Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Теории форм правления




 

Категории для изучения государства. Поскольку государство является сложнейшей системой, при изучении оно структурируется на множество разнообразных компонентов, характеризующих многочисленные стороны и аспекты его организации и функционирования. В современном государствоведении утвердились некоторые важные категории. Выше уже были изложены теории политогенеза и государства. Активно изучается проблематика признаков государства. К ним, как правило, относят территориальную организацию населения; особую организацию публичной политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов, которые управляют обществом; организацию общественной жизни на основе права; государственный суверенитет; систему принудительного взимания налогов и т.д. Рассматривается вопрос о функциях государства, под которыми понимаются основные направления деятельности государства, выражающие его сущность и социальное назначение, цели и задачи по управлению обществом. Необходимо различать функции государства в целом и государственных органов, которые по своему объему меньше, а по содержанию предметнее. Существуют различные типологии функций. Например, на основании критерия причин возникновения выделяются функции классовые, общесоциальные, национальные, генеральные и т.д. По продолжительности существования: постоянные и временные, по степени значимости: основные, производные, по степени пространственного воздействия: общегосударственные, региональные, местные. По сферам реализации общезначимых целей функции государства подразделяют на внутренние (экономические, социальные, политические, правовые, культурно – воспитательные) и внешние (защиты государственного суверенитета, сотрудничества с другими государствами и международными организациями).

Одним из методов познания государства является типология, с помощью которой выясняются сложные связи и зависимости между основополагающими сферами общества и формулируются особые классификационные ряды – типы. В рамках формационного подхода в зависимости от выделения формаций в развитии общества, выделяются следующие типы государств: рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические, азиатские (при выделении особой азиатской формации) и т.д. В контексте цивилизационного подхода классификация государств зависит от отнесения их к культурно – цивилизационным типам (западным, восточным и более конкретным). В соответствии с теориями постиндустриализма можно выделить доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные типы государства. Интересную типологию цивилизаций и соответственно типов государств предложили российские ученые С.Д.Валентей и Л.И.Нестеров. Они выделили три типа цивилизаций: общинный, гражданский тип и современное общество. При изучении современных государств выделяются такие его типы, как правовое и социальное государство.

Все государства функционируют по определенным правилам и обладают сложной внутренней структурой. Эффективность государства всецело зависит от целенаправленных и слаженных действий его механизма. Механизм государства трактуется очень широко, как всеохватывающая система управления (властвования). В рамках концепта «механизм государства» изучается проблематика системы государственных органов, природы власти, разделения и соединения властей, ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной, нетипичных ветвей), местного управления и т.д.

Важной для изучения государства является такая категория, как форма государства. Несомненно ее методологическое значение, особенно в контексте пары понятий: форма и содержание. Любая сущность должна быть оформлена и проявляется через свою форму. И. Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности. Именно исследование форм государства было магистральным в истории политической мысли, начиная с древнегреческой философии. Платон отводил форме определяющую активную роль в развитии государства. Его идея государства неотделима от формы. Форма у Аристотеля пользуется приоритетом перед содержанием. «Forma dat esse rei – форма дает бытие вещам», - такова формула римских юристов. Осмысление и понимание формы весьма сложно. По этому поводу Гете мудро заметил: «Содержание чувствуют все, сущность понимают немногие, форму понимают единицы».

Государство представляет собой особую форму организации политической власти, которая имеет определенное устройство. Форма государства – это совокупность способов организации, устройства и реализации государственной власти. При более широкой трактовке форма государства определяется, как комплексный институт, включающий в себя внутренне согласованную систему норм, регулирующих в их единстве структуру и взаимоотношения основных органов государства, территориально – политическое устройство, методы деятельности государственного аппарата и формы обратной связи с населением. Количество элементов формы государства определяется по – разному в зависимости от научных трактовок. Ряд западных ученых (Ж.-П.Жакке, Ф.Ардан) придерживаются двухзвенной структуры: форма правления и форма государственного устройства. Отечественные и российские политологи и юристы выделяют три элемента формы государства: форма правления, форма территориально – государственного устройства, форма политического режима.

