Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучения изменений массового сознания

На рубеже 20 и 21 веков на стыке социальных и биологических наук возникло научное направление – социальная антропология. Социальная антропология образовалась для изучения глубинных внутренних процессов сознания, предшествующих и сопровождающих деятельность человека. Социальная антропология является учением о сущности и предназначении человека как субъекта-носителя сознания и феноменах его внутреннего духовного мира, которые предопределяют возможности раскрытия человеком себя как субъекта-творца своей социальной реальности и осознания себя и своей ответственности за акт творения и его социальные результаты [8].

Как предмет социальная антропологии изучает процесс объективизации продуктов внутреннего духовного мира человека в форме практической преобразующей деятельности. Процесс объективизации реализуется как результат преодоления человеком внешней необходимости данной социальной реальности - сначала в сознании, затем в реальной деятельности. Процесс объективизации разворачивается в сфере подлинной свободы, так как осуществляется как сознательный выбор линии поведения, что и определяет место и роль человека и человечества во Вселенной. При появлении в процессе деятельности как минимум двух составляющих - 1) осознания необратимости последствий своего действия и 2) осознания собственной ответственности за результаты любого действия – человек становится человеком-творцом себя, своего мира и окружающей реальности

Методологической основой социальной антропологии являются эмпирический материал естественно-научного социологического, психологического происхождения из источников смежных наук и теоретические построения в виде аналитических выводов, логических заключений, философских обобщений на основе специфических позиций современной антропологии [7,8].

Интегративность социальной антропологии заложена её формированием на стыке группы гуманитарных и естественных наук и обусловлена целостностью системой научного человекознания. Научные материалы современной антропологии неразрывно взаимосвязаны с другими группами естественнонаучного и гуманитарного знания. Основа подразделения взаимосвязей антропологии со смежными науками определяется общностью областей изучения деятельности человека. Одна область научного взаимодействия проецируется на область межличностных, общественных отношений человека, которые изучаются группой социологических наук. Приоритетный акцент внимания антропологии в этой области наук поставлен на механизмах процесса выбора человеком собственного действия (решения) в различных внешних обстоятельствах. Вторая область научного взаимодействия – проецируется на область психологических характеристик человека, которые изучаются группой психологических наук. Приоритетный научный предмет изучения антропологии в сфере психологии – самообусловленность внутреннего духовного мира человека, механизмы и особенности его формирования и функционирования [7,8].

Категорийный аппарат социальной антропологии достаточно широк и формируется в зависимости от направленности научного исследования. Категории социологического направления включают в себя такие характеристики как индивидуальность, свобода, выбор, целеполагание, ответственность, творчество, игра, риск, жизненный путь, ценностные ориентиры, смысл жизни, объективизация продуктов внутреннего духовного мира человека, антропологическая экспертиза реальных условий жизни. Категории психологического направления акцентируют понятия и характеристики рефлексивного мышления, самодостаточности, самополагания в отличие от более общих категорий, описывающих внешние психические, интеллектуальные, нравственные, творческие характеристики и признаки.

Основной задачей современной социальной антропологии является целостное раскрытие содержания и характера функционирования меха­низмов внутреннего духовного мира: последовательно, поэтапно - сначала в сознании (способ «удвоения себя»), а затем и в практическом созидании новых социальных форм (способ объективизации продуктов внутреннего духовного мира). С этой точки зрения социальная антропология выступает как учение о сущности и предназначении человека как субъекта-носителя истории, в том числе становлении и упадке различных форм общественного строя [8].

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Необходимость и возможность изменения массового сознания сегодня | Отличия современной социальной антропологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.