Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1: сущность народной художественной культуры и народного художественного творчества




Список использованмой литературы

1.Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. Москва, «Наука», 1989.- с.8-27, 132-155 2.Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. Москва, 1991.- с.235-242

3.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М.: Центр, 2002.- с. 130-173 4.Гроф С. Психология будущего. Уроки современного исследования сознания М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.- с.211-233

5. Дубнищева Т.Я.Концепции современного естествознания. М.:Изд.центр «Академия», 2006.-13-44, 245-319, 415-602

6.Минченков А.В,.Елпидифоров Н.Б. Методы структурной психосоматики. СПб: ЮВЕНТА, 2001, с.9-113

7.Назарук М.М. Основи екології та соціоєкології. Львів, Афіша, 1999.- с.85 – 99

8..Шаронов В.В. Основы социальной антропологіии. СПб.: Издательство «Лань», 1997. – с.188

 

 

У многих из нас понятие «культура» зачастую ассоциируется с искусством, литературой, театром, образованием, с целым рядом форм культурно–просветительской деятельности (музейная, библиотечная и др.). Такое понимание культуры сложилось в нашей стране в последние десятилетия. Хотя в дореволюционной России и в современной научной и образовательной сфере понятия «культура» и «искусство» не тождественны.

Ø Сравните и прокомментируйте понятия. Найдите сходства и отличия. В чем принципиальное отличие культуры от искусства?

· Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества.

Тайлор Э. Первобытная культура. - М., 1989.

· Культура – способ человеческой деятельности. Культура – совокупность материальных и духовных ценностей.

Маркарян Э. Теория культуры и современна наука. – М., 1983.

· Культура – система ценностей данного общества.

Смелзер Н. Социология. - М., 1994.

· Art - the making or expression of what is beautiful.

(«Искусство - создание впечатления от прекрасного»).

· Culture – the customs beliefs and all the other products of human thought made by a particular time.

(«Культура - обычаи, верования и другие продукты человеческого мышления, возникшие у определенной группы людей в определенное время»).

Словарь современного английского языка: В 2-х т. – М., 1992.

Понятие «культура» относится к числу фундаментальных понятий современного гуманитарного дискурса. Разнообразие дефиниций этого явления объясняется тем, что в каждом определении фиксируются те или иные черты и особенности, что люди называют «культурой», но ни одно из них не может быть исчерпывающим. Они «отвечают критерию необходимости, но не отвечают его спутнику - критерию достаточности»[1].

Этимология понятия «культура» определяется двойственно. В одном случае - культура – от лат. сultura – возделывание, воспитание, образование, развитие; в другом - культура происходит от слова «культ», т.е. поклонение, почитание.

И первый, и второй аспекты отражают важные качества. В первом случае отмечается некая продуктивная деятельность - творчество[2], во втором подчеркивается наличие некой высшей ценности[3], чрезвычайно важной для человека, возвышающейся над ним, но в то же время, с ним связанной.

Л.Г. Ионов, вслед за американскими антропологами А. Кребером и К. Клакхоном, проанализировавшими более 150 определений культуры, в своей книге «Социология культуры» (М., 1996) выделяет 6 основных типов дефиниций:

· Описательные определения, в которых упор делается на перечисление всего того, что охватывает понятие культуры.

· Исторические определения, в которых акцентируются процессы социального наследования, традиции.

· Нормативные определения, которые ориентируются на идею образа жизни[4] или на представления об идеалах и ценностях.

· Психологические определения, в которых упор делается либо на процессе адаптации к среде, либо на процессе научения, либо на формировании привычек.

· Структурные определения, в которых внимание акцентируется на структурной организации культуры.

· Генетические определения, в которых культура определяется с позиции ее происхождения: культура рассматривается или как продукт (артефакт), или упор делается на идеи, или подчеркивается роль символов, или определяется как нечто, происходящее из того, что не есть культура.

Ø К какому из перечисленных типов можно отнести следующие определения?

Культура – это некое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигнутые человеком как членом общества.

Э. Тайлор.

Культура – это социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни.

Э. Сепир.

Образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой… Культура племени есть совокупность стандартизированных верований и практик, которым следует племя.

К. Уислер.

Культура – это выход избыточной человеческой энергии в постоянной реализации высших способностей человека.

Т. Карвел

Культура – это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях.

У.Томас

Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и есть культура, или цивилизация… Эти приспособления обеспечиваются путем сочетания таких приемов, как варьирование, селекция и передача по наследству.

У. Самнер, А. Келлер

Культура – это социологическое обозначение для наученного поведения, т.е. поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках, как у ос или «социальных муравьев», а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей.

Р. Бенедикт

Культура – это формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов.

К. Янг

Культура – это, в конечном счете, не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества.

Р. Линтон

Культура – это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются, передаются по наследству членам данного общества.

Р. Линтонэ

В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга

П. Сорокин

То, что отличает человека от животных, мы называем культурой.

В. Оствальд

 

Ф.И. Минюшев (Социология культуры. - М., 1994) выделяет три похода в систематизации определений: 1) антропологический, изучающий культуру малых и первобытных народов; 2) философский, объединяющий в себе деятельностный подход, «технологический», гуманистически-смысловой и «достиженческий»; 3) социологический. Занимаясь проблемами социологии культуры, Ф.И. Минюшев сформулировал наиболее логически обоснованное определение культуры с позиции социологии. Он определяет ее как знания, ценности, нормы, социальные образцы и другие атрибуты, определяющие поведение и деятельность социальных групп, общностей и отдельных индивидов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.