Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Я стадия




Конвенцияпротив пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984) запрещает применение к осужденным пыток и другого жестокого, бесчеловечного или унижающего их достоинство обращения, что согласно международному праву является абсолютным правом осужденных.

ВВЕДЕНИЕ

Система учреждений и органов, исполняющие уголовные наказания структурно входит в правоохранительную систему органов Российской Федерации, осуществляющих борьбу с преступностью. Поэтому деятельность по исполнению уголовных наказаний является не безразличной для общества и государства. От того, насколько эффективно будут работать, учреждения исполняющие уголовные наказания зависит решение многих социально значимых задач: снижение уровня рецидивной, тяжкой и профессиональной преступности; снижение преступности несовершеннолетних и женщин; ресоциализация осужденных, отбывших наказание и др.

В этой лекции мы рассмотрим основные виды и формы контроля органов государства и общества за деятельностью персонала исправительных учреждений и органов исполняющих наказания с целью своевременного выявления нарушений законности и их устранения.

Первый учебный вопрос: Понятие и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

 

Контроль общества и государства имеет важное значение в обеспечении охраны прав и законных интересов осужденных и их родственников. Основную нагрузку в данном случае несет персонал учреждений, исполняющих уголовные наказания. От персонала напрямую зависит насколько точно реализуются цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства при исполнении уголовных наказаний. На данное положение указывают не только нормативные акты Российской Федерации, но и многие международно-правовые документы.

Так, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка в обязанность персоналу вменяет: защиту прав человека и человеческого достоинства по отношению к осужденным (ст. 2); обеспечение охраны здоровья правонарушителей (ст. 6); подчеркивает, что именно от сотрудников учреждений (государственных органов) в большей степени зависит общественная безопасность (ст. 8).

Основными принципами применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка (1990 г.) предусмотрено применение силы сотрудниками правоохранительных органов исключительно для поддержания безопасности и порядка в исправительном учреждении или при наличии угрозы личной безопасности (ст. 15). При этом в первую очередь должны использоваться средства, не приводящие к смерти, а лишь нейтрализующие лицо, против которого они применяются (ст. 2).

Выработанные мировым сообществом Основные принципы обращения с заключенными (1990г.), предписывают государствам обеспечивать благоприятные условия для реинтеграции бывших осужденных в общество. Кроме того, данный документ возлагает на исправительные учреждения ответственность за содержание заключенных и защиту общества от правонарушений.

Указанные и другие международно-правовые акты обусловливают необходимость как международного, так и внутринационального контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, прежде всего учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, влекущие наибольшее число правоограничений для осужденного.

Международный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, осуществляется в следующих формах:

а) периодическое представление государством отчетов международным организациям (ООН, ОБСЕ, Совету Европы) о соблюдении прав человека при исполнении наказаний;

б) инспектирование мест отбывания наказаний представителями межправительственных организаций и международных общественных правозащитных организаций;

в) обращение граждан, в том числе осужденных, в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, когда исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Если система международного контроля обеспечивает соблюдение государствами основных международных принципов в сфере прав человека при исполнении наказаний, то национальная (внутригосударственная) система контроля обеспечивает реализацию учреждениями и органами, исполняющими наказания, принципа законности, являющегося одним из основных принципов их деятельности и российского уголовно-исполнительного законодательства.

Общая теория права исходит из того, что система контроля за правоприменительной деятельностью государственных органов относится к юридическим гарантиям законности1. По мнению Н.А. Стручкова, данный принцип может быть реализован в уголовно-исполнительном процессе следующими способами: контроль органов государства, судебный и внутриведомственный контроль за эффективностью и правомерностью деятельности учреждений, исполняющих наказания; надзор органов прокуратуры за соблюдением законности в деятельности мест лишения свободы и иных органов, исполняющих наказания, а также общественный контроль, или общественное наблюдение, за ними2.

Сущность и назначение контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, заключается в следующем:

во-первых, в наблюдении за осуществлением этими учреждениями и органами своей функциональной деятельности;

во-вторых, в получении объективной и достоверной информации о состоянии в них законности и правопорядка;

в-третьих, в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;

в-четвертых, в выявлении причин и условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений;

в-пятых, в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

Составной частью контроля является проверка исполнения предписаний закона, которая представляет собой деятельность, позволяющую выяснить, что и как сделано во исполнение предписаний и требований закона, подзаконного акта, соответствующего решения.

Вторая разновидность контрольной деятельности – надзорная деятельность, подразделяемая на два вида надзора в зависимости от того, кем он осуществляется.

Первый вид надзора связан с надзорной деятельностью органов прокуратуры.

