Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Общественный контроль - это разновидность контроля, который осуществляется общественными организациями или отдельными гражданами




Остановимся на вариантах общественного контроля.

1. Органы местного самоуправления реализуют функции общественного контроля за счет своих полномочий. Советы как представительские органы местного самоуправления имеют возможность контролировать выполнение местными органами исполнительной власти программ социально-экономического и культурного развития, использования средств бюджета, создавать временные контрольные комиссии по разным вопросам государственного управления. К полномочиям советов принадлежит заслушивание отчетов глав местных государственных администраций, принятие решения о недоверии указанным должностным лицам. Одно из ключевых полномочий в этом аспекте - контроль за выполнением делегированных полномочий, которые на основании закона и административных договоров местные органы исполнительной власти реализуют на практике. Рассматривая контрольные полномочия исполнительных органов советов, следует отметить право на внесение представлений к соответствующим органам о привлечении к ответственности должностных лиц, если они игнорируют законные требования и решения советов и их исполнительных органов, принятые в пределах их полномочий.

2. Объединения граждан, согласно с действующим законодательством, имеют право принимать участие в политической деятельности, проводить массовые мероприятия, получать от органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления информацию, необходимую для реализации своих целей и заданий. Как политические партии, так и другие объединения граждан (молодежные общественные организации, органы самоорганизации населения, творческие союзы и тому подобное) должны осуществлять контроль за действиями органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Зарегистрированные объединения граждан имеют право:

- представлять и защищать свои законные интересы и законные интересы своих членов (участников) в государственных и общественных органах;

- принимать участие в политической деятельности, проводить массовые мероприятия (собрания, митинги, демонстрации и тому подобное);

- получать от органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления информацию, необходимую для реализации своих целей и заданий;

- вносить предложения в органы власти и управления. В порядке, предусмотренном законодательством, политические партии также имеют право:

- принимать участие в выработке государственной политики;

- принимать участие в формировании органов власти, представительства в их составе и тому подобное (Закон Украины от 16 июня в 1992 г. № 2460-ХП «Об объединении граждан»).

События последних нескольких лет в значительной мере свидетельствуют о том, что объединения граждан могут существенно влиять на деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц, реально воплощая в жизнь функции контроля.

Еще одним показательным примером возможности объединений граждан влиять на власть и контролировать ее являются объединения потребителей. Они получили возможность осуществлять определенный контроль в сфере государственного управления лишь с 90-х годов XX ст., когда права, свободы и законные интересы отдельно взятого гражданина стали для государства приоритетными. Потребители могут осуществлять определенные функции как самостоятельно, так и вместе с компетентными органами исполнительной власти, на которых положено задание относительно осуществления государственного контроля в этой сфере. Потребитель - это гражданин, который приобретает, заказывает, использует или намеревается приобрести или заказать товары (работы, услуги) для собственных бытовых потребностей;

Потребители во время приобретения, заказа или использования товаров (работ, услуг) для удовлетворения своих бытовых потребностей имеют право на:

- государственную защита своих прав;

- гарантированный уровень потребления;

- надлежащее качество товаров (работ, услуг), торгового и других видов обслуживания;

- безопасность товаров (работ, услуг);

- необходимую, доступную, достоверную и своевременную информацию о товарах (работы, услуги), их количество, качество, ассортимент, а также об их производителе (исполнителя, продавца);

- обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы по защите нарушенных прав;

- объединение в общественные организации потребителей (объединение потребителей).

В свою очередь, объединения потребителей имеют право способствовать государственным органам в осуществлении контроля за качеством товаров (работ, услуг), торгового и других видов обслуживания (Закон Украины от 12 мая в 1991 г. № 1023-ХІІ «О защите прав потребителей»).

3. Профессиональные союзы (профсоюзы) - добровольные неприбыльные общественные организации, которые объединяют граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной (трудовой) деятельности (учеба). Правовой статус профессиональных союзов базируется в первую очередь на положениях Закона Украины от 15 сентября в 1999 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Анализ настоящего правового акта свидетельствует, что среди прав профсоюзов, реализация которых подтверждает наличие контрольных полномочий в сфере государственного управления, можно выделить:

- проекты нормативно правовых актов, которые касаются социально-экономических отношений, подаются и рассматриваются соответствующими органами исполнительной власти с учетом предложений всеукраинских профсоюзов, их объединений;

- коллективный договор на предприятиях должен содержать положения, согласованные с профсоюзами, которые касаются таких вопросов, как формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, схемы должностных окладов, условия внедрения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат;

- профсоюзы осуществляют общественный контроль за выплатой заработной платы, соблюдением законодательства о труде и об охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, надлежащих производственных и санитарно бытовых условий, обеспечением работников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективного защиты. В случае угрозы жизни или здоровью работников профсоюза имеют право требовать от работодателя немедленного прекращения работ на рабочих местах, производственных участках, в цехах и других структурных подразделениях или на предприятии в целом на время, необходимое для устранения угрозы жизни или здоровью работников;

- профсоюзы имеют право на проведение независимой экспертизы условий труда, а также объектов производственного назначения, которые проектируются, строятся или эксплуатируются, на соответствие их нормативно правовым актам из вопросов охраны труда, принимать участие в расследовании причин несчастных случаев и профзаболеваний на производстве и давать свои выводы о них.

4. Средства массовой информации (дальше - СМИ) не случайно называют «четвертой властью». Это связано с тем влиянием, которое они могут реализовывать относительно общества и отдельных граждан. Преимущественно именно негосударственные СМИ способны выступать как инструмент контроля за властью. Фактически СМИ выполняет роль передатчика информации по каналам «государство - общество» и наоборот. В первом случае это достигается через публикацию нормативно правовых актов, интервью с чиновниками, во втором - преданием огласке результатов социологических опросов, публикации писем граждан по поводу деятельности органов исполнительной власти и тому подобное.

Например, после публикаций в прессе, которые свидетельствовали о возможности правонарушений среди высокопоставленных должностных лиц, Верховная Рада Украины приняла постановление от 20 сентября в 2005 г. № 2883-IV «Об образовании Временной следственной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам проверки обнародованных через средства массовой информации фактов коррупционных действий, злоупотребления служебным положением со стороны отдельных должностных личностей».

В соответствии с требованиями действующего законодательства журналист имеет определенные права, которые свидетельствуют о его праве осуществлять контроль в сфере государственного управления. Речь идет о праве:

1) на свободное получение, использование, распространение (публикацию) и хранение открытой за режимом доступа информации;

2) посещать государственные органы власти, органы местного и регионального самоуправления, а также предприятия, учреждения и организации и быть принятым их должностными лицами;

3) на свободный доступ к статистическим данным, архивным, библиотечных и музейных фондов; ограничения этого доступа предопределяются лишь спецификой ценностей и особенными условиями их сохранности, которая определяется действующим законодательством Украины;

4) с предъявлением редакционного удостоверения или другого документа, который удостоверяет его принадлежность к печатному средству массовой информации, находиться в районе стихийного бедствия, катастроф, в местах аварий, массовых беспорядков, на митингах и демонстрациях, на территориях, где объявлено чрезвычайное положение;

5) распространять подготовленные им сообщения и материалы за собственной подписью, под условным именем (псевдонимом) или без подписи (анонимно) (Закон Украины от 16 ноября в 1992 г. № 2782-ХП «О печатных средствах массовой информации (прессу) в Украине»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.