Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система центральных и местных органов управления в сфере экономики, их компетенция




Содержание государственного руководства в сфере экономики

Государственное руководство в сфере экономики должно иметь целью создание механизма демократического управления, который бы направлялся и контролировался исполнительной властью. Президентская власть при этом может быть максимально приспособлена для энергичного руководства исполнительной властью, обеспечивать принципы социальной справедливости, человеческого достоинства и ответственности государства перед гражданами, а последних — перед государством и обществом.

Государственное руководство в сфере экономики сочетает органичное объединение мер экономического роста и финансовой стабилизации с активной социальной политикой, стабилизацией и последующим повышением жизненного уровня населения, его платежеспособного спроса, который ныне является основным стимулирующим фактором выхода из экономического кризиса. Главными направлениями, которые охватываются государственным руководством в сфере экономики, являются: финансовая политика и ее стабилизация; денежно-кредитная политика и укрепление банковской системы; инновационно-инвестиционная деятельность; ускорение приватизационных процессов; усиление управления государственным сектором экономики; внешнеэкономическая политика и привлечение иностранных инвестиций; преодоление платежного кризиса; политика доходов и регулирования заработной платы; стимулирование малого бизнеса; налоговая политика; социальная политика (погашение задолженности по выплатам заработной платы, пенсионная реформа, занятость население и др.).

Государственное руководство экономикой связано также с дере-гуляцией экономики, которая предусматривает реформирование процедуры лицензирования предпринимательства, регистрации предприятий, либерализации финансовых операций, имущественных и арендных ограничений.

Содержание государственного руководства в сфере экономики заключается в: усовершенствовании взаимодействия центральных органов исполнительной власти и органов государственной исполнительной власти на местах, органов местного самоуправления, организаций и объединений работодателей; четком закреплении компетенции центральных и местных органов исполнительной власти в экономической сфере; углублении децентрализации в управлении экономикой, гарантировании реализации экономических прав местных органов исполнительной власти, предприятий и учреждений, невмешательства в вопросы, отнесенные к их компетенции и компетенции органов местного самоуправления; усовершенствовании правового статуса министерств и ведомств, осуществляющих Управление отраслями народного хозяйства; конкретизации в нормативных актах (уставах) задач и функций центральных органов исполнительной власти, их полномочий по координации и регулированию в соответствующих отраслях и сферах управления; передаче в государственную собственность на местах предприятий, учреждений, организаций общегосударственной собственности или расширении их воздействия на таких субъектов; подготовке специалистов для отраслей народного хозяйства, негосударственных структур — на договорных началах, их переподготовке и переквалификации и др.

В новых условиях хозяйствования важное значение приобретает договорная практика в управленческой деятельности. Особенно универсальной она является в экономической сфере, где на всех уровнях необходимо упорядочить управленческие взаимоотношения. Это касается принципов планирования общей или согласованной деятельности сторон, правового механизма отмены или изменения ранее принятых решений, направленных на осуществление целей договора между сторонами, порядка решения споров между ними и ответственности за невыполнение обязательств по договору, взаимного представления сторонами информации и разных документов. В сфере экономики договорная управленческая практика еще фактически только складывается, поэтому нет конкретного анализа содержания и видов управленческих, административных, а также экономических договоров.

 

Одним из главных направлений государственного руководства экономикой остается усовершенствование системы органов исполнительной власти в этой сфере, определение их правового статуса на всех уровнях. Процесс формирования системы этих органов и законодательства о них происходит под воздействием разграничения предметов ведения между центром и местами, предприятиями, учреждениями, организациями, повышения качества управления в отраслях экономики.

Среди органов управления экономикой определяющее место занимает Кабинет Министров Украины, который разрабатывает и осуществляет общегосударственные программы экономического развития, обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики, осуществляет управление объектами государственной собственности, направляет и координирует работу министерств, других центральных органов исполнительной власти.

Функции и полномочия Кабинета Министров в законодательных актах, кроме Конституции, не закреплены. Практика же его деятельности свидетельствует о том, что он обеспечивает проведение государственной экономической политики, осуществляет прогнозирование и государственное регулирование экономики Украины, содействует развитию предпринимательства на основе равенства перед законом всех форм собственности и обеспечения социальной направленности экономики, принимает меры по демонополизации и антимонопольному регулированию экономики, развитию конкуренции.

