Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Патриархальная теория происхождения государства




Теологическая теория происхождения государства

Основные теории происхождения государства

Представители: Аврелий Августин (354-450), Фома Аквинский (1225-1274), Жозеф де Местр (1753-1821), неотомисты.

Содержание: Древнейшие сохранившиеся источники, отражающие содержание данной теории - Библия; Законы царя Хаммурапи.

Название происходит от греческого слова «теос» - Бог. В странах Древнего Востока теологическая теория происхождения государства была единственной. Согласно теологической тео­рии, государство - продукт божественной воли («вся власть от бога»). Законы царя Хаммурапи (гласят, что «Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми"). Теологическая теория является отражением фундаментальных основ восточной деспотии – принципа божественного происхождения государства и государственной власти.

Аврелий Августин утверждал, что государственная власть и государство происходят от бога, а причиной их создания был грехопадение людей. Монархи не сами устанавливают власть, она принадлежит им не по крови, не по рождению, не по выбору, а по воле Бога. В исключительных случаях Бог прямо назначает правителя. Так было с народом Израиля, когда Богом был назначен правитель Моисей. В других случаях воля Бога проявляется через естественный ход событий, через действие норм позитивного (писаного) права. Здесь Божественное предопределение сказывается не прямо, а опосредованно.

Фома Аквинский считал, что от бога происходит только сам принцип власти, а государство является делом людей. Важнейшая задача государства – обеспечить людям праведную жизнь.

Жозеф де Местр исходя из теологической концепции отстаивал королевский абсолютизм во Франции даже в начале XIX в.

Представители: Конфуций (551-479 до н. э.), Аристотель (384-322 до н. э.), Р. Филмер (1604-1688).

Содержание: Патриархальная теория рассматривает возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха конструируется из власти отца над членами его семьи.

Аристотель считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение людей между со­бой невозможно. Люди - существа общественные и стремятся к объединению. Первым таким объединением становится патриархаль­ная семья. Увеличение числа семей и их объединение приводят к образованию государства. Государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Таким образом, согласно учению Аристотеля государство является продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи.

Свое развитие теория нашла в XVII веке в сочинении англичанина Р. Фильмера «Патриарх». Р.Фильмер пытался, опираясь на Библию, доказать, что Адам, который, по его мнению, получил власть от бога, передал затем эту власть своему старшему сыну – патриарху, а тот уже своим потомкам – королям. Таким образом, библейская семья Адама рассматривалась как зародыш государственности.

В России патриархальную теорию активно развивали социолог, публицист, теоретик народничества Н.К. Михайловский, ис­торик М.Н. Покровский.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.