Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая и социальная политика




В 1953–1955 гг. новый курс в области экономической политики был связан с именем Г.М. Маленкова. По его предложению акценты в сфере народного хозяйства переносились с тяжелой промышленности на легкую, жилищное строительство и сельское хозяйство. Тем не менее ситуация в деревне продолжала оставаться критической. Хрущёв признал, что за период с 1948 по 1953 гг. валовые сборы и заготовки зерна, производство молока не увеличивались, а среднегодовое производство мяса было ниже уровня, достигнутого страной пред войной.

Можно выделить несколько причин постоянного аграрного кризиса недопроизводства:

- слабая материальная заинтересованность колхозников в результатах труда;

- волюнтаристские* аграрные компании, приведшие к колоссальным растратам инвестиций и созданию нерентабельных хозяйств;

- неспособность хозяйственных органов создать единую технологическую цепочку: сельское хозяйство – транспортировка продукции – переработка – хранение – реализация. За каждую операцию отвечало отдельное ведомство, что приводило к издержкам и потерям;

- развитие деревни как сырьевого придатка города и неэквивалентный обмен продукцией; жесткая регламентация деятельности сельскохозяйственных предприятий;

− низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и высокий уровень налогов;

- окончательное «раскрестьянивание» деревни в ходе жесткой социальной селекции: раскулачивание, голод, миграция в город, ограничение хозяйств, уравнительная оплата труда в колхозах (российская деревня лишилась основной массы предприимчивых, трудолюбивых земледельцев).

Сформировался новый тип колхозного крестьянина, довольствующегося низкой зарплатой и натуральным подсобным хозяйством.

Существовала необходимость в ускоренном подъеме сельского хозяйства с целью обеспечения населения продовольствием и продукцией легкой промышленности. Приоритетной отраслью народного хозяйства стало сельское хозяйство. Оно находилось в сфере постоянного внимания высшего руководства. На сессии ВС СССР (август 1953 г.) Г.М. Маленков обосновал новый курс в аграрной политике. На сентябрьском пленуме ЦК партии(1953) Н.С. Хрущёв конкретизировал основные положения по аграрному вопросу.

Аграрная политика Хрущева строилась на основе представлений о преимуществах социалистической планово-распределительной системы управления и эффективности организационных мероприятий государства по совершенствованию экономических процессов.

В исторической литературе выделены два этапа аграрно-преобразовательной деятельности хрущевского десятилетия.

Первый этап реформ в области сельского хозяйства. 1953–1958 гг.

1. Повышение материальной заинтересованности колхозов:

- увеличение финансирования отраслей сельского хозяйства. В 1955 г. размер направляемых в агросферу средств составил лишь 7 % общих капиталовложений, в 1956 г. – 18 %. В отсутствие продуманной инвестиционной политики оставалась проблема финансирования аграрного сектора, так как государство не решалось перенести на розничные цены прибавку, получаемую производителями с 1953–1954 гг.;

- повышение государственных закупочных цен на сельхозпродукцию. Сентябрьский (1953) пленум в три раза увеличил закупочные цены на продукцию сельского хозяйства. Хрущев добился для колхозов существенного повышения государственных закупочных цен (в 5,5 раза на мясо, в 2 раза на молоко и масло, на 50 % на зерновые);

- изменение системы планирования сельскохозяйственного производства. Государство определяло лишь объем заготовок подлежащей сдаче продукции. Колхозы получили право продавать сверхплановую продукцию по рыночным ценам.

2. Совершенствование налоговой политики:

- списание долгов с колхозов;

- уменьшение налогообложения колхозов;

- реформирование системы налогообложения крестьянского хозяйства. На сессии Верховного Совета (август 1953 г.) был принят закон о сельскохозяйственном налоге, представлявший собой коренную реформу налогообложения, действовавшего с 1930 г.. С 1 июля 1953 г. вводился принцип твердого налогообложения, т. е. с 1 га приусадебного хозяйства, независимо от его доходности. Общая сумма сельскохозяйственного налога в результате реформы снизилась с 9,5 млрд руб. в 1952 г. до 4,1 млрд руб. в 1954 г.

3. Расширение экономической самостоятельности колхозов. Обслуживание колхозов сельхозтехникой осуществлялось исключительно через машинно-тракторные станции и лишь в обмен на продукты сельхозпроизводства. Были упорядочены расчеты хозяйств с МТС: устанавливались твердые ставки по оплате услуг в зависимости от фактического урожая. Предпринимались меры по улучшению технической оснащенности колхозов и совхозов. Увеличились поставки селу тракторов и сельскохозяйственных машин.