Суть второго вида надзора, получившего в специальной юридической литературе название административного, заключается в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах, подзаконных нормативных актах и в международных стандартах, регламентирующих исполнение наказаний.

Надзорная деятельность независимо от того, какими субъектами она осуществляется, состоит в том, что,

во-первых, органы надзора осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены (в отличие от контрольной деятельности, для которой характерно организационное единство субъекта и объекта контроля или наличие организационно-функциональных связей между ними, за редкими исключениями, когда контроль в соответствии с действующим законодательством производится уполномоченным органом в отношении не подчиненного ему объекта);

во-вторых, в процессе осуществления административной надзорной деятельности применяются меры административного воздействия к нарушителям – физическим лицам (в процессе осуществления контрольной деятельности в виде наблюдения за исполнением наказаний применяются преимущественно меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц);

в-третьих, органы, осуществляющие административно-надзорную деятельность, проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах.

В начале 80-х годов в науке исправительно-трудового права было высказано мнение, что обеспечению законности при исполнении наказаний способствует надзорно-контрольная деятельность, которая включает прокурорский надзор, судебный, общественный и ведомственный контроль. Ведущее место в этом комплексе отводилось прокурорскому надзору3. В целом соглашаясь с указанным подходом, в настоящее время следует вести речь не о надзорно-контрольной деятельности, а о системе надзора и контроля за деятельностью соответствующих учреждений и органов по исполнению наказаний и соблюдению прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей, и осужденных. Данная система контроля охватывает как внутригосударственные механизмы, так и механизмы контроля и надзора международных организаций и сообществ.

Если международный контроль направлен только на отслеживание соблюдения прав осужденных и задержанных, то внутригосударственный контроль намного шире по содержанию. Он призван обеспечивать не только соблюдение прав участников уголовно-исполнительных правоотношений, но и неукоснительное выполнение ими своих обязанностей, то есть персонал учреждений и органов УИС должен нести ответственность как за несоблюдение или нарушение прав осужденных (заключенных), так и за отсутствие требовательности к ним в части, касающейся обязанностей.

С учетом изложенного, можно предложить следующую классификацию контроля и надзора по видам.

Помимо общего деления контрольной деятельности на разновидности можно выделить и разные виды контроля за деятельностью органов, осуществляющих исполнение уголовных наказаний.

1. В зависимости от объема обследования контроль подразделяется на общий и специальный. В первом случае осуществляется обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольного органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, во втором – производится проверка деятельности названных подконтрольных объектов по четко определенному вопросу.

2. По стадиям проведения контроля принято выделять на предварительный, текущий и последующий. Целью первого являются предупреждение и профилактика правонарушений в уголовно-исполнительной системе; второго – выяснение состояния законности и дисциплины в учреждениях и органах, исполняющих наказания, вынесение оценки правильности совершаемых объектами контроля действий по исполнению наказаний; третьего – проверка реального исполнения соответствующих судебных решений (приговоров, постановлений и определений) по уголовным делам и предписаний контролирующих органов, осуществляющих как надзор, так и проверку исполнения законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность учреждений и органов УИС.

3. В зависимости от субъектов контроля и характера их полномочий выделяются:

а) международный контроль, осуществляемый международными организациями;

б) контроль Президента Российской Федерации;

в) контроль органов законодательной (представительной) власти;

г) контроль органов исполнительной власти, разновидностью которого является ведомственный контроль;

д) контроль органов судебной власти;

е) общественный контроль, который может осуществляться международными и российскими общественными организациями в пределах, определенных международными документами и нормативными актами Российской Федерации.

По сферам деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, также можно определить направления контроля, в частности:

· за порядком исполнения и отбывания наказания; условиями содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах, осужденных в исправительных учреждениях, в том числе их отдельных категорий (несовершеннолетних, женщин, больных осужденных и т. д.);

· трудоиспользованием осужденных в учреждениях УИС;

· финансово-хозяйственной деятельностью учреждений и органов УИС и другие.

4. В зависимости от целей, стоящих перед контролирующим органом, и того, какой субъект проводит контрольные мероприяти я, контроль может быть комплексным (по всем или нескольким направлениям) либо выборочным (по отдельному направлению или частным вопросам).

Виды контроля и проверяемые сферы обусловливают выбор форм контрольной деятельности:

· инспектирование,

· ревизия,

· проверка;

· запрос по конкретному вопросу или направлению деятельности;

· предоставление учреждениями и органами УИС различных форм отчетности;

· личный прием лиц, находящихся под стражей, осужденных и сотрудников учреждений и органов УИС представителями субъектов контроля;

· посещение учреждений уголовно-исполнительной системы;

· обжалование незаконных действий должностных лиц учреждений и органов УИС.

