Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свободное общение как общекультурный символ 8 страница




Формирование умений письменной речи

 

 

Умение выражать свои мыс
ли в письменной форме форми­
руется на базе упражнений реп­
родуктивного, репродуктивно- продуктивного и продуктивного характера.

В первую группу упражнений входит написание текста (письма, открытки, сообщения и т. п.) с опорой на образец, что характерно для начальных классов.

Вторая группа — это упражнения в построении собствен­ного письменного высказывания с использованием различных опор: вербальных (ключевые слова, логическая схема выска­зывания, план и др.) и вербально-изобразительных (картина, фотография и ключевые слова, фразы, выражения). Исполь­зуются в основной школе.

Третья группа упражнений, имеющих продуктивный ха­рактер, требует от учащихся умений выражать свои мысли в письменной форме без непосредственной опоры на вербальные элементы. Стимулы, побуждающие к письменному высказы­ванию, могут быть сформулированы словесно (например, про­блемного тезиса) или.визуально (просмотр видеофильма, фо­тография и др.). Используется на второй и третьей ступенях средней школы.

Большие возможности для обучения творческому письму имеет диктант. Р.П. Мильруд выделяет репродуктивный, ин­дивидуальный творческий, парный творческий, коллективный творческий диктант [51]. О репродуктивном диктанте речь шла выше (буквальная запись под диктовку с целью проверки пони­мания на слух и правописания). Индивидуальный творческий


 



11*



диктант выполняется как письменное произведение речи объе­мом не более 150 слов, представляющее собой описание кар­тинки, рассуждение по поводу предложенного проблемного тезиса и т. п. Парный или коллективный творческий диктант может проходить следующим образом: двум учащимся (двум группам учащихся) предлагаются в случайном порядке кар­тинки, иллюстрирующие один из двух рассказов; задача уче­ника заключается в том, чтобы расположить картинки в пра­вильной последовательности, написать рассказ и продиктовать его партнеру (партнерам); после этого партнеры восстанавли­вают порядок картинок друг у друга и проверяют правиль­ность записанного диктанта.

В процессе обучения письменной речи важно обеспечить максимальную управляемость графического исполнения пись­менного произведения речи. Для этого можно использовать прием заполнения пропусков из предложенных вариантов или по смыслу (cloze procedure). Например, в следующей записке сделаны пропуски и даны на выбор возможные варианты для их заполнения:

Dear Liz,

Mum, Dad and I have gone to the... so could you... because... (shop, garage, baker's, let the dog in, give a ring to school, wait for us, it is freezing, they are expecting it, there is no way we can give you a key).

При заполнении пропусков в следующем задании учащиеся пытаются догадаться о значении пропущенных слов по кон­тексту, а также по привычным словосочетаниям:

Computer for... (sale)

have been in... for only 6... (use, months)

all the modern..., "Windows", etc. (software)

for... $ 699 (only)

the price is... (negotiable)

please... after 6 p.m. (call)

Управлять заданием можно через структуру письменного произведения речи. Так, письмо-жалоба может иметь такую структуру:

Opening paragraph — states the reason for the letter.

Middle paragraph 1 — gives the precise nature of the complaint.

Middle paragraph 2 — explains the implications of the matter.


Closing paragraph — describes what action is needed to put the matter right.

Для того чтобы управлять выполнением следующего зада­ния (написание рецензии на литературное произведение, ху­дожественный фильм и т. п.), применяется схема: The new... allows you to.... This is aimed at.... All the... are grouped.... The... is meant to.... It can be used in.... Moreover it can.... Some... though don't appeal to me because.... But on the... extremely useful in.... This small... will enable me to....

Кроме того, для управления использованием задания уча­щимся могут быть даны вопросы, на которые предлагается ответить в форме рассказа. Так, для написания рассказа "А Strange Sound" могут быть взяты вопросы: 1. Can you describe the sound? 2. Can you describe the creature? 3. Can you say nore about the creature's appearance? 4. How did it go through he wall? 5. How did you escape? Etc.

При обучении письменной речи важно развивать твор­ческое воображение. Интересной формой письменных зада­ний является поэтическое творчество. Учащиеся могут са­мостоятельно сочинять лимерики по образцу, стихи в фор­ме haiku, elfchen.

Обучение письменной речи неразрывно связано с обучени­ем другим видам РД. Письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инстру­ментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чте­ние на ИЯ.

