Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке




В РФ гарантируются поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, не допускается экономиче­ская деятельность, направленная на монополизацию и не­добросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ). В ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрен свод правил, обеспечивающих поддержку конкуренции как глав­ной движущей силы рынка и подавляющих монополи­стических тенденций в борьбе за получение прибыли в обход нормальных рыночных взаимоотношений сторон.

Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъек­тов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого из них односторонне воздейство­вать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Доминирующее положение на товарном рынке — поло­жение хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйству­ющих субъектов) на рынке определенного товара, даю­щее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, действия, запрещенные антимоно­польным законодательством на соответствующем рынке.

1. Исключительность положения хозяйствующего субъ­екта в том, что он сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара.

2. Особое поведение господствующего на рынке субъ­екта и использование доминирующего положения в сво­их интересах: назначение продавцом - монополистом цен, исходя из собственных издержек производства, намеча­емых соотношением прибыли и спроса.

Явление, способствующее несправедливому перераспределению дохода от потребителей к монополисти­ческой фирме за счет установления монопольных цен.

4. Исключительное право. Оно может предоставлять­ся государством одному или нескольким субъектам на осуществление определенной деятельности.

Монополия может возникнуть на рынке в силу раз­личных обстоятельств. Исходя из этого, выделяют три основных вида монополий:

1) при временной монополии один хозяйствующий субъект на определенный период становится единственным поставщиком товара (предприятие, впервые предложившее потребителю совершенно новую продукцию);

2) государственная монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений и в основном носит фискальный характер (например, государственная монополия на импорт или экспорт отдельных видов товаров);

3) естественная монополия — сфера экономики, эф­фективно функционирующая только в том случае, когда
на рынке присутствует лишь один хозяйствующий субъ­ект (например, железнодорожные перевозки).

Естественная монополия существует, когда эффект масштаба настолько велик, что один хозяйствующий субъект может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки, чем были бы издержки у ряда конкурирующих с ним хозяйствующих субъектов (предприятия электро-, водо- и газоснабжения, телефонная служба).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.