Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы. 1. Приоритет прав и свобод человека

1. Приоритет прав и свобод человека. Закрепленные в 2 главе принципы, подтверждают признание Россией требований общепринятых норм международные права:

1) Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года.

2) Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных прав человека» от 19 декабря 1966 года.

3) Международный пакт «О гражданских и политических правах» от 19 декабря 1996.

Все три документа именуются «Хартия прав и свобод человека». Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина – обязанность государства, но это не ограничивает ответственность человека перед государством. Признание – закрепление в Конституции всего объема прав и свобод. Соблюдение – а) требование государственных органов воздержаться от совершения действий, нарушающих права и свободы; б) создание условий, необходимых для реализации прав человека. Защита – предусматривает действие административных и судебных органов по восстановлению нарушенного права. В последнее время обсуждается процесс становления норм и принципов, регулирующих права и обязанности народов.

2. Принцип государственного суверенитета.

Суверенитет – свойство государства, независимо от власти другого государства самостоятельно осуществлять свои функции на своей территории и на международной арене. Закреплен в Декларации от 12.06.90 года «О государственном суверенитете РФ». Суверенитет проявляется в верховенстве, единстве и независимости государственной власти.

Принципы:

1) Верховенство

2) Единство

3) Независимость

Верховенство выражается в том, что именно она определяет весь строй правовой системы в стране, т.е. права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц (ч.2 ст.4 Конституции).

Независимость обозначает самостоятельное государство на международной арене, возможность вступать в союзы с другими государствами, заключать договоры, право гос-ва передавать часть полномочий межгосударственным объединениям (Ст.79).

Единство выражается в том, что не смотря на полномочия государственной власти, политика является единой (ст.10-11 Конституции).

3. Принципы федерализма.

Закреплен в названии государства. Федерация на деле позволяет осуществить самоопределение этнических и территориальных общностей.

Федерация – Конституционная основа, исторически сложившегося государственного единства народ РФ, юридическая гарантия целостности территории РФ.

31.03.1992 г – Федеративный договор между РФ и субъектами, он является правовой формой децентрализации полномочий и функций РФ как единого целого. Ст.5 Конституции закрепляет основные принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство России:

1) Целостность

2) Единство системы государственной власти

3) Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов

4) Равноправие и самоопределение народов РФ. Юридически все народы равны, т.е. народ может осуществлять самоопределение в любых формах. Самоопределение возможно только в рамках РФ (ч.3, ст.5 К)

5) Равноправие субъектов РФ.

4. Республиканская форма правления

Этот способ организации верховной государственной власти характеризуется способами образования власти:

1) Монархия:

А) Абсолютная

Б) Ограниченная

2) Республика

А) Парламентская

Б) Президентская

Президентская республика – соединение в руках Президента главы исполнительной власти и главы государства, внепарламентский способ избрания Президента, внепарламентский способ формирования Правительства (классика – США)

Парламентская республика – принцип верховенства парламента, перед которым Правительство несет ответственность. Парламентский способ избрания Президента. Правительство находится у власти, пока пользуется поддержкой Парламента (Германия, Италия, Эстония).

Смешанная республика – существуют 2 центра в обществе: Президент и глава Правительства, внутренняя политика – прерогатива Премьер-министра, внешняя политика – Президента. Непарламентский способ формирования Правительства и Президента. Парламент контролирует исполнительную власть (Франция, РФ)

Республиканская форма правления позволяет гражданам участвовать в формировании власти (Избирается Парламент, Президент). Тем самым реализуется принцип народовластия.

5. Принцип разделения властей.

Монтескье – автор идеи разделения властей. Ст.10 Конституции. Принцип означает, что ни один орган государства не должен обладать всей полнотой власти, она должна демонополизированна быть так, чтобы ни одна из ветвей власти не могла подчинить другую, для этого выработан принцип сдержек и противовесов. Ветви власти осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуют друг с другом и уравновешивают друг друга. Основная функция законодательной власти – издание законов, принадлежит Парламенту. Исполнительная власть – Правительство. Судебная власть осуществляется независимыми судебными органами. Президент не входит в систему разделения властей, осуществляя свои полномочия. Президент обеспечивает необходимое согласование деятельности различных органов власти (ч.2, ст.80). Такими образом, единство системы государственной власти предполагает с одной стороны на основе ее разделение по горизонтали, с другой стороны разделение на три ветви. Принцип находит выражение в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полномочий между федеративными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов (ст.11 К)

6. Принцип идеологического многообразия.

Идеология – система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность общества и на соотношение людей между собой.

Идеологическое разнообразие – право личности, социальной группы, политической партии:

1) Беспрепятственно разрабатывать теории, идеи относительно идеологии (?)

