Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 12. Изучение личности преступника

Для изучения личности преступника в практических целях используются в основном те же источники и методы получения и обработки информации, которые применяются в целях анализа преступности и ее причин. Статистические карточки формы 2 «на лицо, совершившее преступление» и другие (например, ф. 1.2), а также соответствующие отчеты содержат сведения о поле, возрасте, гражданстве, образовании, социальном и должностном положении, а также прежних судимостях, характере, мотивах и целях преступной деятельности, действий, роли в преступлении (исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник) и других признаках личности преступников, а также о совершенных ими уголовно наказуемых деяниях. Статистически фиксируются данные о лицах, совершивших преступление в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения, являющихся хроническими алкоголиками, наркоманами, токсикоманами.

Некоторые позиции статистических карточек и отчетов прямо или косвенно характеризуют социальную среду и конкретные жизненные ситуации, в которых оказались лица, совершившие преступления. Это, например, сведения о месте учебы, о принадлежности к лицам, не имеющим постоянного источника дохода, к местным жителям или иногородним, к беженцам и вынужденным мигрантам, о нелегальном проживании на данной территории, об отсутствии постоянного места жительства, коррумпированных, международных и межрегиональных связях и др.

Информация, содержащаяся в статистических карточках, характеризует личность преступника более чем по двумстам текстуальным и закодированным позициям. При этом, так же как и при анализе данных о зарегистрированных преступлениях, в целях расшифровки ряда сведений используются коды справочников, где для описания, например, социального положения преступника предусмотрено 22 признака, должностного положения лиц, совершивших преступления, и потерпевших - 48 признаков. Всего в документах первичного учета содержится около 1500 признаков личности преступника.

За редкими исключениями, относящимися, например, к характеристике мотивации преступного поведения, информации о нрав-


ственно-пстологических признаках личности преступника в материалах статистического учета не имеется. Этот пробел может быть восполнен путем анкетирования, интервьюирования, программированного изучения уголовных дел, других документов, применения психологического тестирования.

При анализе сведений о личности преступников рекомендуется по возможности использовать данные, относящиеся к так называемому контрольному ряду из числа законопослушных граждан. Это позволяет выявить имеющиеся «сдвиги» в структуре личности преступников, отклонения от нормы (или, по крайней мере, от усредненных значений) в их личностных и поведенческих характеристиках. Для этих же целей данные уголовно-статистического наблюдения могут сопоставляться с показателями экономической, демографической, социокультурной и других отраслей статистики.

Глубокое и всестороннее изучение личности преступника имеет большое значение для индивидуализации наказания, определения оптимального варианта исправительного воздействия на осужденного, организации и тактики профилактической работы с конкретными правонарушителями. В последнем случае в поле зрения правоохранительных органов и, прежде всего, милиции попадают не только уже состоявшиеся преступники (те, кто совершил преступление), но и лица, от которых, судя по их антиобщественным действиям, противоправному поведению, можно ожидать совершения преступлений. Изучение личности правонарушителей (как преступников, так и иных) применительно к ситуациям индивидуально-профилактической работы рекомендуется проводить по схеме, отражающей следующие основные сведения.

1. О преступном и ином противоправном поведении (когда,
где и за что лицо привлекалось к уголовной и административной
ответственности, какие меры наказания или взыскания были назна
чены, где отбывало наказание и как характеризовалось в этот период).

2. Об обстоятельствах, обусловивших преступное и иное
противоправное поведение
(что было причиной каждого правона
рушения, в отношении кого они были совершены и по каким моти
вам, были ли связаны правонарушения с пьянством, употреблением
наркотиков, конфликтами в семейно-бытовой и других сферах, ка
кие условия способствовали либо облегчили совершение правона
рушений).


3. О социально-демографических свойствах и ведущих от
ношениях личности
(возраст, образование, семейное положение,
состав семьи, культурный уровень, специальность, трудовой опыт и
стаж, отношение к труду, к общепринятым ценностям, исполнению
общегражданских обязанностей, семье, детям).

