Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метафизический подход

Диалектический подход.

Исходит из того, что бытие претерпевает всевозможные изменения, т.е. с точки зрения диалектики, среди всевозможных изменений основными являются изменения, которые обозначают развитие - качественные изменения. Поэтому диалектику называют учением о развитии.

Диалектические законы раскрывают то, что собой представляет развитие.

«Закон единства и борьбы противоположностей» - раскрывает источник развития. Согласно этому закону, внутреннее противоречие является истинным развитием, что позволяет говорить о саморазвитии.

«Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений» - раскрывает механизм развития: развитие осуществляется в результате нарушения мер, т.е. таких состояний, когда изменение количества не приводит к изменению качества. Но как только мера разрушается, изменение количества приводит к возникновению нового качества.

«Закон отрицание отрицания» - указывает на направление развития. Суть диалектического отрицания заключается в том, что прежнее отрицание отрицается не полностью, отказываясь от тех моментов, которые перестают быть актуальными в настоящее время. Поэтому развитие, с точки зрения закона диалектического отрицания, осуществляется по спирали. Т.е. новое состояние повторяет старое, но на более высоком уровне. При этом следует учитывать, что изменение качественного состояния может идти в 2-х направлениях: как от низшего к высшему, так и наоборот. Поэтому развитие осуществляется в 2-х формах: прогресс и регресс.

С точки зрения метафизики, для всего сущего характерны лишь циклические изменения, связанные с количественными изменениями.

Понятие «бытие» конкретизируется также в таких онтологических категориях, как материя и сознание.

Категория материя – фундаментальная категория для метафизической философии, т.к. материя рассматривается как основа всего сущего. На протяжении многих веков материю сводили к веществу, к тому, что может быть описано физическими свойствами. И только на рубеже 19 – 20 веков, когда были сделаны такие открытия в естествознании, как открытие радиоактивности, электромагнитных полей, были разрушены представления о материи, как о веществе. Это время вошло в историю научных открытий как кризис естествознания. Философы стали утверждать, что материи не существует, что материя – это выдумка материалистов. И раз материи не существует, то исчезает предмет естествознания. Чтобы выйти из кризиса, Ленин в своем единственном философском произведении «Материализм и империя критицизма» пришел к выводу о том, что материи давали не философское определение, а рассматривали только ее физическое строение. Для философского определения нужно было выделить универсальный признак.

Философское определение материи:

Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях, которая копируется, отображается нашим сознанием, существуя независимо от него.

Дав философское определение материи, философы, разрабатывая категорию материя, опираются на современные данные философских наук и различают:

1. материю, как философскую категорию,

2. материю, как основу всего сущего от различных материальных преобразований – материя вечна!

Выделяют 3 основные метафизические системы:

1. органический мир

2. неорганический мир

3. человеческое общество.

Материя описывается посредством таких категорий, как движение, пространство и время.

С точки зрения диалектического материализма, движение – это способ существования материи, что означает, что материя не может существовать без движения, а движение без материи.

С точки зрения метафизики, материя может существовать без движения, т.е. основой всего является пассивная, неподвижная материя, которая нуждается во внешнем толчке для дальнейших своих изменений.

Если рассматривать движение как способ существования материи, то выделяют основные формы движения материи (основанием для каждой из таких форм является уровень организации материи):

1. механическая

2. физическая

3. химическая

4. биологическая

5. социальная.

Эта классификация была дана в 19 веке Энгельсом. В настоящее время эта классификация дополняется, но остается актуальной и по сей день.

Эти формы движения материи связаны между собой. И эта взаимосвязь определяется следующим законом: высшие формы движения материи, основываясь на низших, не сводятся к ним, а развиваются по своим собственным законам.

Этот закон позволяет проследить эволюцию материального мира и указать специфику различных материальных образований.

Нарушение этого закона приводит к редукционизму – сведение высших форм движения материи к низшим. Наиболее ярким проявлением редукционизма является механицизм. Суть заключается в том, что любые сложные материальные образования пытались определить законами механики. Даже человека рассматривали как некую машину.