Критерии оценки умений письменной речи: содержание и полнота (насколько учащиеся успешно справились с выраже­нием содержания с учетом цели высказывания и адресата при соблюдении принятых норм вежливости); организация тек­ста (логичное и последовательное изложение материала с де­лением текста на абзацы, использование различных средств передачи логической связи между отдельными частями тек­ста, выбор формата письма); лексика, грамматика, орфогра­фия и пунктуация.


 




Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определения следующим понятиям: «письмо»,
«письменная речь», «графика», «орфография», «за­
пись», «реферат», «аннотация».

2. Чем письмо отличается от письменной речи?

3. Чем письменная речь отличается от устной?

4. Когда письмо выступает самостоятельной целью обуче­
ния, а когда является средством формирования смеж­
ных навыков и умений?

5. Какие типологические группы сложностей определяют
каждый этап обучения и как их можно свести к мини­
муму?

6. Проанализируйте, как изменяются требования Програм­
мы к развитию у учащихся навыков и умений письма и
письменной речи на разных этапах обучения.

7. Составьте банк упражнений для формирования навы­
ков и развития умений письма и заполните таблицу:

 

Обучение технике письма Обучение письменной речи Использование письма как средства обучения
Гра­фике Орфо­гра­фии За­писи Репродук­тивным ви­дам Продук­тивным видам Языковому материалу Видам рече­вой деятел ьности
             

Глава 15

Обучение произносительной стороне речи

Как показывают современные исследования, произношение является базовой характеристикой речи, основой для разви­тия и совершенствования всех остальных видов РД. Под фоне­тикой как аспектом обучения понимается звуковой строй языка — совокупность всех звуковых средств, которые состав­ляют его материальную сторону (звуки, звукосочетания, уда­рение, ритм, мелодика, интонация, паузы). Овладение звуко­вым строем — обязательное условие общения в любой форме. Речь будет понята слушающим с трудом или не понята вооб­ще, если говорящий нарушает фонетические нормы языка. Слу­шающий плохо поймет чужую речь, если он сам не владеет произносительными навыками, так как слуховые образы, или эталоны, накапливаются у человека в слуховой памяти, а по­том идет сверка того, что он слышит, с тем, что он накопил в своей памяти. Звуковой образ, который человек слышит, све­ряется не только с эталоном, но еще возбуждает в мозгу и определенное значение. Если звуковой образ искажен, то и значение возбуждается не то или вообще не возбуждается. Таким образом, срывается коммуникация. Во время чтения и письма работает внутреннее проговаривание, а значит, — внут­реннее озвучивание и произношение. Следовательно, только наличие твердых произносительных навыков обеспечивает нормальное функционирование всех видов РД [11; 15; 64].


 




Обучение произношению

Цель обучения — овладение слухопроизносительной стороной говорения и чтения:

1) умениями слушать и слышать, развитие фонематичес­
кого слуха;

2) навыками произношения, т. е. доведенное до автома­
тизма владение артикуляторной базой ИЯ, способами
интонирования;

3) развитие внутренней речи (внутреннего проговаривания)
как психофизиологической основы внешней речи [5].

В соответствии с Программой обучения ИЯ учащиеся дол­жны овладеть всеми смыслоразличительными звуками (фоне­мами) и основными интонационными структурами наиболее распространенных типов простых и сложных предложений, уметь правильно оформлять их с точки зрения ударения, рит­ма, мелодики и распределения пауз. В условиях общеобразо­вательной средней школы необходимо добиваться относитель­но правильного произношения, опираясь на принцип аппрок­симации, т. е. приближения к желаемому результату. Крите­рием нормативности служит так называемая интеллигибель-ность (понимаемость) речи (А.Н. Леонтьев).

Содержание обучения произношению

В английском или немецком языках содержание обучения про­изношению составляют звуки, звукосочетания, интонационные модели и единицы речи: фразы, в частности разные коммуни­кативные типы предложения и связный текст (лингвистичес­кий компонент содержания обучения произношению), а так­же конкретные действия с этими единицами (психологичес­кий компонент содержания обучения) — формирование про­износительного навыка.

Основные требования к произношению — фонематпич-ностпь, т. е. степень правильности фонетического оформле­ния речи, достаточная для понимания ее собеседником, и беглость, т. е. степень автоматизации произносительных навыков, позволяющая учащимся говорить в нормальном тем­пе речи (130-150 слов в минуту).