4. Об индивидуально-психологических и иных особенностях
личности.
При этом обращается внимание на развитие интеллекта
(уровень умственного развития, запас знаний, жизненный опыт, ши
рота и направленность взглядов); черты характера (замкнутый или
общительный, эгоцентричный, легкомысленный, безответственный,
деятельный или пассивный, правдивый или лживый, мстительный,
жестокий, наглый, завистливый и т.д.); волевые качества (настой
чивость, решительность, неорганизованность, способность подчи
нять себе других или легко поддаться чужому влиянию и др.), по
требности и интересы
(в самоактуализации, в признании и одобре
нии, в защите от страха и неустроенности, гипертрофированные фи
зиологические потребности, склонности к чтению, занятию спор
том, техническому творчеству и т.д.); особые наклонности и при
вычки антиобщественного характера
(к употреблению спиртных
напитков или наркотиков, азартным играм, развратному образу
жизни, агрессивно-конфликтному поведению и т.д.); признаки пре
ступного опыта
(особые навыки подготовки, совершения и сокры
тия преступлений, знание обычаев и нравов криминальной среды,
осведомленность о методах оперативно-розыскной деятельности и
т.п.); заболевания и физиологические особенности (алкоголизм, нар
комания, психопатия, туберкулез, венерические болезни, ВИЧ-
инфекция, отклонения в сексуальной сфере).

5. Об условиях жизни, работы и ближайшем окружении (ха
рактеристика членов семьи, сложившихся семейно-бытовых отно
шений, жилищные условия, месторасположение работы и морально-
психологический климат в трудовом коллективе, материальная
обеспеченность, круг общения в сфере досуга, кто в ближайшем ок
ружении пользуется авторитетом, оказывает негативное либо пози
тивное влияние и т.п.).

Помимо упоминавшихся источников информации (уголовные дела и др.) для изучения личности правонарушителей, подвергающихся индивидуально-профилактическому воздействию, используются материалы об отказе в возбуждении уголовных дел, об адми-


нистративных и иных правонарушениях. При необходимости запрашиваются сведения с места работы и жительства, проводятся беседы с членами семьи правонарушителя, родственниками, соседями, сослуживцами.

Оценка условий формирования, свойств и проявлений личности преступника в их совокупности служит основой для прогнозирования индивидуального преступного поведения. Так же, как и при прогнозировании преступности, данный вид криминологического предвидения имеет вероятностный характер. Результатом индивидуального прогноза является предположение о той или иной степени вероятности совершения преступления конкретным лицом. Прогнозы индивидуального преступного поведения помогают определить круг лиц, в отношении которых требуется принятие мер предупреждения преступлений. Иными словами, с их помощью определяются криминологические основания для данного вида деятельности, ее направленность и содержание. Причем это касается лишь мер предупреждения, связанных с воспитательными воздействиями, оказанием социальной помощи и т.п. Какие-либо правовые ограничения, принудительные действия на основании одних лишь индивидуальных криминологических прогнозов осуществляться, разумеется, не могут.

Наряду с простейшими, интуитивными, прогнозами предпринимаются попытки предвидения возможности совершения преступлений конкретными лицами на базе разного рода математических моделей, таблиц или матриц факторов так называемых групп риска. При этом используются балльные оценки признаков личности и среды, возможности метода распознавания образов и другие исследовательские приемы1.

Более надежные результаты удается получить при определении степени вероятности возврата на преступный путь ранее судимых лиц; прогноз первичного преступного поведения намного сложнее и не столь точен.

При прогнозировании преступного поведения используются классификации (типологии) личности преступника. Так, вероятность совершения преступлений лицами последовательно-крими-

1 См.: Закалюк А.П. Прогнозирование и предупреждение преступного поведения. М., 1986.


нального типа практически стопроцентная (другое дело, что они далеко не всегда могут быть изобличены). Прогнозировать поведение лиц, относящихся к ситуативному, а тем более случайному типу преступников, значительно труднее. Преступники ситуативно-криминального типа занимают в данном отношении как бы промежуточное положение. Сложность, однако, состоит в том, что отнесение преступника к той или иной классификационной группе - дело весьма непростое.

В целом проблема прогнозирования индивидуального преступного поведения еще нуждается в основательной разработке с привлечением достижений психологии, других наук. В частности, актуальной задачей является создание компактной модели прогноза, разработка пригодных для практики правил, процедур, способов ее применения.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие источники информации и методы используются для изу
чения личности преступника в практической деятельности правоохрани
тельных органов?

2. Какие сведения о личности преступника необходимы для прове
дения индивидуально-профилактической работы?

3. Что понимается под прогнозированием индивидуального пре
ступного поведения?


Лекция 13. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 10. Механизм преступного поведения | Предупреждению преступлений, ее виды и этапы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.