4. Освоение целины.

Н.С. Хрущёву принадлежит приоритет в пересмотре тезиса Маленкова о якобы решенной в СССР зерновой проблемы. Он констатировал наличие глубокого кризиса деревни, сообщил, что в 1953 г. в стране было собрано зерна меньше, чем в 1940 г. На февральско-мартовском пленуме ЦК 1954 г. освоение целины было признано основным направлением развития сельского хозяйства. Освоение в 1954–1958 гг. целинных и залежных земель Северного Казахстана, Южного Урала, Сибири привело к тому, что вместо 13 млн га земли по плану оказалось распахано около 40 млн га. Это составляло 25 % всех обрабатываемых в то время земель в СССР. В рекордном урожае зерновых 1956 г., достигшем 125 млн т, доля целинного хлеба составляла 40 %. Но наряду с положительной в вопросе освоения целинных земель была и другая сторона:

- удаленность зоны производства зерновых от районов потребления; высокие затраты на переброску техники, горючего, стройматериалов;

- отсутствие складских емкостей; плохая организация двинувшихся на освоение целины сотен тысяч людей;

- отсутствие учета того факта, что осваиваемые районы в значительной степени являлись зоной рискованного земледелия (засухи, пыльные смерчи, эрозии почв);

- перекрытие пути капиталовложениям, технике, кадрам в сельское хозяйство европейской части страны и замедление хода реформ.

Среди положительных факторов целинной эпопеи можно выделить следующие:

- создана крупная база производства целинных сортов пшеницы;

- повысилась роль Сибири в развитии сельского хозяйства;

- начался подъем сельского хозяйства; прирост сельского населения РСФСР.

5. Поэтапное наступление на личное подсобное хозяйство.

С середины 50-х гг. аграрный курс 1953 г. претерпевает значительные изменения:

- вводится запрет на увеличение размера приусадебного участка колхозника за счет общественных земель и рекомендуется его сокращение (постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 6 марта 1956 г.);

- закрепляется принцип ограничения количества скота, находящегося в личной собственности колхозников, с учетом местных условий;

- запрещается колхозникам и другим гражданам, держащим скот, использовать в качестве корма для скота хлеб, крупу и другие продукты, приобретаемые в государственных и кооперативных магазинах (постановление Совмина СССР от 27 августа 1956 г.). В результате крестьянину приходилось либо нарушать постановление, либо сокращать количество скота в своем хозяйстве.

Итак, эффект от решений 1953 г. в области сельского хозяйства, по оценкам специалистов, сохранялся до 1957–1958 гг. Период 1953–1958 гг. считается самым успешным за всю историю советской деревни, так как в этот период наблюдался рост сельскохозяйственного производства за счет предоставления крестьянству и колхозам большей самостоятельности в планировании и укреплении производства, внедрения принципа материальной заинтересованности в труде. В декабре 1958 г. Н.С. Хрущёв заявил о «гигантском скачке в развитии сельского хозяйства» (объем валовой продукции возрос в 1,5 раза, товарной – в 1,8 раза, продукции животноводства – почти в два раза).

С 1954 г. по 1956 г. в СССР впервые за послевоенный период наблюдался прирост населения. Приостановилось бегство из деревни, а вместе с тем закономерный процесс урбанизации постепенно входил в нормальное русло. Росту валовой продукции сельского хозяйства способствовало и освоение целинных земель. Однако вопрос о соразмерности затрат, направленных на поднятие целины, с практической отдачей остается спорным.

Второй этап реформ в области сельского хозяйства. 1958–1964 гг.

Характеризуется усилением административно-бюрократического нажима на аграрный сектор. Повышению эффективности сельского хозяйства страны должны были способствовать две административные реформы.

1. Реорганизация МТС в ремонтно-технические станции и передача техники за выкуп колхозам (постановление ЦК КПСС 1958 г.). В 1958 г. была осуществлена идея, выдвинутая экономистом В.Т. Венжером, о соединении производителя со средствами производства – колхозника и техники МТС. Суть нововведения заключалось в том, что новые трактора, сельхозмашины и орудия должны свободно продавться колхозам за наличный расчет или с предоставлением на эти цели кредита. Колхозы, которые при покупке техники в МТС не могли полностью рассчитаться за ее приобретение, получили рассрочку платежей на 2–3 года, а в ряде случаев на 5 лет. На практике ликвидация МТС оказалась невыгодна для большинства колхозов и привела к следующим негативным последствиям:

- выплаты за технику привели к изъятию у колхозов значительных средств;

- отсутствие у колхозов собственной ремонтной базы приводило к снижению эффективности использования техники;

- дороговизна услуг на ремонтно-технических станциях (РТС), созданных вместо МТС; отъезд в города большинства технических специалистов МТС.

