципиальное значение имеет социальная политика государства, т.е. основополагающие правила социальной защиты, страхования и обеспечения. Важно: социальная политика объективно необходима в любой экономической системе, независимо от того, какие подходы к экономической роли государства в ней преобладают: классические или кейнсианские. Объективность заключается в следующем: общество всегда разделено на две большие подсистемы: экономика и социум. Субъекты экономики в условиях конкуренции создают новую стоимость как базу для реального экономического роста и повышения национального благосостояния, а также – конкретные блага, а субъекты социума, в определенной доле, эти блага потребляют. Важно: любой субъект экономики имеет риск стать субъектом социума, потеряв конкурентоспособность, а то и работоспособность из-за болезни, травмы и т.п. Социальная политика государства должна нацеливаться на то, чтобы страховать граждан на случай возникновения таких проблем и обеспечивать условия, необходимые для обратного перехода субъектов из сферы социума в сферу экономики, но на новом уровне качества. Проблема : размеры социума не должны быть слишком большими, иначе он может лишить субъектов экономики стимула к работе и самосовершенствованию из-за выравнивания доходов и дефицита средств, направляемых на развитие.

Также важно отметить следующее: цель социальной политики должна заключаться в том, чтобы обеспечить приемлемый уровень жизни тем, кто объективно нетрудоспособен, сохранить высокую трудовую мотивацию для всех, а также – создать возможно равные стартовые условия для жизни, получения образования и т.п. как для выходцев из состоятельных слоёв населения, так и для тех, кто происходит из бедных слоёв населения. Кроме того, социальная политика тоже должна быть эффективной, стремиться к получению соответствующего результата на основе определенных затрат. Чтобы этого добиться, её надо сделать активной, т.е. нацеленной не столько на социальное обеспечение, сколько на создание условий, в которых граждане смогут сами себя обеспечивать, а также – адресной, предоставляющей социальные льготы тем конкретным гражданам, которые по объективным причинам в них нуждаются.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.