Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Создание его происхождение и сущность

Лекция 7

1. Отражение как всеобщее свойство материи.

Материя существует через отдельные, конечные в пространстве и времени материальные образования. Они не просто сосуществует друг с другом, но и взаимодействуют друг с другом, чем и вносят в друг друга свои изменения. Эти изменения зависят от особенностей воздействующего тела. В этом и проявляется суть свойства отражения, которое присуще всем материальным образованиям.

Отражение как всеобщее свойство материи представляет собой способность материального образования. Формы отражения у различных материальных объектов не одинаковы и зависят от способностей воздействующих на нее тел.

2.Уровни отражения.

Особой формой отражения, связанной с центральной нервной системой является психика, которая выступает в виде образа, воздействующего на организм явлений. Такой образ возникает в сознании вследствие образования того или иного условного рефлекса, благодаря которому организм человека реагирует на внешние раздражители (на нашу взаимосвязь с окружающей действительностью).

3.Специфика адаптации человека к природе и сознания.

Качественно новый способ адаптации сознания требует как качественно нового способа отражения к адаптируемой нашими потребностями средой, так и адаптирующей деятельности. В этом человеку помогает психика как форма отражения, присущая к внешней среде. На этом основании мы делаем вывод, что условием, при котором психика превращается в сознание является труд. Таким образом, можно сказать, что сознание определяется нами как специфически человеческий способ адаптации к окружающей среде не путем изменения внутреннего строения человека, а окружающей среды.

Еще одним уровнем адаптации устойчивых общностей людей – является язык. Формирование языка вносит существенные изменения в отражательную деятельность человека, посредством которого человек переходит к широким обобщениям, что, безусловно, способствует развитию качественно нового уровня отражения сознания.

4. Материальное и идеальное.

Сознание представляет собой одновременно и процесс отражения действительности, и продукт этого отражения – знание. Более того, понимание нами происходящего в окружающей действительности выступает в виде знания о нем. Именно знание обеспечивают человеку возможность ориентироваться в мире. Таким образом, характеризуя сознание человека как познавательную сферу, отметим следующие характеристики сознания:

- отражение действительности

- материальным субстратом сознания выступает человеческий мозг

- сознание реализуется в форме знаний

- сознание характеризуется целеполаганием

- сознание не только отражает объективный мир, но и творит его

- сознание является продуктом и предпосылкой человеческой адаптации к окружающей среде.

Согласно материалистическим представлениям – сознание вторично по отношению к материи. Как способ развития материи оно неразрывно связано с ней и не существует без нее.

Идеалисты утверждают, что сознание первично, а материя вторична, и идеально сознание выражается в том, что оно также взаимодействует с материей и не существует вне нее.

Таким образом, история познания представляет собой историю противопоставления двух полярных позиций:

- признает познаваемость мира (гносеологическая)

- отрицает познаваемость мира (агностическая)

Между этими полюсами находится скептицизм, который ставит любое знание под сомнение. Сегодня в познании окружающей дают о себе знать коллизии, которые носят скептический характер решения гносеологических проблем. Большую роль в решении этой проблемы помогает практика.

5. Практика как основа и цель познания. Диалектика процесса познания.

В конце 20 века резко усилилась роль проявления социального агностицизма, который утверждал, что если в сфере природы есть закономерности, которые могут быть познаны, то в социальной среде ни о каких законах познания не может быть и речи (Карл Поппер). Важным фактором, который помог философам найти решение этой проблемы, был практический опыт:

1) практика является источником познания. Это верный тезис, помогающий нам и индивидуально, и социально понимать то, что включено в нашу практику.

2) практика – цель познания. Все что мы с вами познаем, по крайней мере, на общественном уровне, существует для того, чтобы быть применено на практике.

3) практика – критерий познания. Познающий субъект всегда исходит из того, что жизнь покажет прав был он или нет. То есть, нет большего арбитра, чем практика. Практика не является чем-то застывшим, а находится в движении и является стимулом развития познания. Таким образом, мы делаем вывод, что развитие практики является стимулом развития познания. Но для того, чтобы установить зависимость различных явлений, нам необходимо состыковать их с теми знаниями, которые мы получили прежде. В результате чего мы пересматриваем наши представления в той или иной сфере знания.

6. Теория истины.

В теории познания вторым после практики ключевым понятием является понятие истины или кратко говоря познанным для субъекта является тот объект, в отношение которого можно сказать, что он обладает истиной. Истина – такое отражение объективной действительность в сознание человека, когда эта действительность отражается такой какой она существует независимо от человека.

Существует ли субъективное в истине? Да, но оно существует в форме ее выражения. Понятие истины отличается от правды. Истина представляет собой ничего готовое, она – процесс, где истина является результатом разнавительным антом, и ели познание движется в своем развитии то и истина также развивается. Изменчивость, подвижность истины связана с тем, что практика представляет собой единство абсолютного, следовательно, истина абсолютна и ничто кроме практики не может быть критерием познания.

Абсолютная истина – полное исчерпывающее знание о действительности, которое выступает лишь как цель научного знания.

Относительная истина – неполное знание, их незавершенность, это знание, содержание которого может быть уточнено или пересмотрено дальнейшим развитием науки.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные философские концепции | Экзистенциализм. Современная Западная философия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.