Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прокурорский надзор за законностью и дисциплиной в государственном управлении

Конституция Украины возлагает на прокуратуру: 1) поддержание государственного обвинения в суде; 2) представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом; 3) надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие; 4) надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении иных мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

Закон Украины «О прокуратуре» предоставляет прокуратуре также право осуществлять надзор за соблюдением и применением законов Кабинетом Министров Украины, министерствами и другими центральными органами исполнительной власти, воинскими частями, местными советами и их исполнительными органами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, общественными объединениями, политическими партиями, а также за решениями и действиями должностных лиц, граждан.

При осуществлении надзора прокуроры не могут вмешиваться в деятельность поднадзорных им органов, не наделены правом непосредственно применять меры принуждения, отменять противозаконные акты управления или изменять их. Они также не могут самостоятельно привлекать виновных к правовой ответственности.

Осуществляя надзор, прокуроры применяют определенные методы и формы.

К методам деятельности прокуроров следует отнести их право: требовать предоставления им документов и сведений; беспрепятственно входить в помещения; осуществлять на местах проверку законов; требовать от соответствующих органов и должностных лиц проведения проверок и ревизий подчиненных им объектов; требовать от должностных лиц и граждан письменных или устных объяснений по поводу нарушений закона.

Основанием для таких действий со стороны прокуроров является информация о нарушении законности, которую прокуроры могут получать любыми законными способами: из средств массовой информации (телевидение, радио, пресса), обращений граждан, общественных объединений, оперативным путем и др.

В случае подтверждения информации прокурор реагирует на нарушение законности и дисциплины путем издания актов прокурорского реагирования. Закон Украины «О прокуратуре» называет четыре формы прокурорского реагирования: протест, письменные предписание, представление и постановление.

Протест на акт, который противоречит закону, приносится прокурором, его заместителем в орган, издавший этот акт, или в вышестоящий орган. В таком ж порядке приносится протест на незаконные решения или действия должностного лица (ст. 21).

В протесте прокурор ставит вопрос об отмене акта или приведении его в соответствие с законом, а также о прекращении незаконных действий должностного лица, восстановлении нарушенного права.

Протест прокурора приостанавливает действие опротестованного акта и подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в десятидневный срок после поступления протеста. О результатах рассмотрения протеста в этот же срок сообщается прокурору.

В случае отклонения протеста или уклонения от его рассмотрения прокурор может обратиться с заявлением в суд о признании акта незаконным. Подача такого заявления так же, как и протест, приостанавливает действие правового акта.

Письменное предписание об устранении нарушений закона вносится прокурором, его заместителем органу или должностному лицу, допустившим нарушения, или вышестоящему в порядке подчиненности органу либо должностному лицу, которые правомочны устранить нарушение (ст. 22).

Письменное предписание вносится в случаях, когда нарушение закона имеет очевидный характер и может причинить существенный вред интересам государства, предприятия, учреждения, организации, а также гражданам, если не будет немедленно устранено. Предписание подлежит незамедлительному исполнению, о чем сообщается прокурору.

Орган либо должностное лицо могут обжаловать предписание вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть жалобу в течение десяти дней. Решение вышестоящего прокурора является окончательным.

Представление с требованиями устранить нарушения закона, причины этих нарушений и способствующие им условия вносится прокурором, его заместителем в государственный орган, общественную организацию или должностному лицу, которые наделены полномочием устранить нарушение закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты соответствующие меры к устранению нарушений закона, причин и способствующих им условий и о результатах сообщено прокурору (ст. 23).

В зависимости от характера нарушения закона прокурор (его заместитель) выносит мотивированное постановление о дисциплинарном производстве, производстве об административном правонарушении или о возбуждении уголовного дела в отношении виновных лиц (ст. 24).

Постановление о возбуждении дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению полномочным должностным лицом или соответствующим органом в десятидневный срок после его поступления, если иное не предусмотрено законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору.

Невыполнение должностными лицами законных требований прокурора (его заместителя) влечет применение административных санкций. Действующее законодательство устанавливает административную ответственность за уклонение от выполнения законных требований прокурора о проведении проверок, ревизий, представлении необходимых материалов прокурору, выделении соответствующих специалистов для проведения проверок, требующих специальных знаний. Должностные лица и граждане также подлежат административной ответственности за уклонение от явки в прокуратуру по вызову прокурора.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Судебный контроль | Общественный контроль
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.