Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности российского федерализма. Понятия и признаки федерации

Понятия и признаки федерации.

Федеративное устройство.

1. Понятия и признаки федерации.

2. Становление и развитие федеративных отношений в России.

3. Принципы российского федерализма.

4. Особенности российского федерализма на современном этапе.

А) Ассиметричность федерации.

Б) Проблема суверенитета и сецессии.

В) Размежевание предметов ведения и полномочий.

Г) Участие субъектов федерации в решении общефедеральных вопросов и федеральное принуждение.

5. Конституционно-правовой статус субъекта.

А) Республика

Б) Край, область, города федерального значения.

В) Автономной области и автономных округов.

6. Конституционно-правовой статус Нижегородской области.

 

3 глава Конституции посвящена федеративному устройству.

Федерация – форма государственного устройства.

Факторы, влияющие на выбор формы государственного устройства:

1) Национальный состав данной территории.

2) Исторический фактор (Германия – Восточная Пруссия).

3) Идеологический (Югославия).

4) Фактор копирования (Страны Латинской Америки, Мексиканские Штаты Америки).

 

Вывод: Федерация – государственное образование, части которого обладают некоторой политической и юридической самостоятельностью. Степень самостоятельности определяется федеративным договором и законодательством федерация.

Черты федерации:

1. Территория федерации состоит из территории ее субъектов.

2. Два уровня государственного аппарата – федеральный и уровень субъекта.

3. Двухканальная система налогов.

4. Возможно наличие двойного гражданства (6.12.2001 Определение №250 КС – РФ не предусматривает гражданство республик).

5. Субъекты имеют право создавать свою правовую систему – не должна идти в сильный разрез с федеральным законодательством.

6. Субъекты могут иметь судебную систему (КУС – где то есть, где то отсутствует).

6. Участие субъектов в международных отношениях (экономика, культура, спорт, кроме внешнеполитических вопросов).

7. Право выхода субъекта из состава федерации – сецессия. В РФ невозможно – ч.3, ст.5. (в РФ право выхода есть, но отсутствие возможности, т.е. не закреплено на законодательном уровне (ФКЗ «О Конституционном собрании)). Квебек (Канада).

 

1. Виды федерации:

А) Национальные – компактное проживание наций (Россия – национальные образования).

Б) Территориальные

В) Национально-территориальные.

 

2.04.12

2. Федерации:

А) Симметричные – равный статус субъектов по отношению к друг другу и по отношению к центру. Абсолютно симметричных федераций нет, более-менее приближено в Германии

Б) Ассиметричные – разный статус, различные права. Пример – Россия.

Примеры конфедераций – Великая Колумбия, Австро – Венгрия.

В мире более 20 федераций, большинство других – унитарные. На территории России – 191 этнос.

При царском режим Россия – унитарное государство.

В 1918 году страна признается Федеративной республикой, состоящей из автономных образований. Появляются новые формы автономии – трудовые коммуны, автономные области.

В 1920 процесс образования автономных единиц в России завершился. В 1922 году образуется СССР, РСФСР – составная часть этого государства.

К 1925 году в составе РСФСР выделяют автономные республики, автономный округ. Административные единицы – края и области. К 1936 году в состав РСФСР входило:

- административно - территориальные единицы (края, области)

- 17 автономных республик

- 6 автономных областей.

- 4 автономных округа.

Конец 40ых годов – были упразднены немцы в Поволжье и др. В этот период в состав РСФСР были включены: Тувинская народная республика, часть территории Финляндии (Педсамо), часть территории Восточной Пруссии, Карельская автономная республика (до этого – союзная республика). Вышли из состава РСФСР – Крымская область была передана Украине (1954 год).

После 20го съезда партии (1956 год) некоторым репрессированным народам были восстановлены их права – возрождение их государственности (Калмыкия, Чечено-Ингушская республика).

После распада СССР некоторое время продолжала действовать Конституция 1978 года, в которую вносились многочисленные поправки (РСФСР à РФ или Россия). Парад суверенитетов.

31 марта 1992 год – подписывается федеративный договор:

- договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органов государственной власти республик в составе РФ

- договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт- Петербург)

-- договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти автономных округов и областей.

Чечня и Татарстан не подписали договор. С последним был подписан другой договор, более похожий на конфедерацию (приоритет статьи договора, а не статьи Конституцию РФ).

12 декабря 1993 принимается Конституция РФ, где 3 глава посвящена вопросу федеративного устройства. Состав РФ закреплен в таком виде: 89 субъектов делятся по национально-государственному признаку (21 республика, 10 автономных округов, 1 автономная область) и по государственно-территориальному признаку (6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения).

На 2.04.2012 - 83 субъекта: 21 республика, 1 автономная область, 4 автономная округа, 2 города федерального значения, 9 краев, 46 областей. Процесс укрупнения субъектов продолжается.

Возможно несколько вариантов изменения численного состава субъектов:

1. Принятие в состав РФ нового субъекта извне

2. Формирование нового субъекта внутри РФ.