2. Новое укрупнение колхозов и создание крупных агрохозяйств. Впервые укрупнение колхозов было предпринято еще в 1950 г. Данная мера должна была привести к образованию мощных колхозных союзов, способных решать самые сложные задачи. К 1955 г. количество колхозов в стране сократилось до 83 тыс., к 1958 г. – до 78 тыс., а в 1960 г. – до 45 тыс. При низкой плотности населения, больших территориях, плохих дорогах эта реформа, нацеленная на улучшение использования техники, принесла больше вреда, чем пользы.

На основании административных решений осуществлялся перевод части колхозов в совхозы, которые представлялись более передовой формой социалистической собственности. При этом крестьяне становились сельскохозяйственными рабочими. Но к 1959 г. 70–75 % колхозов, переведенных в совхозы, оказались убыточными.

3. Необоснованное расширение посевов кукурузы. Н.С. Хрущёв как реформатор большевистской школы свято верил во всесилие организационных мер, подчас не подкрепленных ни серьезными научными расчетами, ни необходимыми материально-финансовыми возможностями, поэтому большинство преобразований осуществлялось в форме кампаний. Самая известная – «кукурузная кампания». В СССР этот злак начали внедрять насильно, не считаясь с природными условиями. Кампания привела к общему снижению сбора зерновых в стране.

4. Наступление на личные подсобные хозяйства колхозников. Борьба с личными подсобными хозяйствам велась не только непосредственно, но и косвенно – через осуществление других кампаний, призванных закрепить «линию партии в деревни». По своим негативным последствиям среди этих кампаний выделяются две: новый этап укрепления колхозов и кампания «догнать и перегнать Соединенные Штаты Америки по производству мяса, масла и молока на душу населения». Семилетним планом развития народного хозяйства (1959–1965) ставилась задача выйти на первое место в мире по производству продукции. Производительность труда в колхозах должна была возрасти в два раза, а в совхозах – на 55–60 %. Некоторые руководители регионов, стремившиеся выполнить обязательства по сдаче мяса государству любой ценою, принуждали колхозников сдавать личный скот в счет государственных поставок. Следующим шагом на пути ограничения личной собственности крестьян стало принятие в 1961 г. новой программы партии. На фоне главной идеи – движение к коммунистическому будущему – личные хозяйства казались досадным «пережитком капитализма» и должны были исчезнуть в течение 20 лет.

Итак, к концу семилетки провал аграрной политики хрущёвского руководства стал очевиден. Неквалифицированное использование земельных ресурсов привело к истощению целинных земель. Не способствовало подъему сельского хозяйства изменение капиталовложений, грубое административное вмешательство в ход сельскохозяйственных работ, мелочная опека колхозов со стороны советских и партийных органов. Необоснованно ограничивались подсобные хозяйства колхозников и рабочих совхозов. Меры, предпринятые правительством в 1961–1963 гг., не смогли выправить положение, и по итогам семилетия рост объемов продукции сельского хозяйства составил 14 % вместо 70 % по плану. Резко ухудшилось снабжение населения продовольствием. В 1963 г. впервые за всю историю СССР зерно было закуплено за рубежом.

Основную роль, как считают историки-аграрники, сыграли демографический фактор и кризис потребления. Речь идет о росте миграции из села в город, что связано как с субъективными просчетами в аграрной политике Н.С. Хрущева, так и с объективными процессами урбанизации и влиянием научно-технической революции на общество.

Кризис в сельском хозяйстве был вызван социально-экономическими реформами организации сельского хозяйства, отсутствием глубокой реформы колхозного строя, принципы которого, ориентированные на изъятие, делали невозможным расширенное воспроизводство.

Промышленная политика

К середине 50-х годов, когда иссяк поток репатриационных поставок из Германии, в несколько раз замедлилась модернизация основных производственных фондов. При этом новейшие разработки советских ученых и конструкторов в области машино- и станкостроения, другого оборудования пылились в архивах. Убытки от нерентабельных предприятий превысили 20 % от средств, вкладываемых в промышленность. Отставала механизация труда: более половины всех рабочих на заводах и фабриках занимались тяжелым ручным и малоквалифицированным трудом.

