Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Теория потребительского поведения

 

1. Полезность и два подхода к её определению

В рыночной экономике острой проблемой становится реализация продукции (как продать?). Поэтому в микроэкономике особое место принадлежит теории потребительского поведения. Эта теория призвана ответить на вопросы: каким образом покупатель осуществляет свой выбор? чем он руководствуется? Во-первых, покупателю свойственна свобода выбора (выбирает он); во-вторых, теория потребительского поведения исходит из посылки рационального поведения потребителя, т.е. стремления потребителя получить больший эффект от своего выбора при покупке товара. Покупатель приобретает товары и услуги для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Эффект, который возникает от удовлетворения потребностей, называется полезностью. Экономическое понятие полезности нельзя смешивать с физиологическим. Все то, что приносит эффект полезно.

В экономической науке есть два подхода к полезности: кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый). Количественный подход заключается в том, что предполагается количественная мера полезности (сколько). Поэтому ввели гипотетическую количественную величину utility - полезность - ютиль (ютил). Может измеряться как общая полезность - TU (total utility), так и предельная - MU (margimal utility). Общая полезность - потребительский эффект, который приносит данное количество товаров (например, общая полезность пяти килограммов яблок). Предельная полезность - потребительский эффект, который приносит последняя единица данного продукта.

По мере насыщения потребности в том или ином товаре предельная полезность снижается (например, мороженого в жаркий день). Закон понижения предельной полезности называется Iым законом Госсена: по мере насыщения полезности в том или ином благе его полезность снижается.

Потребитель осуществляет свой выбор, сопоставляя полезности с ценами. Рациональное поведение потребителя заключается в том, чтобы на каждый затраченный рубль получить возможно больший потребительский эффект. Правило максимизации полезности (условие равновесия потребителя) можно выразить с помощью следующей формулы:

,

где MU1, MU2, MU3, Mun - предельные полезности 1, 2, 3, n-го товаров;

Р1, Р2, Р3, Рn - цены 1,2,3, n-го товаров;

l - предельная полезность денег.

Эта формула выражает IIой закон Госсена: на последнюю единицу денег покупателю безразлично, что покупать.

Например, имеется два продукта - помидоры (х) и огурцы (y), из которых покупатель должен сделать выбор. Их цены соответственно Рх = 3, Рy = 2. Предположим, дана общая полезность каждого товара. Вычислим предельную полезность и отношение ее к цене и заполним таблицу 2.

Таблица 2

Коли-   Товар х     Товар y  
чество tux mux mux/px tuy muy muy/py
             
             
             
             

 

Из таблицы видно, что наивысшая предельная полезность, отнесенная к единице цены, у помидоров. Поэтому сначала покупаем 1 кг помидоров. По той же причине покупаем и 2-ой кг помидоров. А вот при третьей покупке нам безразлично, что покупать - помидоры или огурцы - так как их предельная полезность на 1 рубль одинакова.

 

Кардиналистский подход к определению полезности, представленный в работах У. Джевонса, К. Менгера, Л. Вальраса, ущербен тем, что не имеет возможности дать определенную количественную меру этим ютилям. Оценка полезности для каждого покупателя субъективна.

На рубеже XVIII - XIX вв кардиналистский подход испытал кризис. Ему на смену пришел ординалистский подход (работы Р. Аллена и Дж. Хикса). Суть их теории заключалась в том, что не надо искать количественную меру каждой полезности, а надо изучать предпочтения потребителями одного набора продуктов другому. Такой подход открыл широкое пространство для математического моделирования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Логическая модель представления знаний | Кривые безразличия. Предельная норма замещения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.