Классификация форм государства. Известный российский государствовед В.Е.Чиркин предложил классификацию форм государства на основании критерия механизма реализации власти.

Монократическая государственная форма характеризуется высочайшей степенью централизации власти в руках одного лица или государственного органа. При монократической форме существует одна обязательная идеология, происходит огосударствление экономики и жизни общества в целом, государственная власть приобретает элитарный характер. Подобными характеристиками обладают те государства, которые возникают в экстремальной ситуации (революции, распад прежней политической системы). Кроме того, эта форма утверждается при слабости среднего класса, демократических политических традиций, когда какая – либо общность, например, слой буржуазии или военщины в Азии или Африке, партийная государственная номенклатура могут узурпировать государственную власть и установить тоталитарный политический режим. Монократическая форма государства в зависимости от конкретных социально – политических условий может существовать в нескольких вариантах: теократии, фашистских, социалистических, военных тоталитарных режимов.

Сегментарная форма государства характеризуется определенным разделением властей, не имеющим, однако, четкого правового закрепления. Как отмечает В.Е.Чиркин, «данная форма государства предполагает известное разделение ролей по управлению между разными институтами государства. Всегда существует конституция и парламент, в республике – избираемый президент, в монархии – ограниченный в правах монарх. Устанавливается частичная автономия определенных административно – территориальных и иных единиц (обычно есть выборные местные органы, хотя выборы осуществляются под контролем назначенных государством должностных лиц). Однако при данной форме нет «баланса» властей, системы сдержек и противовесов». Для сегментарной формы государства характерны решающая роль в управлении первого лица в государстве – монарха или президента; доминирование авторитарных методов управления, ограниченно – соревновательный характер политической системы. Такая форма, как правило, соответствует авторитарным политическим режимам.

Поликратическая государственная форма характеризуется наличием нескольких центров власти и эффективной системой сдержек и противовесов. В ней преобладают демократические методы управления, гармоничные примирительные взаимоотношения государства и гражданского общества, развитое местное управление. Эта форма соответствует демократическим политическим режимам.

 

Формы правления. Форма правления – это первый элемент формы государства. Квинтэссенцией многочисленных определений форм правления является то, что это способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений между ее органами, степень участия населения в их формировании. В узком смысле форма правления – это характеристика формального источника поста главы государства. Форма правления закрепляется в конституциях стран. Существуют две основные формы правления – монархия и республика. В монархиях источником власти и главой государства является монарх (от греческого «моно» - один и «архэ» - власть – власть одного, единовластие). В республиках источником власти является народ, который избирает главу государства - президента. Слово «республика» происходит от лат. слов res (дело) и publica (общее, публичное), что означает – общее дело избрать президента и сформировать органы государственной власти.

Существует множество видов и монархий и республик, более того в каждой конкретной стране они обладают уникальными, неповторимыми чертами.

В монархиях верховная власть принадлежит одному лицу – монарху, который, как правило, получает власть по наследству, на основании традиций, обычаев или законов о престолонаследии. Поэтому для монархий очень важна система наследования. Выделяется несколько систем наследования в монархических странах:

салическая система допускает наследование престола только мужчинами (Франция при «старом режиме»);

кастильская система предусматривает возможность наследования престола женщиной в случае отсутствия у монарха сыновей (Испания);

австрийская система предоставляет женщине право наследовать престол при отсутствии мужчин во всех поколениях правящей династии (Австрия и Австро – Венгрия);

шведская система позволяет женщине наследовать престол на равных основаниях с мужчинами (Дания, Норвегия, Швеция);

мусульманская система предполагает, что престол наследуется правящей семьей в целом, которая сама избирает монарха из своей среды (Саудовская Аравия);

племенная система предполагает, что монарх выступает в качестве верховного вождя племени, а его наследника определяет племенной совет (Лесото, Свазиленд).

