Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и функции бюджета




Бюджет - это форма образования и расходова­ния фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государ­ства и местного самоуправления.

Как правовой акт бюджет - это основной финан­совый план образования, распределения и исполь­зования централизованного денежного фонда госу­дарственного или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом власти.

Федеральный бюджет и бюджеты государ­ственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Роль бюджета состоит в том, что он создает финансовую основу, необходимую для деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Бюджетные средства предназначены для: 1)функционирования органов государственного управления;

2) осуществления международной деятельности государства, в том числе реализация международных договоров, возврат и предоставление кредитов, выполнение международных обязательств по охране окружающей природной среды, культурных и информационных связей; 3)национальной обороны;

4)Правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства;

5)функционирования федеральной судебной системы;

6)фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу;

7)развития промышленности, энергетики и строи­тельства;

8)развития сельского хозяйства, транспорта, дорожного хозяйства, информатики, рыночной инфраструктуры;

9)предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

10) развития образования, культуры, искусства и средств массовой информации, здравоохранения;

11)осуществления социальной политики и т. д.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ).

Функции бюджета:

1)образование бюджетного фонда или бюджетных доходов. Эта функция проявляется через формирование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной власти.
Основной источник бюджетных доходов -это национальные доходы;

2)расходование бюджетного фонда, или финансирование бюджетных расходов. Эта функция предполагает конкретные целевые бюджетные расходы. Через расходы бюджета государство получает возможность обеспечивать свои функции, а имен­но производство общественных благ, поддержа­ние правопорядка, эмиссионную деятельность,
развитие науки и техники, обеспечение обороно­способности страны;

3)бюджет выполняет контрольную функцию, кото­рая предполагает возможность и обязанность го­сударственного контроля за поступлением и рас­ходованием бюджетных средств.

Роль бюджета: бюджет отражает расходование средств, перераспределение национального дохода и ВВП и выступает в качестве эффективного регуля­тора экономики и социальных процессов страны.

 

2. Структура бюджета

Бюджет состоит из 2 частей: доходной и расходной.

Доходы бюджета - это часть бюджета, выражаю­щаяся в платежах юридических и физических лиц и иных доходах.

Источники доходов можно классифицировать по различным основаниям.

По социально-экономическому признаку все доходы можно разделить на доходы от хозяйствен­ной деятельности физических и юридических лиц, от внешнеэкономической деятельности, от банковской и страховой деятельности, от приватизации и т. д. По юридическим формам доходы различных эле­ментов бюджетной системы можно разделить на на­логовые и неналоговые. Особое значение на сегодняш­ний день имеют налоговые поступления, так как в этой форме бюджет получает около 75 % всех доходов.

Источники доходов бюджета можно разделить на внутренние и внешние.

К внешним источникам относятся средства, пре­доставляемые иностранными государствами и меж­дународными организациями. Необходимо отметить, что данные средства чаще всего предоставляются на возвратной основе, т. е. по своей сути являются про­центными ссудами. Финансирование нижестоящего бюджета вышестоящим (это ведь тоже источник дохо­дов) происходит в форме дотаций, субвенций и ссуд.

Дотация - это денежная сумма, выделяемая из бюд­жета вышестоящего уровня на безвозмездной и без­возвратной основе, а ее использование не имеет це­левого назначения.

Субвенция - это денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели. Субвенции имеют строгое целевое назначение и должны быть использо­ваны в определенный срок.

Бюджетная ссуда - это денежная сумма, пре­доставляемая в тех же случаях, что дотации и суб­венции, однако на возвратной, а иногда и возмезд­ной основе. Расходы бюджетов любого уровня подразделяются на 2 части: бюджет развития и бюд­жет текущих расходов.

В бюджет развития включаются ассигнования на такие затраты, как капитальные вложения в разви­тие территорий, финансирование экологических про­грамм, капитальное строительство и т. п. В бюджет текущих расходов попадают все другие расходы.

Практическое значение этой классификации заключается в следующем: при наличии бюджетно­го дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

Бюджет должен быть сбалансированным. Превышение расходной части над доходной составляет дефицит бюджета.

Существенный, постоянно растущий бюджетный дефи­цит неизбежно ведет к росту государственного долга, усиливает инфляцию. Однако в умеренных размерах де­фицит бюджета страны представляется нормальным яв­лением: даже многие высокоразвитые капиталистиче­ские страны имеют дефицитные бюджеты.

Если происходит превышение предельного уров­ня дефицита или значительное снижение поступле­ний доходных источников бюджета, то вводится ме­ханизм секвестра расходов.

Секвестр заключается в пропорциональном сни­жении государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося вре­мени текущего финансового года.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.