Итак, контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, — это система наблюдения и проверки соответствия деятельности персонала требованиям нормативных актов с целью выявления и пресечения имеющихся нарушений и их предупреждения в будущем.

Вывод: Т аким образом, контроль является важнейшим условием обеспечения деятельности УИС, в целом, и соблюдения законности, в частности. Эта деятельность совершенствует процессы управления Учреждениями, обеспечивает соблюдение неотъемлемых прав осуждённых.

 

 

Второй учебный вопрос: Контроль органов государственной власти за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

 

Статья 19 УИК РФ предусматривает, что федеральные органы государственной власти осуществляют контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Порядок осуществления данного вида контроля регулируется законодательством Российской Федерации.

Действующее законодательство Российской Федерации наделяет полномочиями контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, отдельные органы государственной власти и их должностных лиц. При этом выделены контрольные полномочия Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Контрольные полномочия Президента Российской Федерации обусловлены его конституционным статусом как главы государства, координирующего и согласующего деятельность всех ветвей государственной власти, и как гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президентский контроль осуществляется через соответствующие президентские структуры и непосредственно Президентом России.

1. Непосредственный контроль Президент Российской Федерации осуществляет, прежде всего, в области подбора и расстановки кадров на федеральном уровне: решая вопросы назначения на должность и освобождения от должности федеральных министров и руководителей федеральных служб, он одновременно контролирует их деятельность.

Применительно к уголовно-исполнительной системе Президент Российской Федерации

· издает указы, закрепляющие правовой статус ее учреждений и органов,

· определяет основные направления функционирования и реорганизации УИС,

· участвует в разработке и принятии законов и иной нормативной базы, регулирующей деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы,

· осуществляет помилование лиц, осужденных за преступления ( "в" статьи 89 Конституции Российской Федерации).

Осуществление указанных форм контрольной деятельности Президента Российской Федерации невозможно без специальных президентских структур: свои контрольные полномочия Президент реализует через деятельность Администрации Президента РФ, Контрольного управления Президента РФ, Комиссию по помилованию при Управлении Администрации Президента, своих полномочных представителей в субъектах Российской Федерации.

2. Контрольные полномочия органов законодательной власти осуществляются в соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации, закрепившей самостоятельность каждой из трех ветвей государственной власти.

Основной функцией федеральных органов законодательной власти является приведение законодательства, регулирующего порядок и условия отбывания наказаний, в соответствие с изменениями в политической, экономической и социальной сферах жизни нашего общества, а также с международными договорами Российской Федерации и международными стандартами обращения с осужденными.

К ведению Государственной Думы, кроме принятия законов, Конституция Российской Федерации относит объявление амнистии (п. «е» ч. 1 ст. 103), проведение которой является важной формой контроля органов государственной власти за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

В соответствии с Конституцией Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации) осуществляет парламентский контроль за деятельностью всех исполнительных органов государства, в том числе исполняющих уголовные наказания. Такой контроль имеет несколько форм:

· проверка исполнения принимаемых законов, регулирующих вопросы исполнения наказаний;

· рассмотрение жалоб, поступающих в парламент, в том числе от лиц, отбывающих наказания;

· заслушивание на заседаниях парламента руководителей исполнительных органов.

Существенным моментом при выполнении парламентом контрольных функций является и то, что им утверждается бюджет страны, а также отдельной строкой средства, предназначенные на функционирование учреждений и органов, исполняющих наказания. Следовательно, он полномочен проводить проверки правомерности их расходования. Согласно ч. 5 ст. 101 Конституции Российской Федерации для контроля за исполнением федерального бюджета парламент образует Счетную палату, которая полномочна вести проверки правомерности и целесообразности расходования средств бюджета любыми органами, включая органы уголовно-исполнительной системы.

Помимо названных форм, в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» депутат или группа депутатов могут обратиться с депутатским запросом к министру юстиции по тем или иным проблемам в сфере исполнения наказаний, ставшим им известными. На основании указанного Закона на запрос должен быть дан ответ в течение 15 дней органом, в чей адрес он был направлен. Также на основании депутатских запросов компетентными органами могут проводиться проверки, расследования и назначаться слушания в Государственной Думе или Совете Федерации.

3. Контроль органов исполнительной власти наиболее обширен, так как призван обеспечивать законность и дисциплину на входящих в их компетенцию участках государственно-правового регулирования. Его принято подразделять на:

· общий,

· ведомственный

· и над ведомственный.