Для монархической формы правления характерны следующие черты: монарх персонифицирует собой государство, на правах личной собственности существует дворцовое хозяйство, власти присущи следующие характеристики – святость, наследственность, бессрочность и пожизненность; монарх свободен от юридической ответственности за принимаемые решения. Единоличность или неединоличность правления, ограниченного конституцией и представительными органами власти, выступают определяющими признаками двух основных видов монархии: абсолютной и ограниченной. Если в абсолютной монархии единственным субъектом суверенитета выступает монарх, то в ограниченной монархии суверенитетом обладают два субъекта одновременно – монарх и народ. Границы суверенитета каждого из них определяют нормы государственного права и конституции. Неслучайно ограниченные монархии часто называют конституционными. В современном мире ограниченные монархии выступают в двух видах: дуалистические и парламентские.

Дуалистическая монархия – это государство, в котором верховная власть монарха ограничена представительным органом. При этом полномочия монарха в сфере управления весьма широки, а парламент обладает достаточно узкими правомочиями и не вправе по своей инициативе принимать законы, при этом монарх обладает правом вето, судебными правомочиями, может распускать парламент. Дуалистические монархии существуют в Иордании, Марокко.

Парламентская монархия – это такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит наследственному главе государства номинально, а фактическое управление осуществляется правительством и парламентом по типу парламентской республики. Парламентскими монархиями сегодня являются Великобритания, Испания, Норвегия, Швеция, Дания, Нидерланды, Бельгия, Япония.

Пройдя длительный путь от полиса к современности республиканская форма правления является самой распространенной в современном мире. В республике существует выборный единоличный или коллегиальный глава государства, закреплен принцип выборности на определенный срок главы государства и иных высших органов государственной власти, юридическая ответственность главы государства в форме импичмента, обязательность решений верховной власти для нижестоящих органов управления, наличие взаимных прав и обязанностей государства и граждан. Республиканизм является своеобразной идеологией, рационально объясняющей осуществление власти по воле народа. Существует несколько видов республиканских форм правления. Основные из них: парламентская, президентская и смешанная республики, с различными подвидами внутри себя.

Парламентская республика. Если в парламентской монархии главой государства является ограниченный в своем правлении монарх, то в парламентских республиках - президент, избираемый не прямыми всенародными выборами, а косвенными выборами парламентом, или иным созываемым по этому случаю органом. Полномочия главы государства невелики и являются в основном представительскими. Это символ нации и государства. Главное звено государственного механизма – парламент, который формирует правительство из победившей партии или партийной коалиции. Глава победившей партии или коалиции становится премьер – министром. Правительство ответственно перед парламентом и в случае объявления ему, или одному из министров (в случае коллегиальности) вотума недоверия уходит в отставку. Правительство может досрочно распустить парламент (нижнюю его палату). Так функционирует симметричная система сдержек и противовесов. Парламентская форма правления действует во многих европейских республиках: Италии, ФРГ, Чехии, Латвии, Эстонии и др., в Индии.

Президентская республика. Президентской может быть только республика. Президент, за редким исключением, избирается всенародными выборами. Важнейшей чертой президентской республики является четкое разделение власти между президентом и парламентом. Президент практически всегда одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти, в целом олицетворяя собой исполнительную власть, тогда как парламент осуществляет законодательную власть. Часто президент не имеет даже права законодательной инициативы. В основном президентская форма правления не предполагает поста премьер – министра. Президент назначает правительство, причем делает это либо вообще без участия парламента, либо с минимальным его участием. Правительство, назначенное президентом, не ответственно перед парламентом, парламент не имеет права объявлять вотум недоверия правительству. Также парламент не имеет права отправить в отставку президента, кроме как ходатайствовать об особом суде над ним – импичменте. Президент не имеет права досрочного роспуска парламента. Президент и парламент играют каждый на своем поле. Система сдержек и противовесов выстраивается следующим образом: возможность импичмента над президентом уравновешивается президентским правом «вето» на закон. Четкие сроки избрания президента и парламента также рассматриваются своеобразными сдержками и противовесами. Первоначально президентская форма правления сформировалась в США, которые и рассматриваются в качестве классической президентской республики. Президентская форма сложилась в ряде латиноамериканских стран: Мексике, Колумбии, Венесуэле, в некоторых странах Азии и Африки: Египте, Филиппинах и др. Поэтому выделяются несколько моделей президентской формы правления, например, американская, латиноамериканская, афро – азиатская, коммунистическая. В латиноамериканской модели президент обладает достаточно сильными полномочиями, например, в федерациях может вводить прямое управление субъектом федерации из центра, управляет на фоне повышенной политической активности армии, склонной к военным переворотам. Президенты, порой сами организовывали или участвовали в военных переворотах. Афро – азиатская модель президентской республики обладает наиболее ярко выраженными авторитарными чертами. Многие азиатские и африканские государства не отличаются стабильностью, что только усиливает деспотические устремления правящей верхушки. При этом президентские режимы достаточно часто выступают единственным организатором эффективной государственности. При коммунистической модели институт президентства является формальным продолжением единолично правящей партии (феномен партия – государство).

