Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Истинность фактов




Описание фактов

Истинность фактов

Проблема бесконечности мира

 

Применяя метод Витгенштейна, можно рассмотреть проблему бесконечности пространства.

 

Рассмотрим порождающий проблему вопрос, который может быть сформулирован так: имеет ли мир пространственные границы?

 

Мир - это абстрактные понятие, которое не имеет действительного образа, доступного нашему восприятию или представлению. Невозможно представить мир как целое. Тот же образ, который может возникнуть в связи с понятием мир, например, скопление галактик, это в действительности лишь образ части мира. Итак, мир может лишь отвлеченно мыслиться, но не представляться.

 

Употребление же понятий пространство, пространственная граница для описания мира связано с образным представлением. Вопрос «имеет ли мир пространственные границы?» принуждает нас отвечать так, как если бы мы отвечали о границах садового участка, страны или галактики, того, границы чего доступны образному восприятию и представлению.

 

Ставя и/или отвечая на вопрос о границе мира, мы связываем абстрактное понятие мир с образом как мы думаем этого мира, а на самом деле лишь его части. В результате мы пытаемся представить образ того, что образ не имеет (мир, а так же бесконечность и ничто). Отсюда и проистекает наше замешательство.


Тема 7. Философия истории: исторический факт

(Источник: Золотухина-Аболина. Страна Философия)

 

 

 

В советское время массовое сознание формировалось таким об­разом, что никакого сомнения в достоверности истори­ческих фактов, изложенным в учебниках, не возникало. С младших школьных классов детей целого ряда поко­лений обучали тому, что Октябрьская революция — это начало истинной истории человечества, конец эксплуа­таторского общества, что все деяния партии и ее лиде­ров были справедливы и благотворны, а если встреча­лись отступления от коммунистической нравственности, и то лишь потому, что новый путь труден, противоречив и тернист. В исторических книгах излагались — под­черкиваю! — факты прогрессивности, гуманизма и за­боты власти о народе, так же как факты героизма, эн­тузиазма и самоотверженности народа на пути к прек­расному новому будущему. А потом все перевернулось. И в небольшой исторический срок длиною в пять-шесть лет журналы, газеты, книги стали отрицать прежние факты и извлекать из исторических запасников факты

совершенно иного рода, или же так перетолковывать прежние события, что они наполнялись смыслом, пря­мо противоположным предыдущему. Именно тогда воз­никла горькая шутка о том, что Россия — страна с непредсказуемым прошлым.

 

Прежде всего, что означает само слово «историчес­кий факт»?

 

Исторический факт — реально произошедшее событие.

 

Однако, о существующем мы всегда узнаем с помощью своего восприятия, значит, факт — это то, что было кем-нибудь видено, слышано, пережито и опи­сано в словах.

 

Социально-исторические факты возникают пре­жде всего из живого свидетельства людей, непосредст­венно задействованных в события. Конечно, существу­ют и факты археологические, когда по предметным ос­танкам прошлого ученые восстанавливают какие-то осо­бенности культуры, например, характер технологии или детали быта, и все же свидетельствующий голос сов­ременника куда более важен, ибо дает объемную, раз­ностороннюю, собственно человеческую информацию. «Писаная история» с самого своего начала представлена через «голоса современников»: документы эпохи. Это могут быть приказы и письма, бухгалтерские книги и медицинские прописи, наконец, собственно историчес­кие тексты, ставящие своей целью запечатление теку­щих событий: летописи, хроники, мемуары.

 

Ученый-историк, если он изучает свой век, еще мо­жет опираться на собственный опыт и на впечатления людей старших поколений, условно говоря, «дедушек и бабушек». Однако тот, кто желает постигнуть былые эпохи, должен изыскивать прежде всего письменные источники, которые станут для него резервуаром фак­тов.

 

Говоря о факте, обычно подра­зумевают его истинность, то есть имеется в виду, что описание соответствует объективному положению дел, отображает историю такой, как она происходила, без лжи, обмана и искажений.

 

Казалось бы факты указывают: было некое событие или не было. Например, существовал ли Хорь Усама Йошкин? На первый взгляд кажется, что все очень просто, если «да», то «да», ес­ли «нет», то «нет». О том, что такой человек существо­вал, мы можем судить по его документам, по докумен­там, упоминающим его и по рассказам людей, знавших его лично. Однако не все так просто. Даже ныне живу­щий и здравствующий гражданин не всегда способен удовлетворить свою личность и доказать окружающим, что он — это он. Например, его документы утрачены в военных действиях (что происходит сейчас с сотнями и тысячами людей! (Нет ни паспорта, ни свидетельства о рождении, ни удостоверения, ни дипломов об образова­нии. Человек оказывается никто. Его личность под воп­росом. А вдруг он совсем не тот, за кого себя выдает? Разве так не бывало? На самом деле Петров, а гово­рит, что Йошкин. На самом деле аптекарь, а го­ворит, что автомеханик или наоборот. Попавший в подоб­ную переделку честный гражданин оказывается в весь­ма затруднительном положении, которое точно переда­ется старой формулой «Без бумажки ты букашка, а с бумажкой человек». Конечно, можно опереться на сви­детельства других людей, лично знакомых с тем, чью личность устанавливают, а если таких людей нет?