Важными направлениями деятельности Кабинета Министров являются обеспечение разработки и выполнения программ структурного преобразования в отраслях экономики, государственной аграрной политике, удовлетворение продовольственных потребностей населения, проведение земельной и других реформ. Некоторые полномочия и функции Кабинета Министров направлены на осуществление мер, связанных с реализацией промышленной политики, определением приоритетности сфер промышленности для ускоренного их развития, увеличения объемов продукции (работ) для государственных потребностей, порядка формирования и размещения заказов на ее производство и др.

Специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере экономики является Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины (далее — Минэкономики Украины). Минэкономики Украины создано 15 декабря 1999 г. на базе Министерства экономики Украины, Министерства внешних экономических связей и торговли Украины, Государственного инвестиционно-клирингового комитета, Национального агентства Украины по вопросам развития и европейской интеграции, Государственной службы экспортного контроля и Агентства по вопросам специальных (свободных) экономических зон, которые ликвидированы. В соответствии с Положением о Министерстве экономики Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 23 октября 2000 г., Минэкономики Украины организует выполнение актов законодательства Украины и осуществляет систематический контроль за их реализацией. Основными его задачами являются: разработка предложений о формировании государственной экономической политики; определение приоритетных направлений социально-экономического развития Украины, структурной перестройки экономики, проектов прогнозов и индикативных планов, комплексных экономических государственных программ; координация деятельности органов исполнительной власти, связанной с выполнением этих программ; создание организационно-экономического механизма углубления экономической реформы; разработка предложений по государственному регулированию экономики и др.

В соответствии с возложенными на Минэкономики Украины задачами оно имеет право: координировать осуществление органами исполнительной власти мероприятий, направленных на реализацию экономической политики Украины; заслушивать доклады руководителей центральных органов исполнительной власти по вопросам развития экономики; представлять Кабинет Министров Украины по его поручению в международных экономических организациях; координировать распределение иностранных кредитов, иностранной технической помощи; осуществлять проверки соблюдения предприятиями и организациями государственной дисциплины цен; применять экономические санкции в соответствии с действующим законодательством и др.

По вопросам реализации экономической политики решения Минэкономики Украины являются обязательными для выполнения центральными и местными органами государственной исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.

В структуре Минэкономики Украины создана Государственная инспекция по контролю за ценами. Минэкономики Украины подчинены отделы по делам разгосударствления собственности и демонополизации производства и государственные инспекции по контролю за ценами в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе.

В областях, городах Киеве и Севастополе, районах, городах, районах в городах созданы управления экономики соответствующих местных государственных администраций. Свои полномочия они осуществляют согласно Типовому положению об управлении экономики областной, Киевской и Севастопольской городской государственной администрации от 12 января 1996 г. (с изменениями от 13 мая 1996 г.) и Типовому положению об управлении экономики районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственных администраций от 8 июня 1996 г., утвержденным соответствующими постановлениями Кабинета Министров Украины. Основными задачами управлений экономики являются: реализация государственной экономической политики Украины и ее региональных направлений; содействие комплексному экономическому и социальному развитию области (города), района, усовершенствованию размещения продуктивных сил, развитию межрегиональных и международных экономических связей; проведение государственной политики в сфере ценообразования. В рамках этих задач управления экономики наделены соответствующими полномочиями.

Непосредственное управление государственными предприятиями и организациями, действующими в сфере экономики, осуществляет руководитель — генеральный директор (директор), возглавляющий администрацию соответствующего субъекта. Свои функции руководитель организации, учреждения, предприятия осуществляет в соответствии с контрактом, заключенным между ним и Минэкономики Украины, и уставом (положением), утвержденным Минэкономики Украины, если они входят в сферу его управления.

Казенные предприятия выполняют свои задачи в соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О предприятиях в Украине». Управление казенным предприятием осуществляют органы, уполномоченные управлять соответствующим государственным имуществом. Органами управления казенными предприятиями являются министерства и другие центральные органы исполнительной власти. Они назначают на должность и освобождают от должности по согласованию с Кабинетом Министров Украины руководителя казенного предприятия, утверждают устав предприятия и изменения в него, осуществляют контроль за соблюдением устава и принимают решения в связи с его нарушением, контроль за использованием имущества, находящегося в государственной собственности и закрепленного за казенным предприятием, планирование и финансовый контроль за хозяйственной деятельностью и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.