Хрущёвскую администрацию беспокоило прогрессирующее отставание отечественной промышленности в научно-техническом соперничестве с Западом. Н.С. Хрущев пресек демагогию последних лет сталинского периода, когда все советское объявлялось лучшим, передовым, когда была запрещена какая бы то ни было пропаганда достижений науки и техники на Западе. Благодаря Хрущёву были осуществлены следующие меры:

- всеобщая «экономизация» страны. На предприятиях развернулась экономическая учеба, и страна была втянута в водоворот экономических экспериментов. Принято специальное решение об изучении и использовании отечественного и западного опыта;

- созыв специального (июльского 1955 г.) Пленума ЦК КПСС, посвященного техническому прогрессу. Пленум подчеркнул, что главная линия в развитии промышленности – это «всемерное повышение технического уровня производства на базе электрификации, комплексной механизации и автоматизации»;

- появление новой перспективной отрасли – атомной промышленности и энергетики. В 1954 г. в подмосковном Обнинске дала ток первая в мире атомная электростанция. Началось строительство более мощных станций этого типа: Сибирской, Воронежской и Белоярской. Впервые в истории в 1959 г. спущен на воду атомоход – ледокол «Ленин»;

- выдвижение лозунга химизации народного хозяйства. Анализируя развитие индустрии на Западе, Хрущёв выявил тенденцию ускоренного роста химической промышленности, связанную с ее исключительно высокой эффективностью. Он использовал этот опыт. В результате в 1965 г. по сравнению с 1950 г. производство минеральных удобрений увеличилось примерно в шесть раз, синтетических и пластических масс – в 13 раз, химических волокон – в 17 раз;

- замена на железнодорожном транспорте паровозов на тепловозы и электровозы. Хрущёв сломил сопротивление консерваторов, цеплявшихся за паровозную тягу на железнодорожном транспорте. Главным их идеологом был Л. Каганович. Хрущёв, отметив, что электрическая тяга в четыре раза экономичнее паровозной, предложил в 1956 г. принять генеральный план электрификации железных дорог сроком на 15 лет. План был успешно осуществлен, и уже в 1967 г. удельный вес паровозной тяги составлял лишь 7,6 %;

- опережающие темпы развития электроэнергетики главным образом за счет крупнейших гидроэлектростанций: Куйбышевской, Сталинградской, Каховской и др. Они давали самый дешевый электроток и открывали возможность быстрого роста энерговооруженности труда в разных отраслях экономики. В основном была завершена и электрификация села. Велась работа по созданию единой энергетической системы в европейской части страны;

- сооружение и сдача в эксплуатацию многих тысяч крупных промышленных предприятий. Выросли темпы капитального строительства: в 1951−1955 гг. в среднем в год в строй вступало 600 предприятий, а в 1956−1958гг.−около 800. Повысилось качество и снизилась себестоимость строительства. В годы семилетки (1959–1965) было построено около 5,5 тыс. крупных промышленных предприятий.

В целом промышленность развивалась по привычному рутинному пути: объем производства увеличивался за счет строительства заводов и фабрик, а не повышения эффективности использования имеющегося потенциала;

- углубление структурных диспропорций в промышленности, усиление тенденции приоритетного развития отраслей группы А. Если в 1940 г. удельный вес выпуска средств производства (группа А) составлял 61,2 %, то в 1960 г. он поднялся до 72,5 % при соответствующем снижении доли производства средств потребления. Это определялось отказом от предлагаемого Г.М. Маленковым курса на приоритетное развитие группы Б.

Новый план (1959–1965) предусматривал обеспечение роста тяжелой промышленности на 85 %, а легкой – на 62 % и ставил задачу «догнать и перегнать Соединенные Штаты Америки» и к 1965 г. выйти на первое место в мире как по абсолютному объему производства, так и по производству на душу населения.

Хрущёв не смог понять необходимости коренной перестройки производственных отношений, отказа от командно-административной системы, перехода к экономическим методам управления, к конвергенции и многоукладности экономики. Он возлагал главные надежды на организационную перестройку.

Руководство Н.С. Хрущёва промышленностью привело в конце 1950-х − начале 1960-х гг. к возникновению следующих неблагоприятных экономических тенденций:

- значительному увеличению капиталовложений и быстрому росту кредитов, превышающих возможности бюджета;

- неконтролируемому росту промышленности, производящей средства производства; массовому притоку низкоквалифицированной рабочей силы и увеличению текучести кадров;

- ощутимому снижению темпов экономического роста; увеличению дефицита, связанного со снижением интенсивности производства средств потребления.

