Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эвристические методы и принципы решения творческих задач

Лекция 8.05.12

1. Несколько слов о ПР, ИСР. Возникнув как научно-практическая проблема ПР в связи с нуждами построения и оптимизации автоматизированных систем управления в различных сферах народного хозяйства (промышленность, транспорт, строительство), и рассматриваемая первоначально лишь как раздел общей теории управления (К. Левин, Дж. Брунер, Ф. Фидлер, Ф. Тейлор, Ч. Бернар, Г. Саймон), проблема ПР постепенно приобрела самостоятельное значение. Это повлекло за собой выделение и разработку разных уровней и аспектов принятия решения – психологических и психофизиологических, нейрофизиологических, технических, кибернетических, социологических и т. д. В частности, проблема ПР стала теоретическим “стыком” целого ряда наук психологического, естественно-научного цикла, подключивших разные аспекты этой проблемы к решению кардинальных вопросов функциональной целесообразности и адаптивного поведения живых систем.

Традиционно принятой в общей психологии является теория принятия решения, исходящая из анализа функциональных признаков ПР как этапа психического процесса (селективный, эмоционально-волевой, сенсорно-перцептивный, рече-мыслительный, мотивационный и т.д.), обладающего свойствами психологического феномена с психологическими или психофизиологическими характеристиками, служащими внутренним условием принятия решения (У. Джемс, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, В.Ф. Петренко, В.В. Столин, O.K. Тихомиров и др.).

Довольно новый подход ПР исходит из культурно-исторической и структурно-деятельностной парадигмы. Работы В.П. Зинченко и Г.М. Зараковского, Ю. Козелецкого, В.В. Дружинина и Д.С. Конторова, В.И., Г.Н. Солнцевой, А.В. Карпова, Т.И. Корниловой и др.) – стали тем научным основанием, на котором возникло и развивается это мощное направление современных исследований ПР.

Самостоятельное направление исследования экономической модели ПР - модель ожидаемой полезности (МОП), раскрывающая виды выбора в задачах с возможностью вероятных выигрышей и проигрышей, поведенческие паттерны, принципы субъективно ожидаемой ценности-полезности (Д. Барнаулли и П. Лаплас, Дж. Фон Нейман и О. Моргенштерн, В. Эдвардс, А. Тверски и Д. Канеман, Т. Батлер, K.I. Arrou, H. Brand, W.J. Core, M. Cumming). Именно в рамках данного направления впервые возникает и развивается теория Дж. Фон Неймана и О. Моргенштерна для рациональности поведения в условиях риска (1950).

Прогрессивными являются модели ПР, реализующие операциональный подход, где ориентировка в условии задачи была связана с построением образа ситуации при ПР (Б.К. Анохин, О.И. Ларичев). Задача изучения этих процессов имеет важное прикладное значение, особенно для педагогики. Все больше данных современных психологических исследований говорят о том, что знания нельзя просто «передать», необходимо, чтобы обучаемый овладел ими (В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков, M.A. Холодная, и др.). В связи с этим особую значимость приобретают сегодня исследования, посвященные механизмам становления, «рождения» образа ситуации, пространственно-предметного или смыслового мира человека.

Важно подчеркнуть – для психологии человека актуальна объективация интеграционных процессов ПР, имеющих системно-структурное многоуровневое строение, детерминированных индивидуальными стратегиями решения (А.Ф. Лазурский, В.С. Мерлин, Е.А. Климов, Т.И. Корнилова). Заинтересованность представителей различных областей научного знания в разработке теории ИСР, с одной стороны, создает определенные трудности, так как в каждой науке формируются свои специфические подходы к проблеме, используются различные языки, понятийные аппараты и методы исследования. С другой стороны, это создает благоприятные условия для плодотворных научных исследований и применения их на практике.

Отсюда более широкое понимание ИС. ИС – это устойчивая интегральная многоуровневая система гармонично сочетающихся социально-психологических и природных черт, приемов и способов решения задач, - необходимая для деятельности и социально-культурной жизни человека, позволяющая достигать желаемого и согласовывать свои действия в отношениях с внешним миром.

2. Всякая продуктивная деятельность человека, в сущности, является творчеством. Творчество зависит от глубины знаний, опыта, интуиции, умения видеть тенденции развития вопроса исследования.

Метод - это система правил, то есть описания того, как нужно действовать и что нужно делать в процессе решения задач определенного класса. Если все известные методы решения творческих задач разделить по признаку доминирования логических эвристических (интуитивных) процедур, то можно выделить:

а) логические методы – это методы, в которых преобладают логические правила анализа, сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т.д.;

б) эвристические методы – это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности решающего, стимулирующие его интуитивное мышление в процессе решения, генерирование новых идей; на этой основе существенно повышающие эффективность решения определенного класса задач.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Примеры выполнения и крепления сопряжений выработок | Методы РТЗ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.