Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биосоциальная природа воспитания человека

Этапы развития в онтогенезе

период и стадии границы Основная характеристика
Новорожденные и младенцы от рождения до 1 г. Бурный рост массы тела, физ. развития. Формирование восприятия, образной памяти
раннее детство С 1 до 3 лет Развитие функциональной независимости и речи ребенка, наглядно-образное мышление. Овладение бытовыми навыками
дошкольное детство С 3 до 6-7 лет Развитие личности ребенка, развитие когнитивных процессов, формирование совести, нравственности, инициативы
Младший школьный возраст 7 до 12 лет мальчики 7 до 11 лет девочки Включение в соц. группу, выход за пределы семьи. Развитие интеллектуальный умений и знаний. Созревание в 7 – 8 лет андрогенной коры надпочечников, продуцирующие муж. половые гормоны – андрогены, усиление роста и начального полового созревания
Период отрочества с 13 лет и 21 – 23 года
Подростковый возраст (пубертатный) 13 – 16 лет мальчики 12 – 15 лет девочки Идет созревания репродуктивной системы размножения: гипоталамус – гипофиз, половые гормоны, половые железы, половые клетки. Резкий пик роста тела, развитие мускулатуры у мужчин, гормональные и эмоциональные сдвиги. Происходит развитие логического мышления и формирование самосознания
Юношеский возраст 17-21 год юноши 12-15 лет девочки Завершается половое и биологическое созревание наступает функциональная зрелость мозга к 18 годам. Формирование мировоззрение и стабилизация характера
Период зрелости и взрослости
Стадии молодости или ранней зрелости 22-33 года физ. рост прекращается. Продолжается развитие личности и социальное развитие. Стадия самоутверждения себя в обществе, семье, проф. сексе, любви, детях
Зрелый возраст 35 – 60 лет мужчины 35 – 55 лет женщины 35 – 43 г. период стабилизации. закрепления успехов. Критический возраст 45 – 55 лет С 55 -65 лет период физиологического и психологического равновесия
Пожилой возраст 61 – 74 г. мужчины 56 – 74 г. женщины Кризис преклонного возраста. Старение. Проявление: снижение роста, потеря зубов, упругости кожи, уменьшение массы мозга и т.д.
Старческий возраст 75 – 90 лет  
Долгожители 90 лет и более  

 

Итак, поведение человека по отношению к другому человеку формируется на биологическом уровне и закрепляется на уровне социальном. На социальном уровне он может изменить условия существования рода и тем самым предопределив качество биологической природы еще не рожденных членов рода, а значит их способность или не способность к восприятию тех или иных идей, знания, в том числе и представлений о любви.

 

Традиционно воспитание связывают с формированием системы ценностей, на основе которой будет формироваться система знания. Но уже к моменту начала активного взаимодействия человека с социумом ребенок уже определенным образом сформирован. Его формирование начинается с момента его внутриутробного развития.

До 1989 г. считалось, что в течении первых трех лет жизни ребенка по воздействием активного обучения происходит становление его перцептивной и интеллектуальных сфер. В исследованиях 1989 г. Времер показал, что новорожденные уже обладают необходимыми предпосылками для дальнейшего развития способностей. Более того, ребенок на каждом этапе своего возрастного развития представляет собой определенную целостность, увязанную с соответствующим морфофункциональным уровнем развития мозга.

Другими словами, во время внутриутробного развития формируется матрица социального поведения как залог раннего развития системы социально-коммуникативных отношений.

Например, ребенок усваивает ритм голоса, кровотока, исходящей от матери. Он та же усваивает ритмовую мелодику родного материнского языка и отличает её от другого языка.

При изучении возрастной динамики распознавания человеческих лиц было обнаружено, что до 2- месяцев действует основной врожденный механизм, который обеспечивает восприятие общей конфигурации лица и лишь с 2- месячного возраста начинает реализовываться механизм, ответственный за восприятие и распознавание индивидуальных характеристик. Но уже в первом периоде младенец распознает лицо матери.

В ходе исследования биосоцильной природы человека было обнаружено, что у человека существуют универсальные метасхемы биосоциального поведения, обеспечивающего условия максимальной выживаемости виды. Это своего рода ценнейшее наследие, оставленное нам в ходе эволюции животного мира. Благодаря этому наследию мы можем эффективно адаптироваться в окружающем нас мире.

Изучая соотношение биологического и социального, исследователи выяснили, что полноценная реализация генетических программ развития возможна лишь при адекватных средовых условиях. Но эта ситуация идеал и не более того. Реальная жизнь вносит свои коррективы. Современная биология человека сильна пострадала от загрязнения окружающей среды, а также от таких социальных болезней как алкоголизм, наркомания и т. д. В результате был изменен генофонд человечества. В чем это выражается? Начинает свое проявление дезааптационные процессы, усиливается психоэмоциональная нестабильность, нарушение нервно-психического здоровья детей и деформации их личностных качеств. Современные дети уже при рождении имеют какую-либо выраженную патологию.

Кроме того, стоит обратить внимание на тот факт, что человек во многом ощущает себя молодым или пожилым во многом благодаря социальным критериям, которые могут существенно отличаться от критериев биологических. Принятие или не принятие этих критериев зависит от того, насколько человек осознает их наличие, различает ли он свою биологическую природу и социальную. Если этого нет, то это свидетельствует об автоматизме его жизни, т.е он спит с открытыми глазами. Этот автоматизм прежде всего отражается в отношениях. Он воспроизводит программы поведения, усвоенные еще с молоком матери, без осмысления их адекватности применения, испытывая страх перед новыми возможностями, которые открывает для него та или иная ситуация. Для рода доминирование таких членов грозит вымиранию, поскольку понижает адаптационные возможности. Поэтому сообщество будет стремиться повышать адаптационные возможности за счет увеличения числа лиц, способных к изменению условий существования. Однако только в том случае если в этом будет острая необходимость. В противном случае идет стабилизация системы и продуцирование лиц, способных к консервированию опыта рода, а не к его развитию в изменяющихся условиях.

Вывод по лекции: Человек постоянно созидает свой мир и мир своего будущего поколения. Отличие этого созидания от созидания предыдущих эпох заключается в том, что он созидает это со знанием закономерностей связи биологического и социального. Кроме того, сегодня социальное подчиняет, руководит биологической стороной жизни человека.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Биосоциальный статус человека | Теории мотивации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.