Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационно-правовые основы управления национальной безопасностью




Административная ответственность за нарушение законодательства о всеобщей воинской обязанности и военной службе

Законом Украины «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» предусмотрена ответственность руководителей, других должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и граждан, виновных в нарушении порядка воинского учета, допризывной подготовки, приписки к призывным участкам, призыва на действительную военную службу, призыва на военную службу офицеров запаса, прохождения учебных сборов (занятий), мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности, явки по вызову в военный комиссариат, а также в совершении других нарушений законодательства о всеобщей воинской обязанности и военной службе.

Административная ответственность наступает в соответствии с КоАП за: нарушение военнообязанными и призывниками законодательства о всеобщей воинской обязанности и военной службе (ст. 210); умышленную порчу учетно-воинских документов или утрату их по небрежности (ст. 211); неявку по вызову в военный комиссариат (ст. 211-1); непредставление в военные комиссариаты списков юношей, подлежащих приписке к призывным участкам (ст. 211-2); прием на работу военнообязанных и призывников, не состоящих на воинском учете (ст. 211-3); необеспечение оповещения военнообязанных и призывников об их вызове в военные комиссариаты, воспрепятствование их своевременной явке на сборные пункты или призывные участки (ст. 211-4); несвоевременное представление документов, необходимых для ведения учета военнообязанных и призывников, неоповещение их о вызове в военные комиссариаты (ст. 211-5); несообщение сведений о военнообязанных и призывниках (ст. 211-6).

Районные (городские) военные комиссариаты обязаны во время проведения приписки к призывным участкам, призыва на действительную военную службу офицеров запаса и прохождения учебных сборов ознакомить граждан с их правами, обязанностями и требованиями Закона Украины «О всеобщей воинской обязанности и военной службе».

 

Глава 42 Управление национальной безопасностью

 

Под национальной безопасностью понимают состояние защищенности государственного суверенитета, конституционного порядка, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонительного потенциала Украины, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности иностранных специальных служб, посягательств со стороны отдельных организаций,групп и лиц.

Безопасность достигается проведением единой политики в сфере ее обеспечения, системой мероприятий экономического, политического, организационно-правового и другого характера адекватно угрозам жизненно важным интересам лица, общества и государства. Она охватывает мероприятия не только политического, экономического, правового, но и экологического, медицинского, военного, а также специального характера. Поэтому законодательством предусмотрено, что в осуществлении мероприятий в отношении национальной безопасности участвуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, негосударственные организации и граждане.

Силы (субъекты) обеспечения национальной безопасности тоже разнообразны. Это:

Украинский народ — граждане на выборах, референдумах, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления вьюказьґвают и реализуют свое видение в отношении обеспечения национальной безопасности, привлекают внимание общественных и государственных институтов к опасным явлениям, защищают собственную безопасность;

Верховная Рада Украины — в рамках своих полномочий осуществляет законодательное регулирование и контроль за деятельностью органов государственной власти и должностных лиц в отношении осуществления ими соответствующих полномочий в сфере национальной безопасности;

Президент Украины как глава государства — обеспечивает государственную независимость, осуществляет руководство в сферах национальной безопасности и обороны;

Совет национальной безопасности и обороны Украины как координационный орган по вопросам национальной безопасности и обороны при Президенте Украины — координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти в сферах национальной безопасности и обороны;

Кабинет Министров Украины — принимает меры по обеспечению обороноспособности, национальной безопасности и борьбы с преступностью;

Конституционный Суд Украины — решает вопросы о соответствии законов и других правовых актов в сфере национальной безопасности Конституции Украины и дает официальное их толкование;

суды общей юрисдикции — осуществляют правосудие в сфере национальной безопасности;

прокуратура Украины — осуществляет надзорные полномочия в сфере национальной безопасности;

Национальный банк Украины — разрабатывает и осуществляет эмиссионно-кредитную политику в интересах национальной безопасности;

министерства и другие центральные органы исполнительной власти — в пределах своих полномочий обеспечивают реализацию законов, указов, концепций, программ, постановлений органов государственной власти в сфере национальной безопасности, создают и поддерживают в состоянии готовности и применения соответствующие силы и средства безопасности.