Смешанная республика. Равнозначны названия: полупрезидентская, полупарламентская, президентско – парламентская формы правления. Смешанными, как и президентскими, могут быть только республики. От президентской республики в смешанной форме правления присутствует такая характерная черта как всенародные выборы президента и его огромная роль в осуществлении внутренней и внешней политики. От парламентской республики, то, что правительство формируется победившими в парламенте партиями. Правительство возглавляется не президентом, а премьер – министром. Кстати, они могут быть представителями разных политических партий, что создает особую напряженность в их взаимодействии («политическое сожительство или сосуществование» по французской терминологии). Главной особенностью смешанной формы правления является то, что президент выводится из системы властей, становясь своеобразным арбитром между ними. Тем самым его властные полномочия резко усиливаются. Президент может досрочно распустить парламент. Он играет важную роль в назначении премьер – министра, но с учетом парламентского расклада сил. Объявить же вотум недоверия президенту и досрочно отправить его в отставку не имеет права ни парламент, ни правительство. Впервые смешанная форма правления сформировалась в Пятой республике во Франции. К смешанным республикам относят Финляндию, Португалию, Польшу, Словакию, Македонию, многие республики СНГ, включая Россию и т.д. На основании определенных критериев политологи формулируют различные виды смешанных форм правления. Эти авторские типологии пока не имеют широкого распространения.

В мире также существуют особые нетипичные формы правления, сочетающие в себе черты монархии и республики. Государств с подобной моделью властвования немного. Это - Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ).

В Малайзии существует конституционная выборная монархия. Во главе государства стоит монарх, или Верховный правитель (Янг-ди-Пертуан-Агонг). Его на специальной Конференции правителей (Меджлис Раджа) сроком на 5 лет выбирают наследственные султаны семи штатов – султанатов. В целом же Малайзия является федерацией 13 штатов. Штаты – не султанаты управляются назначаемыми губернаторами. Двое из них также принимают участие в Конференции правителей. Верховный правитель в основном выполняет представительские функции.

Об Объединенных Арабских Эмиратах в справочниках можно прочитать парадоксальные сведения: по форме правления это государство является абсолютной монархией, но главой государства является президент. Согласно конституции ОАЭ глава государства – президент - избирается Высшим советом эмиров сроком на 5 лет с правом переизбрания. С 1971 г. – со времени обретения независимости – по 2004 г. на посту президента находился правитель эмирата Абу – Даби шейх аль Нахайян Заид Бен Султан, после смерти – его старший сын. Президент обладает огромными полномочиями. Но при этом верховным органом власти, принимающим окончательные решения по любым вопросам считается Высший совет эмиров.

К нетипичным формам правления можно отнести и различные временные (переходные) системы властвования. При таких системах, как правило, отсутствует законный глава государства, правовой механизм ответственности лидера за свои действия, население отстранено от управления своей страной. Разновидностями нетипичных форм правления могут выступать правление политической организации, коллегиального органа, образуемого после государственного переворота, политического лидера, лидера совместно с законодательным органом (дуалистическое правление) и т.д.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.