Осуществление общего контроля связано с деятельностью прежде всего Правительства Российской Федерации, к компетенции которого уголовно-исполнительное законодательство относит принятие ряда нормативных актов по проблемам исполнения наказаний.

Федеральный закон от 8 января 1997 г. «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» к компетенции Правительства РФ относит принятие положений об уголовно-исполнительных инспекциях, дисциплинарной воинской части, об арестных домах и др. Кроме того, только Правительство Российской Федерации вправе устанавливать нормы питания осужденных к лишению свободы, принимать нормативные акты, регламентирующие порядок прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы, их правовую защиту и социальное обеспечение. Разумеется, правительство не только разрабатывает и принимает указанные нормативные акты, но и контролирует их исполнение и реализацию.

 

4. Полномочия органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации имеют более конкретное определение в действующем законодательстве. Так, согласно статьи 4 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы" они

· вносят предложения или дают согласие по вопросам создания и ликвидации на подведомственной им территории учреждений, исполняющих уголовные наказания, а также принимают участие в решении вопросов назначения на должности или освобождения от них руководителей служб по исполнению наказаний региональных подразделений федеральных органов государственной власти;

· оказывают содействие в комплектовании учреждений, исполняющих уголовные наказания, квалифицированными кадрами персонала;

· создают учреждениям условия для их деятельности и привлечения осужденных к труду, а также обеспечивают реализацию гарантий правовой и социальной защиты персонала и членов их семей;

· принимают решения об открытии в учреждениях общеобразовательных школ и учебных заведений начального профессионального образования и финансировании их деятельности на территории исправительного учреждения.

 

 

Для осуществления своих контрольных полномочий представители органов государственной власти Российской Федерации наделены правом посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, причем Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, а также уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации – без специального на то разрешения (п. «а» ч.1 ст. 24 УИК РФ).

5. Немало контрольных полномочий принадлежит органам и должностным лицам местного самоуправления, на территории которых непосредственно располагаются учреждения и органы, ведающие исполнением уголовных наказаний.

В случае стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий, эпизоотий, пожаров, массовых нарушений общественного порядка органы местного самоуправления осуществляют предусмотренные соответствующими нормативно-правовыми актами действия по спасению и охране жизни людей, защите их здоровья и прав. Для осуществления контрольной деятельности главы местных администраций или муниципальных образований наделены правом посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, когда они находятся при исполнении своих служебных обязанностей (пункт "а" части первой статьи 24 УИК РФ).

При местных администрациях создаются и действуют различные общественные образования, обладающие контрольными полномочиями - комиссия по делам несовершеннолетних, административная комиссия и другие, которые участвуют в реализации задач органов местного самоуправления по обеспечению законности и правопорядка на территории муниципального образования.

Органы местного самоуправления через свои соответствующие подразделения и должностных лиц осуществляют руководство и контроль:

· з а учебно-методической работой в общеобразовательных школах, открытых в исправительных учреждениях и финансированием их деятельности;

· за укомплектованием школ педагогическими кадрами, их подбором и расстановкой, назначают директоров или других руководителей подобных школ;

· рассматривают представления администрации исправительного учреждения о нарушении педагогическим персоналом условий режима отбывания наказания осужденными и имеют право приостанавливать педагогическую и учебно-воспитательную деятельность работников школ, дислоцированных на территории исправительных учреждений, решать вопросы их перевода на другую работу или увольнения, привлечения их к административной, дисциплинарной или иной ответственности за допущенные нарушения, исключающие возможность продолжения ими работы в образовательных учреждениях, находящихся на режимных территориях учреждений, исполняющих уголовные наказания.

Органы местного самоуправления и власти субъектов федерации осуществляют контроль за деятельностью персонала учреждений, исполняющих наказания, путем рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и иных граждан, заслушивания руководителей управлений исполнения наказаний и т.п.

Контроль за учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания осуществляется также на основании и в пределах, определенных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который, наряду с другими, к предмету местного ведения относит обеспечение санитарного благополучия населения, контроль за использованием земель, обеспечение социальной поддержки и занятости населения. Контролируя выполнение этих вопросов органы местного самоуправления вправе вмешиваться в деятельность любых организаций и органов, в том числе и уголовно-исполнительной системы.

 

Третий учебный вопрос: Судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

 

Непосредственно влияющей на эффективность борьбы с преступностью является надлежащее исполнение назначенных судами наказаний лицам, признанным виновными в совершении преступлений, поэтому уголовно-исполнительный процесс осуществляется под процессуальным контролем судов.