Социальная политика

Для Сталина человек был лишь средством к достижению целей. Заслуга Хрущёва в том, что центром, целью политики он стремился сделать человека. Импульсивные хрущёвские реформы, несмотря на все их издержки, имели ярко выраженную социальную направленность.

В социальной сфере были осуществлены следующие мероприятия, направленные на повышение жизненного уровня населения:

- отмена антирабочего закона 1940 г., прикреплявшего трудящихся к предприятиям (1956). Рабочие имели право менять место работы, уведомив об этом руководство за две недели;

- повышение минимальной заработной платы в государственном секторе на 35 %, среднемесячная заработная плата рабочих и служащих с 1958–1965 гг. возросла с 78 до 96 рублей;

- увеличение размера пенсии по старости в два раза и снижение на пять лет пенсионного возраста (до 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в июле 1956 г. Обделенными оказались колхозники, получившие право на пенсию лишь в 1964 г. Пенсионный возраст наступал для них на пять лет позже, чем для остальных трудящихся;

- установление 7-часового рабочего дня. Продолжительность рабочей недели была сокращена с 48 до 46 часов (для металлургов – 42 часа, для шахтеров и подростков – 36); увеличение отпуска по беременности до 112 дней;

- отказ правительства от обязательных государственных займов у населения, по которым забиралось около 6 % годовых заработков, но выплата по предыдущим займам была отложена на 20 лет;

- реформирование образования (1958–1960): введение всеобщего среднего образования политехнического профиля школ, получение среднего образования в школе с политехническим профилем либо в ПТУ или техникуме;

- увеличение масштабов жилищного строительства. Наиболее значимой социальной мерой стала программа жилищного строительства индустриальным методом (1954). Программа позволила выселить людей из подвалов, расселить многие коммунальные квартиры. С 1955 по 1964 гг. городской жилищный фонд увеличился на 80 %, 54 млн. человек получили жилье (каждый четвертый житель страны).

Вместе с тем социальная политика тех лет характеризовалась двойственностью и противоречивостью. С одной стороны, были предприняты практические меры по подъему жизненного уровня населения, а с другой − проводимые мероприятия носили уравнительно-распределительный характер, что привело к росту общественных фондов, которые объективно являлись тяжелым грузом для плановой экономики.

Серьезной неудачей социально-экономической политики было то, что хрущевская администрация не смогла ликвидировать дефицит снабжения населения продуктами питания. В правящих кругах страны усиливались сомнения в том, что административные методы управления способны обеспечить динамичное развитие экономики.

Выводы

Командно-административная система, как и тоталитарная, основывалась на монополии коммунистической партии в политике, экономике, идеологии. Однако в самой партии в хрущевское десятилетие прекратились массовые репрессии, чистки, замедлилась ротация кадров. Решения принимались не единолично, а отражали компромисс интересов министерств, ведомств, партийного аппарата и отдельных членов Политбюро ЦК КПСС. С середины 1950-х до середины 1960-х гг. имел место первый этап стабилизации элиты, характеризующийся прекращением репрессий.

Реальная власть принадлежала секретариату ЦК, т.е. партийному аппарату. Органы советской власти по-прежнему функционировали под руководством и контролем со стороны компартии. В то же время были сделаны попытки передачи части законодательных функций из центра на места. Изменения, происходившие в государственной системе в 1956–1964 гг., в целом носили второстепенный характер. В общественно-политической сфере с середины 50-х до середины 60-х гг. наблюдались противоречивые тенденции. С одной стороны, в стране протекал процесс политической демократизации, с другой − продолжала существовать административно-командная система. Н.С. Хрущев не поднялся до осознания необходимости структурных изменений, не был готов к демократизации общественных институтов, радикальному реформированию общественной жизни.

Реформы, проведенные Н.С. Хрущёвым, носили импульсивный и противоречивый характер: реабилитация жертв культа личности – отказ от реабилитации руководителей оппозиции Сталину; забота о проведении принципа материальной заинтересованности – курс на ликвидацию личных подсобных хозяйств; возвращение из спецпоселений депортированных народов и восстановление их автономий – отказ в этом немцам Поволжья и татарам Крыма; возвращение из лагерей заключенных – отказ от суда над их палачами; увеличение зарплаты – курс на бесплатные общественные фонды потребления и другие. Реформы в экономике не затрагивали ее основ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.