Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Существуют различные виды административно-правовых норм

1. По форме выражения (проявления) административно-правовые нормы делятся на запрещающие, обязывающие, уполномочивающие, стимулирующие (поощрительные) и рекомендательные.

2. С точки зрения положения участников правоотношений (адресатов предписаний) различают нормы, которые устанавливают и определяют:

- порядок взаимодействия государственных и негосударственных органов;

- права и обязанности граждан иностранцев и лиц без гражданства в сфере государственного управления;

- правовое положение государственных служащих;

- правовое положение предприятий, учреждений, организаций (государственных и негосударственных);

- взаимные права и обязанности субъектов, которые не подчинены один одному (например, ст. 8 Закона Украины от 25 марта 1992 г. «О Службе безопасности Украины» определяет отношения Службы безопасности Украины с государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами и их объединениями).

3. По направленности содержания:

- закрепляющие порядок создания и правовой режим субъектов правоотношений;

- определяют формы и методы управленческой деятельности;

- устанавливают порядок прохождения государственной службы;

- определяют способы и порядок обеспечения законности в государственном управлении;

- регулируют государственное управление отдельными отраслями народного хозяйства;

- определяют права, обязанности граждан в государственном управлении;

- определяют основания привлечения к административной ответственности и процедурные вопросы ее реализации.

4. По функциональному назначению: регулятивные и правоохранительные.

5. По степени общеобязательности: общие, межотраслевые и локальные.

Также административно-правовые нормы делятся по юридической силе;

- по границам действия (в пространстве, во времени и по кругу лиц). Согласно общему правилу административные нормы вступают в силу с момента их доведения до сведения исполнителей. В отдельных случаях они вступают в силу в срок, указанный в нормативном акте.

Действие норм права рассчитано, как правило, на неопределенное время. Акт, содержащий административно-правовые нормы, не имеет обратной силы, а если будут исключения, то об их наличии указывается в самом акте.

Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт. Поэтому различают нормы, которые действуют на территории Украины, и нормы местного характера, нормы общего и отраслевого характера, а также нормы локального характера.

По кругу лиц административно-правовые нормы действуют с учетом того, распространяются устанавливаемые ими правила на всех граждан или на отдельные их группы (военнослужащие и др.).

- по содержанию (материальные и процессуальные - определяющие способы, порядок, процедуры деятельности по реализации прав и обязанностей), по полноте изложения содержания (определенные, бланкетные, отсылочные). Некоторые ученые предлагают и другие дополнительные классификации.

 

Как и любая другая норма права, административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза – часть нормы, которая указывает на фактические условия, при наличии которых норма применяется. То есть, юридический факт.Например достижение 16 лет ( надо получить паспорт).

Диспозиция – часть нормы, в которой сформулировано само правило поведения (обязанность получить паспорт, подать декларацию в налоговую).

Санкция – часть нормы, в которой говорится о мерах воздействия со стороны государства в случае нарушения правил, предусмотренных нормой.

Однако, классическая структура правовой нормы встречается редко. В основном это отдельно гипотеза и диспозиция, а санкция предусмотрена в других нормах (например Правила торговли и КоАП).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Механизм административно-правового регулирования общественных отношений | Особенности административно-правовых отношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.