Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тексты для чтения. 3. Фольклор народов России

1. Русский фольклор.- М., 1986.

2. Русский фольклор. – М, 2007.

3. Фольклор народов России. В 2 т.: Т. 1. – М., 2003.

4. Фольклор народов России. В 2 т.: Т. 2. – М., 2003.

Литература

1. Архипова А.С. Анекдот и его прототип: генезис текста и формирование жанра. – М., 2003

2. Жигарина Е.Е. Современное бытование пословиц: вариативность и полифункциональность текстов. – М., 2006

3. Левкиевская Е. Мифы русского народа. – М., 2006.

4. Пермяков Г.Л. Пословицы и поговорки нардов Востока. – М., 2001.

5. Росс Е. Русский фольклор в таблицах и схемах. – Самара, 2008.

6. Русское народное поэтическое творчество / М.А. Вавилова, В.А. Василенко, Б.А. Рыбаков, А.М. Новикова. – М., 1986.

7. Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество. – М., 2008.

8. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.


[1] Каган М.С. Философия культуры.- СПб., 1996. – С. 18.

[2] Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.

[3] Ценность – способность, присущая предметам и явлениям действительности иметь в сознании человека специфически культурный смысл и значимость как утилитарно-прикладного, так и исключительно культурного свойства, т.е. через соотнесение с абсолютными культурными ценностными критериями: Истина, Добро, Красота. Эта ценность является не полностью внешней, отстраненной от человека, а выступает в качестве некого ориентира или цели в его жизни и деятельности.

[4] Образ жизни - специфическая жизнедеятельность людей, которая определяется следующими параметрами: а) социокультурными нормами, образами и стереотипами деятельности, поведения, общения; б) механизмами социального контроля; в) содержание жизнедеятельности людей; г) содержанием доступной людям информации; д) побудительными стимулами и механизмами деятельности и поведения

[5] Гуревич П.С. Культурология. – М., 1996. – С. 19.

[6] Воннегут К. Сирены Титана. Колыбель для кошки. Бойня номер пять. – Ставрополь, 1989. – С. 391-392.

[7] Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. – М., 1997.

[8] Р. Редфилд считал, что «картина мира – это видение мироздания, характерное для того или иного народа, это представления членов общества о самих себе и о своих действиях, своей активности в мире. Культура мира – это как бы комплекс ответов, даваемых той или иной культурой на извечные вопросы бытия: кто такой я и кто такте мы? Среди кого я существую? Какое мое отношение к тем или иным вещам?».

[9] Ментальность - это не сформированная четко и не вполне осознаваемая манера мышления, где коренятся автоматизмы и привычки человека. Это система образов и ощущений, которые лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в нем и, следовательно, определяют поступки и поведение людей.

[10] Архетипическое событие - реальные или легендарные событие, лежащее в истоках этноса и программирующее в качестве некого образца, нормы поведения, его последующую историю.

[11] Основы теории художественной культуры / Под общ. ред. Л.М. Мосоловой. – СПб., 2001. – 32.

[12] Михайлова Л.И. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005.- С. 29.

[13] Основы теории художественной культуры / Под общ. ред. Л.М. Мосоловой. – СПб., 2001. – 32.

[14] Селиванов В.В. искусство в системе художественной культуры // Художественная культура и искусство. – Л., 1987. – С. 5.

[15] Селиванов В.В. Искусство в системе художественной культуры // Художественная культура и искусство. – Л., 1987. – С. 8.

[16] Майоров Г.Г. Этика христианства. – М., 1987.

[17] Сокращенный молитвослов. – СПб., 1861. – С. 73.

[18] Гофф Ж. Ле Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992. – С. 307.

[19] Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. – СПб., 2006. – С. 16.

[20] Плотин, в отличие от Платона, полагал, что, подражая реальным вещам, произведения искусства восходят к первоисточнику, к божественной сущности мира.