Применительно к порядку исполнения назначенных по приговорам судов уголовных наказаний или мер принудительного характера общеобязательность и неизменность приговора имеют особое значение. Это связано с тем, что, во-первых, никто не может подвергать сомнению вступивший в законную силу приговор, менять его существо, предпринимать какие-либо меры, которые могли бы поколебать акт правосудия, отрицательно сказаться на его силе, авторитете и правовых последствиях; во-вторых, содержащиеся в приговоре судебные решения подлежат безоговорочному исполнению на территории Российской Федерации всеми государственными и общественными организациями, учреждениями и предприятиями, их должностными лицами и гражданами.

Сущность судебного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, заключается прежде всего в том, чтобы вступивший в законную силу приговор исполнялся в точном соответствии с установленными в нем и законодательстве нормами, а недостатки данного акта правосудия исправлялись не путем его неисполнения, а с соблюдением предусмотренной уголовно-процессуальным законодательством процедуры.

Судебный контроль как самостоятельный вид контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания и меры принудительного характера, впервые предусмотрен ст. 20 УИК РФ, которая называет формы его осуществления:

· контроль исполнения наказаний при решении вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким его видом, об отсрочке отбывания наказания или освобождении от него, а также об изменении вида исправительного учреждения;

· рассмотрение судом жалоб осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания;

· уведомление названными учреждениями и органами суда, вынесшего приговор, о начале и месте отбывания осужденным назначенного ему наказания.

· Основные виды, формы и методы контрольной деятельности суда достаточно эффективны и разнообразны и не исчерпываются только положениями рассмотренной статьи УИК РФ.

Регламентирование судебного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется уголовно-исполнительным законодательством в неразрывной связи с нормами уголовного и уголовно-процессуального права, что позволяет выделить три стадии судебного контроля за исполнением наказаний:

· на стадии приведения приговора в исполнение;

· в процессе исполнения наказаний;

· при разрешении вопросов досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания.

На каждой из этих стадий функции суда и правовое положение участников уголовного процесса, равно как и их состав, различаются. Неразрывность же норм уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права вполне объяснима тем, что они регулируют процессуальные отношения, последовательно вытекающие одни из других.

В соответствии со ст. 393 УПК РФ обязанностью суда, вынесшего приговор, является контроль за приведением в исполнение его приговора, определений и постановлений. Распоряжение об исполнении приговора вместе с его копией посылается судьей или председателем суда тому органу, на который возложена обязанность приведения приговора в исполнение. В случае изменения приговора при рассмотрении дела в кассационном или надзорном порядке к копии приговора прилагаются копии определения или постановления кассационной или надзорной инстанций. Администрация органа или исправительного учреждения, приводящего приговор в исполнение, должна известить суд, вынесший приговор, о приведении его в исполнение, а также о месте отбывания наказания осужденным.

Эта норма уголовно-процессуального законодательства содержится и в уголовно-исполнительном праве. Так, п. 3 ст. 20 УИК РФ установлено, что учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе, смертной казни.

После вступления приговора в законную силу, которым осужденный, содержащийся под стражей, приговорен к лишению свободы, суд проверяет, поставлена ли администрацией места содержания под стражей семья осужденного в известность о том, куда он направляется для отбывания наказания (ст. 394 УПК РФ). Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, согласно ст. 17 УИК РФ обязана не позднее 10 дней со дня прибытия осужденного направить одному из указанных им родственников уведомление о его прибытии к месту отбывания наказания.

Суд, выносящий обвинительный приговор, должен указать в его резолютивной части вид и размер наказания, окончательную меру наказания, подлежащую отбытию, вид исправительного учреждения с соответствующим режимом, в котором должно отбываться наказание (ст. 306 УПК РФ). Выполняя это требование закона, суд устанавливает правовые рамки дальнейшего исполнения уголовного наказания, объем карательного воздействия, а следовательно, и характер мер исправительного воздействия на осужденного.

Смысл и назначение судебного контроля на этой стадии заключаются в том, чтобы рассмотреть и устранить сомнения администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, в точности исполняемого ими приговора, а также постановления или определения судебной инстанции, вынесенного по данному делу. Законом предусмотрено, что подобные сомнения разрешаются и устраняются судом, постановившим приговор, вынесшим определение или принявшим постановление, либо судом того же уровня, действующим в административно-территориальной единице (районе, городе и т. д.) по месту исполнения наказания, а при отсутствии такового – вышестоящим судом. Единство судебного контроля заключается в том, что суд, вынесший разъясняющее определение, обязан направить его копию суду, постановившему приговор.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1017; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.