Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура края в XVI-XVIII вв

С потерей государственности татарский народ и его культура оказались в совершенно новой исторической ситуации. Усилилось религиозное начало как главный духовный фактор сохранения самобытности. Роль культурной силы взяло на себя мусульманское духовенство (поэтому во всем преобладали религиозные мотивы). Петровские реформы привнесли новые черты в татарскую культуру и общественную мысль – усиливается интерес к светским наукам, литературе, просвещению. Получают распространение идеи просвещенного абсолютизма. Появляется тяга к овладению светскими знаниями, практическими науками (это связано с появлением у татар таких социальных групп как купечество и владельцы мануфактур).

После указа Екатерины II «о веротерпимости» повсеместно стали строить мечети, при них создавались мектебы и медресе (причем, не только мужские, но и женские). В мектебе учились дети в возрасте от 7 до 14 лет четыре года – изучали арабский язык, основы религии, письмо, счет. В медресе изучались арабский, персидский языки, мусульманское право, каллиграфию, логику, основы исламской философии, Коран и др.

С XVIII в. в крае стали создаваться русские религиозные и светские учебные заведения: в 1718 г.Цифирная школа (для обучения лашманов и детей лашманов), в 1723 г.славяно-латинская школа (обучала священнослужителей), в 1758 г. – открылась первая казанская гимназия под патронатом Московского университета (ее первым директором был М.Веревкин), в ней могли учиться не только дети дворян, но и разночинцев. В гимназии изучали помимо русского языка изучали арабский, персидский, турецкий, калмыцкий и др восточные языки. С 1769 г по инициативе Екатерины II в гимназии стал преподаваться татарский язык. По ее указу в гимназии учреждался татарский класс, его учителем был назначен Сагитт Хальфин (родоначальник целой династии преподавателей-ученых – Хальфиных). Он составил первый татарский печатный букварь, русско-татарский словарь на 20 тыс. слов. Здесь в разное время учились Лобачевский, Аксаков, Бутлеров, Державин.

В 1786 г. в Казани было открыто Главное народное училище (учились 4 года), а в уездных городах – малые народные училища (учились 2 года) – здесь также изучался татарский язык. Сюда принимались представители всех сословий, готовило оно мелких канцелярских служащих.

Развитие получили такие науки как история, философия, мусульманское право. Развивалась литература, появился новый жанр в литературе – сэяхатнамэ – записки о путешествиях. Первые театральные представления в Казани известны с 20-х гг. XVIII в. – их ставили ученики Казанского духовного училища, а затем гимназии. В 1791 г. в Казани создается постоянный публичный театр (начало русского драматического театра). Развивается архитектура. В.Кафтырев разрабатывает план перепланировки Казани, она застраивается каменными зданиями. Казань называют прекраснейшим городом после Москвы и Санкт-Петербурга. Строят церкви, мечети, общественные здания, перестраивается и обновляется Кремль. На Спасской башне Кремля появляются часы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Религиозная политика царизма. Исламская политика Екатерины II | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.