- укрупнение субъектов

- разъединение

 

Для приведения законодательства субъектов в соответствии с федеральным законодательством 13 мая 2000 года Указом Президента учреждается институт полномочных представителей Президента в федеральном округе. Сейчас 8 федеральных округов (ранее – 7).

 

А) Ассиметричность федерации

В чистом виде симметричных федераций не существует, это скорее идеал. В РФ субъекты различаются по:

1) По территории и численности населения.

2) Субъекты различаются по месторасположению: у некоторых есть выходы к морю, другие на пересечении транспортных путей.

3) По наличию природных ресурсов: Саха – богата ресурсами.

4) По наименованию: субъектам предоставляется разный объем правомочий.

5) Ассиметричность в бюджетном плане: субъекты – донор, субъекты – дотационные.

6) Возможность взаимного делегирования полномочий: центр ßà субъект.

7) Представительство в федеральных органах власти.

 

Выход для национальных меньшинств, не имеющих государств – создание национально-культурной автономии.

 

9.04.12

Б) Проблемы суверенитета и сецессии.

В соответствии с международным правом каждый этнос обладает национальным суверенитетом, а, следовательно, и правом на самоопределение. Но при этом необходимо учитывать, что суверенитет национальный, не есть суверенитет государственный. Необходимо учитывать целесообразность выбора для этноса государственного суверенитета. Согласно статье 5, ч.3. Конституции РФ субъекты федерации имеют право на самоопределение, но в рамках федерации.

Не смотря на отсутствие в федеральной Конституции тезисе о безусловном суверенитете субъектов, понятие суверенитета употребляется практически во всех конституций республик в составе РФ.

С проблемой суверенитета тесно связана проблема сецессии. Сецессия – право выхода субъекта из состава федерации. Даже в СССР был принят закон о сецессии – выход Прибалтики, России, Беларуси, Украины. Согласно законодательству РФ, этносы могут самоопределяться только как национально-культурные автономии.

 

В) Размежевание предметов ведения и полномочий.

Конституция предусматривает исключительно ведение федерации- ст.71 К РФ. Совместное ведение федерации и субъектов – ст.72. Компетенция – ст.73 К РФ.

Федеральные законы, которые принимаются в сфере статьи 71 и 72 – имеют высшую силу. По ст.73 – законы субъектов выше, чем федеральные (ч.6, ст.76).

При совместном ведение – федерация принимает основы, азы («скелет» закон), субъект дорабатывает на основании местных особенностей.

Центр и субъект могут делегировать свои полномочия друг другу.

Федерация делегирует субъекту часть своих полномочий. Субъект в рамках данных полномочий принимает нормативный акт. Будет ли обладать данный нормативный большей юридической силой, чем федеральный акт, изданный по тем же вопросам?

Для осуществления полномочий федеральной государственной власти в субъектах создаются территориальные органы федеральных исполнительной власти (военные комиссариаты, отдел налоговой, миграционной службы). Эти органы не вправе вмешиваться в собственные полномочия субъектов и муниципальных образований. Порядок их образования в субъектах должен быть единообразен.

 

Г) Участие субъектов в решении общефедеральных вопрос и федеральное принуждение.

Дописать.

- участие субъектов в решение вопросов федерального уровня обеспечиваться закреплением Конституции предметом собственного ведения центра и субъектов (ст.72).

- В РФ существует 300 ФЗ, где разграничиваются полномочия федерации и субъектов по конкретным вопросам.

- создание в парламенте особой палаты – Совет Федерации

- членство всех глав субъектов (губернаторов) в Государственном Совете (Совещательный орган при Президенте)

- существование при Президенте или Правительстве представительств субъектов.

- участие субъекта в подготовке и обсуждении международных договоров России, если они касаются данного субъекта.

- согласование с субъектами кандидатур некоторых федеральных должностных лиц или обязательные консультации по поводу таких кандидатур.

- участие в мероприятиях текущего характера

- дописать.

- дописать

- дописать

 

Принуждение.

Субъект не только участвует в решении общефедеральных вопросах, но и подвергается контролю (принуждению):

А) Проверка законности актов субъектов, их соответствии Конституции РФ – по запросу в КС.

Б) Финансовый контроль (в том числе и за целевым расходом средств, выделяемых федерацией)

Дописать

Президент, как гарант Конституции, осуществляет президентский контроль.

Контроль за соблюдением прав и свобод граждан субъектов. Этим занимается управомоченный по правам человека.

Все вышеназванные виды представляют собой повседневный контроль. Вместе с тем существуют чрезвычайные способы контроля, связанные с особыми обстоятельствами. Эти чрезвычайные способы контроля и получают название – федеральные способы принуждения:

1. Введение чрезвычайного положения в субъекте

2. Назначение полномочных представителей Президента для временного осуществления власти (п. «к», ст.83)

3. Роспуск Законодательного Собрания субъекта

4. Отрешение от должности главы субъекта или его временное отстранение от должности.

5. Использование Президентом согласительных процедур (ч.1, ст.85 К РФ).

 

 

16.05.12

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Права на политическое убежище | Принципы российского федерализма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.