Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прямозубая цилиндрическая передача

Основная теорема зацепления (теорема Виллиса)

Основная теорема зацепления устанавливает связь между геометрией сопряженных профилей в высшей паре и угловыми скоростями звеньев механизма: общая нормаль к профилям, образующим высшую пару, проведенная в точке их контакта, делит межосевое расстояние на части, обратно пропорциональные угловым скоростям звеньев.

Для доказательства теоремы рассмотрим пару сопряженных профилей в плоском зацеплении рис. 5.2.

Пусть звено 1 поворачиваясь относительно оси О 1 с угловой скоростью ω1, поворачивает звено 2 относительно оси О 2 в направлении ω2. Скорости точек К, принадлежащие соответственно звеньям 1 и 2 будут различны по величине и направлению:

V К 1 = ω1∙(O1K ); V К 2 = ω2∙(O2K ).

 
 

 


Рис. 5.2. К доказательству основной теоремы зацепления

Однако, проекции этих скоростей на общую нормаль N-N к профилям, проведенную к точке К, одинаковы (в противном случае будет происходить внедрение одного профиля в другой или отрыв одного профиля от другого):

Vn К 1 = Vn К 2 = Vn К. (5.1)

Выполним дополнительные построения: опустим из точек O1 и O2 перпендикуляры на общую нормаль NN.

Тогда: V1 = ω1 ∙(O1K);

Vn К 1 = V К 1 ∙cosα = ω1 ∙(O1K)∙ cosα = ω1 ∙(O1A). (5.2)

По аналогии

Vn К 2 = ω2 ∙(O2B). (5.3)

Подставляя (5.3), (5.2) в (5.1) получим

(O2B)/(O1A) = ω1 / ω2. (5.4)

Рассмотрим Δ O1AP и ΔO2BP. Они подобны. Из подобия треугольников имеем:

2В)/(O1A) =(O2P)/(O1P). (5.5)

Подставляя (5.5) в (5.4), в итоге получим:

(O2P)/(O1P) = ω1 2. (5.6)

Т.е. теорема доказана.

Отношение угловых скоростей зубчатых колес называется передаточным отношением и обозначается u 12 = ω 1 2.

Передаточное отношение является основной кинематической характеристикой всякой зубчатой передачи.

Точка Р пересечения общей нормали с линией центров О 1 О 2 называется полюсом зацепления.

Передаточное отношение может быть переменным и постоянным. В передачах с переменным передаточным отношением полюс зацепления Р занимает различные положения на межосевой линии. Большинство передач работают при постоянном передаточном отношении, обеспечивающем минимальные динамические нагрузки в машине.

При u 12 = ω 1 2 = const положение полюса зацепления на межосевой линии должно быть неизменно.

Точка Р единственная точка, в которой линейные скорости звеньев 1 и 2 одинаковы по величине и направлению. Следовательно, полюс зацепления Р является мгновенным центром вращения в относительном движении звеньев. Как известно, геометрическое место мгновенных центров относительного вращения звеньев в системе каждого звена называется центроидой этого звена. При движении звеньев центроиды катятся друг по другу без скольжения. В частном случае, когда u 12 = const, центроидами являются окружности радиусов O1P и O2P. В зубчатых передачах они называются начальными окружностями. Все геометрические параметры, относящиеся к начальным окружностям, обозначаются индексом w.

Для зубчатых передач с параллельными осями вращения вводят знак передаточного отношения. Для внешнего зацепления, когда валы колес вращаются в противоположных направлениях, знак u12 отрицательный. Для внутреннего – положительный.

u 12 = ω 1 2 = n 1 / n 2 = ± (O2P)/(O1P) = ± rw2 / rw1.

Здесь, n 1 , n 2 – частоты вращения колес.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Геометрический синтез зубчатых зацеплений | Основные параметры зубчатого зацепления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.