Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы правления

Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением, т. е. эта категория показывает, кто правит в государстве.

Форма правления государства определяет:

- структуру и полномочия высших органов государственной власти;

- порядок их образования и взаимоотношения между собой;

- степень участия населения в формировании этих органов и влияния на принимаемые ими решения.

Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга по порядку образования, по составу, по компетенции.

Монархия (от греч. monarchia - единовластие) – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха. Как форма правления монархия характеризуется следующими признаками:

1) существование единоличного главы государства - монарха (фараона, короля, царя, шаха, князя, султана и др.);

2) обладание монархом всей полнотой власти, которая является безраздельной, верховной и суверенной (независимой);

3) занятие трона в порядке престолонаследия, т.е. путем передачи власти по наследственному праву и в порядке родства, т.е. по фамильному праву;

4) бессрочность правления монарха, т.е. пожизненность его правления;

5) представительство во внешних отношениях не по поручительству (мандату), а по собственному праву;

6) юридическая безответственность монарха, неприкосновенность и неподсудность его личности.

В различные исторические эпохи существовали два основных типа монархии: неограниченная (абсолютная) и ограниченная (конституционная). Оба эти типа, различающиеся степенью ограничения власти главы государства, сохраняются и в современном мире.

Абсолютная монархия характерна для рабовладельческих и феодальных обществ, в которых она выражалась деспотическим владычеством. Классический деспотизм присущ государствам Древнего Востока (Ассирия, Вавилон и др.). При абсолютном монархическом правлении самодержец является единственным субъектом и творцом права. Пользуясь неограниченными правами, он отправляет свою власть через лично ему подчиненную систему государственной бюрократии; его подвластные (или подданные) -лишь объекты права. Карательная функция также находится в его руках. Расцвет монархического абсолютизма в Западной Европе приходится на XVII-XVIII вв., в России - на XVIII-XIX вв. В наше время эта форма правления сохраняется в некоторых странах Азии: в Непале, где вся власть принадлежит королю, а также в Саудовской Аравии, Катаре, Омане, где существует теократическая разновидность абсолютной монархии, при которой глава государства является одновременно и религиозным главой.



Политическим завоеванием буржуазных революций, происходивших в Европе в XVIII-XX вв., явились конституционные ограничения абсолютных монархий. Конституция провозглашает и гарантирует права личности, их признание обязательно для верховной власти и всех органов государственного управления, при этом законодательные функции передаются парламенту, а исполнительные - правительству.

Конституционная (парламентарная) монархия характеризуется следующими основными признаками:

- власть монарха сохраняется, но частично ограничивается вплоть до обладания символической властью (монарх «царствует» но не правит);

- существует принцип разделения власти;

- правительство формируется из представителей партий, получивших большинство на выборах в парламент;

- лидер партии, получившей большинство депутатских мандатов, становится главой правительства;

- правительство подотчетно в своей деятельности парламенту.

В зависимости от объема полномочий, сохраняемых монархом, конституционная монархия подразделяется на два вида: дуалистическую и парламентскую.

Дуалистическая монархия представляет собой переходную модель государственного правления. Здесь монарх обладает обширными полномочиями по руководству исполнительной властью, формированию правительства, которое несет ответственность перед ним, а не перед парламентом. В этом случае законодательные функции парламента имеют к нему лишь формально-юридическую принадлежность. Дуалистическая монархия присуща странам с сильными пережитками феодализма, как например, в России в начале XX в., где существовали два политических учреждения: монарх, формировавший правительство, и учреждение парламентского типа (Государственный совет и Государственная Дума, которым члены правительства были не подотчетны).

Парламентская монархия представляет собой гораздо более демократическую модель государственного правления, действующую в целом ряде современных государств (Великобритании, Дании, Испании, Швеции, Японии и др.). Права монарха ограничены. Он является номинальным главой государства, руководствуясь «правилом английской королевы»: царствует, но не правит. Монарх назначает главу правительства и министров, но они подконтрольны парламенту, все исходящие от него акты нуждаются в одобрении членов кабинета министров. Монарх в таких странах символизирует историческую преемственность государства, олицетворяет единство нации, являясь фигурой скорее символической, своего рода данью традиции, нежели властной.

Республика(от лат. respublika - общественное дело, государство) - одна из форм правления (наряду с монархией), при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. Республика – форма правления, при которой:

- существует коллегиальность правления - государственная власть передается (делегируется) народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т. п.);

- существует разделение власти на различные ветви – исполнительную, законодательную, судебную;

- представительная власть сменяема, избирается на определенный срок;

- законодательно закрепляется подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности.

Республиканская форма правления возникла в античную эпоху как альтернатива монархической. Наибольшее распространение получила в новое и новейшее время. Обычно выделяют следующие виды этой формы правления: президентские, парламентские и смешанные республики. В конце XX в. в мире насчитывалось 65 президентских государств, 13 парламентских и 20 полупрезидентских.

Парламентская республика - форма республиканского правления и организации государственной власти, при которой парламент занимает ведущую роль в политической системе. Становление парламентской республики происходит в середине XIX в. и исторически связано с формированием представительной формы демократии в странах Западной Европы. Традиционно выделяют четыре основных элемента парламентского режима, это:

- глава государства не избирается всенародно.

- дуализм исполнительной власти (наличие института премьер-министра);

- политическая ответственность правительства перед парламентом,

- возможность досрочного роспуска одной из палат парламента главой государства;

В парламентской республике президент обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от избирателей и, следовательно, не мог противопоставить себя парламенту. Чаще всего главу государства избирает либо парламент, либо особая коллегия. Парламент задает тон в политической жизни страны, воплощая ее верховную власть.