Особая роль в этой сфере отводится военной организации государства, к которой относятся Вооруженные Силы Украины, внутренние войска, органы и подразделения МВД Украины, Пограничные войска Украины, воинские подразделения Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы и др.

В соответствии с Конституцией Украины и Законом Украины от 25 марта 1992 г. «О Службе безопасности Украины» общее руководство безопасностью осуществляет Президент Украины. Он возглавляет Совет национальной безопасности и обороны Украины, основными задачами которого согласно Закону Украины от 5 марта 1998 г. «О Совете национальной безопасности и обороны Украины» являются: определение стратегических интересов Украины, концептуальных подходов и направлений обеспечения национальной безопасности и обороны; осуществление текущего контроля деятельности органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны; подготовка оперативных решений, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к значительным социально-политическим, экономическим, военным и другим последствиям, и мероприятий по их ликвидации.

Кабинет Министров Украины осуществляет и контролирует реализацию конкретных мероприятий по национальной безопасности органами государственных служб специальной компетенции.

К числу основных органов специальных служб безопасности относятся: Служба безопасности Украины, Управление государственной охраны Украины, Государственная охрана при МВД Украины и Пограничные войска Украины.

Службу безопасности Украины и подчиненные ей органы возглавляет ее Председатель, который несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Службу безопасности Украины. Его назначает на должность Президент Украины.

Общее руководство деятельностью органов Службы безопасности Украины осуществляют Президент и Кабинет Министров Украины.

Органы Службы безопасности Украины представляют собой целостную централизованную систему, куда входят: Центральное управление Службы безопасности Украины; региональные областные управления, их межрайонные, районные и городские подразделения; Служба безопасности АРК; органы военной контрразведки; воинские формирования; учебные, научно-исследовательские и другие учреждения.

Региональные органы безопасности и органы безопасности в войсках непосредственно подчинены Центральному управлению Службы безопасности Украины. В своей оперативно-служебной деятельности они независимы от местных государственных администраций и органов местного самоуправления, должностных лиц, партий и движений.

Органы Службы безопасности Украины имеют в своем распоряжении учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения, центры специальной подготовки, а также подразделения специального назначения.

Деятельность Службы безопасности Украины, ее органов и сотрудников основывается на принципах законности, уважения к правам и достоинству личности, непартийности, единства системы органов и централизации управления ими, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.

Деятельность этих органов осуществляется по таким основным направлениям: 1) контрразведывательная деятельность; 2) борьба с коррупцией и организованной преступностью; 3) разведывательная деятельность.

Контрразведывательная деятельность заключается в выявлении, предупреждении, прекращении разведывательной и другой деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на причинение вреда безопасности Украины.

Сущность борьбы с коррупцией и организованной преступностью составляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, прекращению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений; проведению дознания и предварительного следствия по делам, отнесенных к компетенции органов Службы безопасности Украины. Органы Службы безопасности Украины осуществляют также мероприятия по выявлению, предупреждению, прекращению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, отдельных лиц и общественных объединений, имеющих цель насильного изменения конституционного порядка Украины, а также решают другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Разведывательная деятельность — это комплекс мероприятий специального назначения, направленных на информационно-аналитическое обеспечение эффективного решения органами исполнительной власти вопросов внутренней и внешней деятельности, связанных с национальной безопасностью.

В Законе Украины «О Службе безопасности Украины» закреплены обязанности и права ее органов. В соответствии со своими основными задачами они обязаны: осуществлять разведывательную и информационно-аналитическую работу; проводить мероприятия контрразведывательного обеспечения дипломатических представительств, консульских и других государственных учреждений; выявлять, прекращать и раскрывать преступления, расследование которых отнесено к их компетенции; проводить дознание и следствие по этим делам, разыскивать лиц, скрывающихся в связи с совершением указанных преступлений; осуществлять контрразведывательное обеспечение оборонительного комплекса, энергетики, транспорта, связи, а также важных объектов других отраслей хозяйства; участвовать в разработке и осуществлении мероприятий по защите государственных тайн; предоставлять помощь Пограничным войскам, органам внутренних дел, таможенной службы в борьбе с преступностью, нарушителями пограничного режима и таможенных правил.