Овладение правильным произношением возможно лишь при усвоении фонетической базы. ИЯ на уровне слога, словесного ударения, интонации. Иными словами, учащиеся должны ус­воить специфику артикуляционной базы ИЯ, а также харак­терные особенности ударения и интонации.

Для овладения фонетической базой ИЯ необходимо прежде всего усвоить артикуляционный уклад, характерный для но­сителей этого языка, т. е. привычное положение органов речи в момент отсутствия артикуляционных движений. Учитель с помощью специальных упражнений должен добиться того, чтобы артикуляционный уклад ИЯ со временем стал для уча­щихся привычным и они могли бы даже не замечать момента перестройки с одного артикуляционного уклада на другой. К таким упражнениям можно отнести чтение русских слов, фраз (например, пословиц, поговорок), стихотворений с английс­ким или немецким укладом. При описании и произнесении гласного звука ему дается как можно больше эмоциональных оценок, словно он является предметом одушевленным. Напри­мер, «быстрый», «манерный», «гордый», «зеленый», «как оловянный солдатик», «звук — барашек» и т. п.

В целом специфика английских и немецких звуков прояв­ляется в следующем:

1) апикально-альвеолярная артикуляция согласных [t
d, n, 1];

2) аспирация звуков [р, t, k];

3) сохранение звонкости согласных в любом положении
в слове (т. е. отсутствие оглушения) в английском
языке и, наоборот, приглушенность звонких соглас­
ных в немецком;

4) отсутствие палатализации;

5) долгота и краткость гласных, широта и узость;

6) дифтонгизация ряда звуков с силовым произношением
первого элемента (в русском языке дифтонгов нет);

7) редуцированное произношение служебных слов и не­
ударных слогов.

Сопоставление звуковой системы английских и немецких звуков с русскими позволяет создать методическую типоло­гию звуков, которая помогает учителю правильно организо­вать ознакомление и тренировку нового звука в речи.


 



 



Учитывая влияние родного языка на произношение, звуки ИЯ условно делятся на три группы.

1. Звуки, близкие к звукам родного языка по артикуля­
ционным и акустическим свойствам: английские [р, Ь,
g, s, z, m и др.] и немецкие [р, b, m, n, d и др.]. При
овладении указанными звуками действует перенос из
родного языка и длительной особой работы с ними не
требуется.

2. Звуки, отличные от родного языка существенными при­
знаками: [t, I, h и др.]. При восприятии и произнесе­
нии этих звуков особенно сильно действует интерфе­
ренция и учащиеся произносят их как привычные зву-

*~ки русского языка. Эта группа звуков требует особо при­стального внимания со стороны учителя, так как овла­дение ими связано с частичной перестройкой артику­ляционной базы. Звуки этой группы считаются наибо­лее трудными.

3. Звуки, не имеющие аналогов в русском языке: [г, и, Т|,
w и др.], требуется создание у учащихся новой артику­
ляционной базы.

Произносительный навык — это способность свободно и быстро различать и узнавать на слух фонетические явления ИЯ в чужой речи и правильно и автоматично произносить зву­ки ИЯ отдельно и в потоке речи, правильно интонировать.

Согласно Е.И. Пассову, в процессе формирования произно­сительного навыка осуществляются следующие действия и операции:

1. Восприятие — ознакомление. Задача этого этапа —
создание правильного звукового образа, без которого не­
возможно ни дальнейшее формирование навыка, ни его
функционирование. Слуховой образ создается в процессе
презентации фонетического явления.

2. Дифференциация — осмысление, различение. Проис­
ходит осмысление дифференциальных признаков звука
или другого явления.

3. Имитация. Закрепляются связи звуковых и речедви-
гательных образов речевой единицы.

4. Изолированная репродукция. На основе использова­
ния фонетического явления закрепляется артикуляция.


5. Комбинирование (переключение). На основе комбини­рования фонетических явлений и переключения вни­мания с одного на другое укрепляются все операции, составляющие произносительный навык.

Принципы обучения произношению

Процесс обучения произноше­
нию в начальной и основной шко­
ле организуется в соответствии со
следующими принципами:

1. Коммуникативной направленности. Обучение произно­
шению — не самоцель, оно должно быть подчинено нуж­
дам общения. Первичное восприятие — в потоке речи,
затем отработка изолированного звука.

2. Сознательности. Достигается путем объяснения особен­
ности произношения, сравнения звуков внутри языка,
родного и иностранного; использование транскрипции;
правил, инструкций, наглядности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.