2) Пропагандировать свои идеи с помощью СМИ

3) Вести активную деятельность по внедрению идеологии в практику

4) Публично защищать свои взгляды

5) Требовать по суду или через иные органы устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие (ст.13, ч.1-2)

 

7. Принцип политического многообразия.

Гарантией идеологического многообразия служит принцип политического многообразия (ч.3, ст.13 К)

Политическое многообразие означает создание равных возможностей участвовать в политическом процессе всеми социально-политическими структурами. При этом политические структуры равны перед законом (ч.4 ст.13), им предъявляются равные требования к организации. Деятельность любых общественных объединений должна осуществляться в рамках закона (ч.3, ст.13). Политическое многообразие дает возможность свободного выбора для нас участвовать или нет в деятельности общественных организаций, политических партий.

8. Светский характер государства

Светским считается государство, в котором религия, ее каноны, религиозные объединения не оказывают никакого влияния на государственное устройство, деятельность государственных органов. Светский характер закреплен в ст.14, в государстве отсутствует какая – либо государственная религия. Ч.2, ст.14 указывает на отделение церкви от государства, т.е. государство, должностные лица не в праве вмешиваться в вопрос определения гражданами или своего отношения к религии, государство не в праве вмешиваться в деятельность религиозных объединений, но и религиозным объединениям не поручается исполнение государственных функций.

Государство охраняет деятельность религиозных объединений. РО не в праве вмешиваться в деятельность государства. В РФ все РО равны, т.е. никакая религия не имеет преимущества над другой.

9. Принцип народовластия

Раскрывается в Конституционных положениях:

1) Многонациональный народ является носителем суверенитета и единственным источником власти (ч.1, ст.3)

2) Осуществление власти народом, либо непосредственно, либо через выборные органы (ч.2, ст.3)

3) Высшим непосредственным выражением воли народа является референдум (ч.3,ст.3)

В зависимости от формы волеизъявления народа Конституция предусматривает – непосредственную демократию (выборы, шествия, пикетирование), представительную демократию (осуществление народом власти через выборных представителей (депутатов)).

Цель представительной демократии – вовлечь наиболее авторитетных представителей народа в осуществление государственной власти, обеспечить соединение государственной власти и народа с деятельностью проф.аппарата управления.

Цель прямой демократии – непосредственное принятие народом решений. Форма осуществлении народовластия – органами местного самоуправления, они отделены от органов государственной власти. МСУ самостоятельно в пределах своих полномочий, МСУ обеспечивает принятие вопросов местного назначения (местные выборы, собрания граждан)

10. РФ – социальное государство.

Ст.7 – означает, что государство не снимает с себя, заботу о социальной защите своих граждан. Его политика направлена на создание условий, обеспечивающий свободную жизнь человека. Под социальным государством понимают государство, главной задачей которого является достижение общественного положения, основанного на закрепленных правом принципах равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

Социальная политика – часть общей политики государства. Следовательно, нельзя рассматривать ее отдельно от других направлений деятельности государства, прежде всего экономической деятельности. Экономическую основу социальной политики включают элементы:

1) Охраны труда и здоровья (нормальные условия труда)

2) Установление гарантий МРОТ

3) Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, пожилых

4) Развитие системы социальной службы

5) Установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты

Социальная политика не исчерпывается этими элементами, это лишь основные.

 

11. Принципы экономических основ Российского общества

КП нормы экономической системы составляют правовой институт. Любая общественно-экономическая формация характеризуется своим типом экономических отношений. Эти отношения обеспечиваются различным уровнем развития производственных сил, различных исторических условий. Взаимосвязь этих отношений образует экономическую систему любого общества. Конституция РФ не содержит главы об экономической системе.

Основы экономики РФ – рыночная экономика. Регулирование отношений собственности. Для нормального функционирования экономики РФ необходимо обеспечить:

1) Единство экономического пространства

2) Свободные перемещение товаров, услуг, финансовых средств

3) Необходимо обеспечить свободу экономической деятельности (ч.2,ст.134)

4) Защита и устойчивость рубля (ч.3, ст.72)

Конституция исходит из того, что для экономической системы РФ характерна сложность форм собственности, частной, государственной, муниципальной и иных при этом все формы собственности защищаются равным образом. В Конституции установлено, что земля и другие ресурсы могут находится в частной, государственной и др. собственности, при этом указывается, что земля и другие природные ресурсы используются и сохраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст.19)

 

Избирательное право и избирательная система РФ.

 

1.Понятие избирательной системы.

2. Принципы избирательного права.

3. Активное и пассивное ИП.

4. Виды избирательных систем

А) Мажоритарные.

Б) Пропорциональные.

5. Избирательный процесс: понятия, стадии.

6. Порядок проведения референдума в РФ.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды конституций | Виды избирательных систем
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.