Исходя из этих основных направлений деятельности, предусмотренных в Законе, постановлением Верховной Рады Украины от 16 января 1997 г. одобрена Концепция (основы государственной политики) национальной безопасности Украины, в которой определены основные направления государственной политики национальной безопасности Украины: в политической сфере — создание механизмов защиты прав граждан, предотвращение и устранение попыток вмешательства во внутренние дела Украины; в экономической сфере — недопущение незаконного использования бюджетных средств, контроль за экспортно-импортной деятельностью; в социальной сфере — выявление и устранение причин, которые приводят к резкому расслоению общества, применение своевременных мер по противодействию кризисным демографическим процессам; в военной сфере — создание эффективных механизмов и проведение комплексных мероприятий по предотвращению возможной агрессии или военного конфликта, локализации и ликвидации их последствий, предотвращение попыток и устранение нарушений государственной границы и территориальной целостности Украины; в экологической сфере — внедрение и контроль за соблюдением научно обоснованных нормативов природопользования и охраны окружающей среды, контроль за состоянием окружающей природной среды; в научно-технической сфере — применение комплексных мер по защите и развитию научно-технического потенциала, выявление и устранение причин научно-технологического отставания; в информационной сфере — применение комплексных мер по защите своего информационного пространства, выявление и устранение причин информационной дискриминации Украины и др.

Указом Президента Украины от 22 октября 1998 г. утверждены основы осуществления контроля в этой сфере. Основное внимание уделяется мероприятиям, направленным на усиление контроля, применение новых форм его осуществления, в том числе таких, которых раньше не было. Введена также специальная должность Уполномоченного по вопросам контроля за деятельностью Службы безопасности Украины, который назначается Президентом Украины и ему подчиняется. Уполномоченному предоставлены широкие права в сфере контроля за деятельностью Службы безопасности Украины и ее должностных лиц.

Функции государственной безопасности осуществляются также Управлением государственной охраны Украины и службой охраны объектов при МВД Украины.

Управление государственной охраны Украины осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Украины от 4 марта 1998 г. «О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц», который определяет назначение государственной охраны, ее объекты, полномочия службы, порядок контроля и надзора за ее деятельностью. Управление предоставляет государственную охрану лицам, занимающим государственные должности, на срок их полномочий: Президенту Украины, Премьер-министру Украины, Председателю Верховной Рады, Председателю Высшего хозяйственного суда, Генеральному прокурору и др. Оно обеспечивает охрану глав иностранных государств, правительств и других высших должностных лиц иностранных государств в период их пребывания на территории Украины. Управление государственной охраны Украины — центральный государственный правоохранительный орган со специальным статусом.

В осуществлении мер безопасности объектов государственной и других форм собственности в рамках своих полномочий участвуют органы внутренних дел. Постановлением Кабинета Министров Украины от 10 августа 1993 г. утверждено положение «О государственной службе охраны при Министерстве внутренних дел» (в редакции 2001 г.), согласно которому она обеспечивает охрану соответствующих объектов на договорных началах.

Важные функции в сфере безопасности Украинского государства осуществляют внутренние войска. В соответствии с Законом Украины от 26 марта 1992 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Украины» (в редакции от 11 декабря 1998 г.) они обеспечивают охрану и оборону важных государственных объектов, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины, сопровождают специальные грузы, осуществляют пропускной режим на охраняемых объектах и др.

Внутренние войска Украины при выполнении возложенных на них задач безопасности имеют широкие полномочия в применении мер воздействия, в том числе: задерживать граждан, проверять их документы, применять меры физического принуждения, огнестрельное оружие, специальные средства, боевую технику и т. п.

Деятельность всех указанных органов специального назначения в сфере безопасности Украины достаточно полно урегулирована законодательством и осуществляется под контролем государства и общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.