Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценовая дискриминация

Объема производства.

 

P1AQ1O - валовой доход от реализации Q1 объема продаж

P2AQ2O – валовой доход от реализации Q2 объема продаж.

 

С увеличением объема производства с Q1 до Q2 валовой доход увеличивается на величину площади ЕВQ2 Q1 и одновременно уменьшается на P1AЕР2.

Ценовой дискриминацией называют продажу по разным ценам одной и той же продукции, изготовленной одним производителем (с одинаковыми затратами) разным покупателям.

Термин «дискриминация» от лат. различение используется в этом смысле для того, чтобы не смешивать обозначаемое им явление с дифференциацией цен в зависимости от качества товаров или услуги, например: по сортам, типоразмерам, содержанию полезных веществ или примесей, срочности, гарантии и т.п.

В условиях совершенной конкуренции ценовая дискриминация не возможна. Взаимодействие покупателей и продавцов на конкурентном рынке приводит к образованию единой рыночной цены для любого однородного товара. Она возможна лишь при отсутствии совершенной конкуренции. Для осуществления ценовой дискриминации необходимо выполнение трех условий:

1. фирма должна обладать некоторой монопольной властью;

2. покупателей и продавцов легко идентифицировать. У фирмы должна быть возможность идентифицировать на своем рынке либо покупателей с различными резервными ценами, либо сегмента рынка с разными эластичностями спроса, причем эластичность спроса для монополии по цене у различных покупателей должна быть существенно разной:

- если MR > 0, спрос эластичен;

- если MR = 0 ЕD = 1, общий доход максимален;

- если MR < 0, спрос неэластичен.

3. товар или услуга, в отношении которых осуществляется ценовая дискриминация не может перепродаваться покупателями одного рынка, покупателям другого. Свободное перемещение товаров с «дешевого» рынка на «дорогой» приведет к образованию одной цены, сделает ценовую дискриминацию невозможной.

Наиболее благоприятные условия для проведения ценовой дискриминации имеются в сфере услуг, т.к. они не могут перепродаваться.

В сфере материального производства ценовая дискриминация (ЦД) легко осуществима тогда, когда различные рынки отделены друг от друга географически или посредством тарифных барьеров, так что переправка товара с дешевого рынка на дорогой рынок связана с большими расходами.

Классическое определение теории ценовой дискриминации дал А. Пигу в начале 20 века. Он же отметил, что существует три типа или степени ЦД проводимой монополистами:

1) Совершенная ЦД или дискриминация первой степени, имеет место в том случае, если на каждую единицу однородного товара устанавливается своя цена, равная цене её спроса, и весь излишек покупателя присваивается монополистам. В чистом виде совершенная ЦД невозможна. Приближение к ней возможно в условиях индивидуального производства, когда каждая единица продукции выпускается по заказу конкретного потребителя, а цены устанавливаются по договорам заказчика. Пример: выпуск автомобилей «роллс-ройс», каждый автомобиль делается по определенному заказу.

2) Поскольку осуществление ЦД первой степени на практике удается редко, монополия чаще продает по разным ценам не каждую единицу продукции, а определенные партии, в соответствии с одной и той же кривой спроса. Таким образом, осуществляется ЦД второй степени. На рынке она часто принимает форму различного рода скидок. Например: чем выше объем поставки, тем больше предоставляемая скидка по цене, сезонный билет на ж/д относительно дешевле разовых билетов и т.д. Проведение ЦД позволяет монополии с одной стороны получить больше прибыли, а с другой – сохранить на рынке потребителей с низкой покупательной способностью.

3) ЦД третей степени отличается тем, что за основу её принимается не различие цен, а разделение самих покупателей на группы с различными функциями спроса (сегментация рынка). В этом случае задача монополиста установить такие цены для каждой группы покупателей, которые максимизируют общую прибыль. Например: в Росси гостиничные тарифы для иностранцев значительно выше, чем для российских граждан. Различия стоимости подписки на специализированные журналы для индивидуальных подписчиков и организаций, или различные цены в музеи, кинотеатры для пенсионеров, студентов и т.д.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кривая спроса на продукцию монополиста | Естественная монополия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.