Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема массовой культуры




Борьба Аполлона и Диониса

Фридрих Ницше исследовал в своей работе «Рождение трагедии духа музыки» древнегреческую культуру и пришел в выводу, что ее основу составляет борьба между двумя культамикультом бога Аполлона и культом бога Диониса.

Культ Аполлона — это культ светлого, меры и соразмерности, разума и науки (Аполлон - покровитель искусств и наук). Типичные образцы светлого, жизнерадостного аполлоновского искусства - гомеровские «Илиада» и «Одиссея».

Культ Диониса — это культ темный, культ самой земли, культ плодородия, вина и опьянения, культ половой любви. Греки чествовали Диониса в дни сбора винограда, устраивали по ночам настоящие оргии, так называемые мистерии, в едином экстазе пели гимны, из которых возникли первые греческие трагедии.

Вся греческая культура — это союз, заключенный между двумя враждебными и друг другу необходимыми силами. Аполлон — это блестящая форма, талант, необходимый каждому художнику для выражения своих мыслей и чувств. Но откуда приходят мысли и чувства? Только из прозрений художника в бездонную глубину своей души, только из тех пугающих и ужасающих бездн, которые вдруг открылись ему.

Евро­пейская культура, сетовал Ницше, страдает ослаблением дионисийского начала. Всё — и философия, и наука, и искусство — сведено к набору рациональных правил, методов, приемов. Дионисийское мироощущение или загнано в подполье, или вообще исчезло.

Без дионисийской стороны нашей души всякая культура теряет свой здоровый творческий характер. Нет восторгов и «священных» ужасов, нет мифической основы культуры — и она засыхает, становится скучной, банальной, не способ­ной к великим свершениям. Остается только абстрактное воспитание, абстрактные нравы, абстрактное государство.

Культура – это гармония аполлоновского и дионисийского начал

В XX веке возникает удивительный феномен - массовая культура. Чтобы стоять на уровне высоких достижений культуры, нужно очень много работать над собой. Большинство лю­дей много работать не хочет, и ничуть этим не огорчены. Они прекрасно приспособились к современной жизни благодаря наличию массовой культуры.

Возьмем для примера такую форму духовной культуры как науку. В современной науке открытия делают несколько человек. Но эти открытия могут быть использованы каждым. Сейчас необязательно иметь талант в науке, достаточно усвоить технику научно-исследовательского труда, методи­ку проведения и описания экспериментов - и можно делать небольшие открытия, писать книги, защищать диссертации. Но это все — «массовые» ученые.

Сегодня необязательно иметь поэтический талант — часто доста­точно овладеть техникой стихосложения (имея, конечно, некоторый уровень поэтической культуры и слух) - и можно писать неплохие стихи, издавать книги. Основную массу профессиональных литераторов составляют «массовые» писатели и «массовые» поэты.

Массовая культура имеет и положительные стороны: не надо знать основ кибернетики, чтобы работать на компьютере, надо только знать, в каком порядке нажимать кнопки. Массовая культура экономит время и энергию людей. Массовая культура развлекает и отвлекает. Но одновременно она избавляет нас от необходимости думать. Достаточно овладеть техникой, технологией действий — и можно быть преуспевающим человеком. Современный художник, владеющей техникой живописи, может нарисовать такую копию картины Рембрандта, что только эксперты отличат ее от оригинала. Но людьми ценится отнюдь не только техника, не мастерское копирование, а оригинальное видение.

Еще Л. Толстой в начале XX века писал по этому поводу: «Техника в наше время во всех родах искусства доведена до совершенства. Но это еще не все, что нужно искусству... Возьмите Достоевского. По своей технике он вне всякой критики. Но он не только нам, русским, — всей Европе открыл целый новый мир».

Массовая культура – явление технологичного XX века




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.