Правительство в парламентской республике назначает президент. Однако, как правило, это формальный акт. Президент назначает премьер-министра (который затем формирует правительство) только в том случае, если представленная кандидатура пользуется доверием парламента. Поэтому, как правило, пост премьер-министра занимает лидер партии, имеющей большинство депутатов в парламенте, или кандидат, предложенный блоком объединившихся партий, совместно располагающим таким большинством.

Отличительным признаком парламентской республики являются коллективная ответственность правительства перед парламентом, «ответственное правительство», которое формируется и контролируется парламентом. Парламент наделяется полномочиями, позволяющими контролировать правительство. В парламентской республике правительство несет ответственность только перед парламентом, но не перед президентом.

Иногда выделяют также такие признаки, как одновременное формирование парламента и правительства по итогам выборов, возможность совмещения правительственной должности и парламентского мандата, предоставление правительству права законодательной инициативы.

Можно с уверенностью утверждать, что в парламентской республике идеи представительства и представительной демократии реализуются наиболее полно. Ведущая роль законодательной власти определяется тем, что она является представительной и получает легитимацию непосредственно от источника власти - народа. Представительная власть в лице парламента способствует легитимации государственного строя и стабилизации политической системы, является политической трибуной и способом формирования цивилизованной оппозиции, обеспечивает большую подконтрольность элит и пресекает попытки государственных чиновников действовать незаконно. В то же время парламентская форма правления при определенных условиях (отсутствии партии парламентского большинства) может демонстрировать негативные стороны и сдерживать развитие общества, так как привязанность правительства к парламенту может быть фактором нестабильности. Это может приводить к «министерской чехарде» и частой смене правительства (примером может служить Италия, где за послевоенный период (1946-1993) сменилось 52 правительства). Большинство западных государств управляются парламентским путем (Италия, Германия, Швеция, Австрия, а также государства бывшей Британской империи).

Президентская республика. Институт президентства и президентская республика - довольно позднее явление в истории организации публичного управления. Первая президентская форма правления появилась в США в конце XVIII в. При президентской форме правления представительные органы власти играют в системе государственной власти существенную, но не доминирующую роль. Эта форма правления существует в США, Сирии, Зимбабве, Бразилии, Мексике, Уругвае.

Выделяют три основных элемента президентства:

- отсутствие дуализма исполнительной власти, т.е. президент является и главой государства, и главой правительства;

- президент избирается всем народом;

- парламент не вправе сместить правительство с помощью вотума недоверия, а президент не может распустить парламент.

В президентских республиках президент избирается независимо от парламента (например, в Мексике – прямым голосованием избирателей, а в США – выборщиками, избранными путем голосования избирателей). Президент либо сам возглавляет правительство и формирует его состав (США), либо назначает премьер-министра, утверждает состав правительства, представленный премьером, контролирует деятельность правительства (Франция, Россия). Президент обладает правом отставки как отдельных министров (в том числе и премьер-министра), так и всего правительства, в случае переизбрания президента либо досрочного прекращения его полномочий правительство слагает с себя свои полномочия.

Взаимодействие между законодательной и исполнительной ветвями власти в президентской республике строится на основании принципа разделения властей и системе сдержек и противовесов.

При президентской системе президент и парламент избираются на отдельных выборах, поэтому не только законодательная (представительная) власть, но и президентская власть получают легитимацию непосредственно от народа. Данное обстоятельство существенно трансформирует принцип разделения властей в пользу президентской власти и снижает роль законодательной власти, ибо правительство, как уже говорилось, не назначается и не может быть отозвано парламентом. Баланс властей при президентской системе достигается своеобразной системой «сдержек и противовесов», однако эта система, по мнению исследователей, предрасположена к усилению исполнительной власти и возникновению авторитарных тенденций, что особенно опасно для нестабильных политических систем. Преимуществами президентской республики являются прямые выборы; раскрепощенность законодателей, не отвечающих за дела правительства. Но президентство тяготеет к авторитаризму и монархизму, есть грани, за которыми президентские полномочия становятся опасными для демократии.

Для нейтрализации негативных сторон президентского правления создаются страховочные механизмы: мажоритарные избирательные округа, гражданский контроль над военными, ротация госслужащих, верховный суд как арбитр между исполнительной и законодательной властью.

Смешанная республика сочетает в себе элементы президентской и парламентской республики. Характерна как для «старых» демократий (Франция, Швейцария), так и для вновь образовавшихся республик (Польша, Чехия, Болгария, Румыния, Сербия, Литва, Латвия, Эстония, Украина, Армения, Молдова, Россия).

Выделяют следующие черты смешанной республики:

- глава государства избирается всенародно.

- президент является главой государства, но не является главой правительства;

- наличие института премьер-министра;

- правительство «двойной ответственности»;

- возможность досрочного роспуска одной из палат парламента главой государства.

При смешанных формах правления наблюдается стремление ограничить власть парламента и усилить исполнительную власть (полупарламентская система), что объясняется стремлением создать более стабильное правительство, которое не могло бы быть отозвано парламентом по причинам фракционной борьбы или, наоборот, усилить ответственность правительства перед парламентом (полупрезидентская республика). Для этого создается правительство с «двойной ответственностью», ответственное как перед президентом, так и перед парламентом. При этом президент играет более существенную роль, чем при парламентской модели, избирается на прямых выборах и существенно влияет на создание правительства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Формы правления

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 261; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.144.39.205
Генерация страницы за: 0.097 сек.