 

При исторических исследованиях мы сталкиваемся с ситуацией, когда все живые свидетели нередко умерли, а документы, удостоверяющие личность, тоже утрачены. Есть косвенные свидетельства, упоминания в разных ис­точниках, возможно, письменные воспоминания, порой — устная молва. Иногда история сохраняет только имя. В этом случае так и остается неясным: был ли человек на самом деле или существовал только миф о нем? Такова фигура Христа. Кроме того, не стоит забывать о разного рода мистификациях, на которые были большими мастерами наши предки. История литературы и искусства полна псевдонимов, за которыми скрываются неведомые ли­ца, розыгрышей и сознательного введения в заблужде-ние общественного сознания. До сих пор ведется, спор о том, существовали ли Шекспир. Из собственной исто­рии мы,знаем фигуру Козьмы Прудкова, за. которой стояла целая группа авторов-литераторов, а Франция XX породила Николя Бурбаки — собирательный псевдоним математиков-единомышленников.

 

Вспоми­нается один из эпизодов романа М. Горького «Жизнь Клима Самгина», В детстве главного героя один из его знакомых мальчиков, пробегая зимой по льду реки, проваливается в полынью и уходит под воду. Окружа­ющий народ суетится, пытается искать, сует в воду шест, и кто-то произносит недоверчивое: «А был ли мальчик? Может, мальчика-то и не было?» Клим в ужа­се, он хочет крикнуть «Был!» и не может. В аналогич­ную ситуацию нередко попадает историк, когда он за­дается вопросом «А был ли мальчик?»

 

Все сказанное касается не только личностей, но и любых событий, вплоть до крупных и значительных.

 

Исторические факты являются достаточно зыбкими не только в том смысле, что по поводу произошедшего можно сделать вид, будто его вовсе не было. Возможен и обратный процесс. Все та же русская литература рас­сказывает нам о поручике Киже — фантоме, возник­шем из описки чиновника и приобретшего статус онто­логической реалии. Киже «как бы есть», в связи с ним принимаются решения, которые можно применить толь­ко к реальному человеку, хотя на самом деле он не су­ществует, он — лишь порождение неряшливо оформ­ленного документа.

 

Возникновение Киже — случайность, а наша совре­менность буквально творит факты, которых на самом деле нет и не было, иногда творит их практически из ничего. (Здесь сразу возникают ассоциации со слоном, которого старательно раздувают из мухи. Как сказал сатирик: «Он делал из мухи слона и торговал слоно­вой костью»),

 

«Сотворение фактов» в наши дни стало делом средств массовой информации. Действительно, о том, что где-то совершилось какое-то событие, тем более претендующее на статус «исторического», мы узнаем из передач радио и телевидения. Порой возникновение «со­бытия» готовится заранее, массовое сознание «рыхлит­ся» для того, чтобы семена информации быстро взошли. В философии и методологии есть такой термин «эффект Эдипа» или самосбывающееся пророчество. Если днями и неделями по всем каналам телевидения на разные го­лоса рассказывать, что в определенном регионе страны со дня на день должна начаться война или массовые волнения, если красноречиво размышлять вслух, какие силы и по каким причинам готовят сие событие, то ско-реее всего в ближайшее время что-нибудь действитель­но разразится. На уровне бытового жаргона это назы­вается «подначивать». Одни обидятся, другие возмутят­ся, третьи поймут, что их поощряют, и беды не мино­вать. События и факты возникнут словно по заказу, на­меренно или бессознательно вызванные самой ворож­бой вокруг темы, ее муссированием, которое разжигает страсти и порождает проекты.

 

Впрочем, возможен и другой способ «создания фак­тов». Когда что-то случилось, можно выхватить одну сторону случившегося, опустив все остальные, и сделать из этой одной стороны «полнокровный факт». Напри­мер, человека ударили а он дал сдачи. Момент удара спускается, зато «сдачу», отснятую на кинопленку, мно­гократно крутят на экране, сопровождая причитанями о том, как ужасны ЭТИ (дальше можно перечислять и подставлять любое слово: коммунисты, анархисты, монархисты и т. д.) Для массового сознания становит­ся фактом, что такая-то группа людей плоха и амораль­на, потому что ее члены «дерутся». У французов есть ироничная поговорка: «О, это такое злое животное! Ког­да его бьют, оно кусается!»

 

Не проще обстоит дело с количественными фактами. В ходе реаль­ных событий далеко не всегда есть возможность сразу же зафиксировать, сколько именно людей в них участ­вовало, каковы количественные показатели, касающие­ся разных сторон жизни.

 

Даже, там, где количественные данные бесспорны и точны, нередко трудно понять, что они обозначают на самом деле. Здесь вспоминается старая шутка о том, что один волос на голове — это мало, а один волос в супе — это много.

 

Другая народная шутка: «Есть ложь малая, есть ложь большая и есть статистика». Деятельность профессионалов, спе­циально занимающихся количественной стороной со­циальной жизни, часто подчинена конъюнктуре, полити­ческому заказу. Одни данные утаиваются, другие рек­ламируются, третьи приуменьшаются, четвертые преуве­личиваются. О настоящих количественных данных во многих, случаях приходится судить, лишь сопоставив многие ко­свенные характеристики общества, проведя сложный и многоступенчатый анализ.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.