С другой стороны, нарушение этого закона ведет к отрыву высших форм движения материи от низших. Тогда становится непонятным, как возникают высшие формы материи.

От естественных причин объяснения возникновения материи переходят к развитию идеалистических и религиозных концепций.

Материя характеризуется пространством и временем.

С точки зрения идеалистического материализма, нет ничего движущегося в пространстве, кроме материи.

С точки зрения метафизического материализма, пространство и время рассматриваются в отрыве от материи, как самостоятельно существующие.

С точки зрения объективного материализма, пространство и время не обладают объективным существованием.

Если рассматривать концепции, согласно которым пространство и время существуют, то все многообразие концепций можно свести к двум основным:

1. субстанциональная концепция пространства и времени

2. реляционная концепция пространства и времени.

Обе концепции своими корнями уходят в древность. Свое обоснование субстанциональная концепция получила, благодаря законам Ньютона, а реляционная концепция - благодаря теории относительности (20 век).

Субстанциональная концепция пространства и времени названа так потому, что пространство и время рассматривались, как самостоятельные, объективные, независимые от вещественного начала бытия.

Реляционная концепция рассматривает пространство и время как неотъемлемые внутренние аспекты материи, как всеобщие формы существования всех предметов, явлений, процессов.

Движение – способ существования материи.

Время, пространство – атрибуты.

Последняя онтологическая категория – сознание.

С точки зрения религиозной концепции, сознание есть результат божественного творения.

С точки зрения идеалистической философии, сознание – это основа всего сущего, поэтому оно не рождается, а существует всегда.

В материалистической философии появляется проблема возникновения материи.

С древности появляется концепция геозализма - природа изначально наделена сознанием и обладает способностью к ощущениям.

В рамках диалектического материализмаЛениным была разработана теория отражения. Материи присуще свойство, сходное с ощущением – отражение. Т.е. Ленин говорит о том, что отражение является всеобщим свойством материи. Но на разных уровнях организации материи отражение приобретает разные формы.

Отражение в неорганическом мире – это способность тела воспроизводить в своих структурах особенности взаимодействующих с ним других тел. В неорганическом мире отражение выступает в механической, физической и химической форме.

Примеры: деформация тел в результате их столкновения; эхо в горах; фотография – соответствие.

Более сложной формой отражения является биологическая форма. Простейшей формой является раздражимость – способность растений и одноклеточных животных реагировать на внешние раздражители. Более сложной формой является чувствительность – способность организма реагировать на внешние раздражители, которые не являются биологически важными, но сигнализируют о биологически важном.

В рамках биологической формы выделяют психическую форму, возникновение которой связано с формированием головного мозга.

Животные, опираясь не только на врожденные, но и на приобретенные инстинкты, наиболее адекватно реагируют на условия изменения окружающей среды.

Самая высшая форма отражения в действительности – сознание.

Таким образом, теория отражения позволяет увидеть эволюцию развития живых организмов вплоть до возникновения человеческого сознания. Теория отражения утверждает, что для возникновения человеческого сознания необходимы биологические и социальные предпосылки.

Сознание есть функция высокоорганизованной материи головного мозга. Носителем сознания является высокоорганизованная материя, при этом сознание идеально, т.е. отражает мир в идеальных образах. Идеальное сознание исключает любые физические характеристики.

Сознание – это субъективный образ объективного мира. (Эта точка зрения присуща большинству материалистов).

Так называемые «вульгарные» материалисты считали, что сознание по своей сути материально. Сознание – это сложное образование по своей структуре. Основным элементом является знание, кроме того, эмоции и воля. А ядро сознания составляет самосознание. Причем самосознание вырабатывается в чел-ке не сразу, в период от 2 до 3 лет ребенок узнает себя в зеркале, т.е. отличает себя от других людей. Самосознание определяется чрез самоконтроль и самооценку.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные проблемы онтологии | Основные проблемы социальной философии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.