[21] Цит. по: Бычков В.В. Духовно-эстетические основы иконы. – М., 1995. – С. 110-111.

[22] Гвардини Р. Конец нового времени // Феномен человека / Под ред. П.С. Гуревича. – М., 1993. – С. 249.

[23] Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1996.

[24] Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. – М., 1995. – С. 156.

[25] А вот канон характерный для тоталитарного общества являлся одним из способов поддержания равновесия в этой области.

[26] Платон Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. – М., 1962.- Т. 1.

[27] Кант И. Критика чистого разума. – М., 1987.

[28] Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – м., 1980.

[29] Хайдеггер М. Избранные произведения. – М., 1997.

[30] Лазарев Ф.В. Познание, творчество, культура. – М., 1978.

[31] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 22.

[32] Гусев В.Е. Русская народная художественная культура. Теоретические очерки. – СПб., 1993.

[33] Гусев В.Е. Народная художественная культура: теоретические очерки. – СПб., 1993.

[34] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 37.

[35] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 38.

[36] Удмурты: историко-этнографические очерки. – Ижевск, 1993. – С. 270.

[37] Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. – Р.-н/Д., 1998. – С. 227.

[38] Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. – М., 1995. – С. 23.

[39] Вагнер Г.К. О природе народного искусства // Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. – М., 1991; Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема «Запад» - «Восток» в культурологии: взаимодействие художественных культур. – М., 1994; Канцедикас А.С. Искусство и ремесло: К вопросу о природе народного искусства.- М., 1977; Некрасова М.А. Народное искусство как часмть культуры: Теория и практика. – М., 1983.

[40] Народная художественная культура. - М: МГУКИ, 2000.

 

[41] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 31.

[42] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 31.

[43] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 50.

[44] Более подробно об этнической картине маара будем говорить в последующих лекциях. А сейчас, в первом приближении, нужно отметить, что этническая картина мира – свод основных допущений и предположений, обычно не осознаваемых и не обсуждаемых, которые направляют и структурируют поведение представителей данной общности почти точно так же, как грамматические правила, неосознаваемые большинством людей, структурируют и направляют их лингвистическое поведение.

[45] Современный городской фольклор. – М., 2003.

[46] Современный городской фольклор. – М., 2003. – С. 5.

[47] Гусев В.Е. Народная художественная культура: теоретические очерки. – СПб., 1993. – С. 7.

[48] Аникин П.П. Теория фольклора. Курс лекций. – М., 2004. – С. 10.

[49] Пример приводится по: Аникин П.П. Теория фольклора. Курс лекций. – М., 2004. – С. 10.

[50] Аникин П.П. Теория фольклора. Курс лекций. – М., 2004.

[51] Горький М. Собр.соч.: В 30 т. – Т. 11. – М., 1951. – С. 290 - 293.

[52] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 59.

[53] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 62.

[54] Под городскими мифами часто понимаются: широко распространенные заблуждения по поводу тех или иных городских объектов («ворота Кавказа» [о триумфальной арке в г. Ставрополе]); бытующие в городской среде рассказы о разного рода чрезвычайных событиях (например, как в гастрономе номер восемь продавали сардельки, сделанные из человеческого мяса); истории, привязанные к конкретным городским локусам, нередко в них дается толкование происхождения топонима или определенной архитектурной особенности («город креста» [о Ставрополе]) (см. подробнее в книге: Штайн К.Э., Бобылев С.Ф., Петренко Д.И. Язык современной исторической науки. Семиотический анализ исторического текста. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. – 547 с.)

[55] Современный городской фольклор. – М., 2003. – С. 6.

[56] Адоньева С.Б. Прагматика фольклора и практика переходных ритуалов // Современный городской фольклор. – М., 2003. – С. 323.

[57] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005

[58] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 70.

[59] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 85.

[60] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 79.

[61] Соломоник А. Семиотика и лингвистика.- М., 1995.

[62] Образ в философско-психологическом смысле – результат отражения объекта в сознании человека. На чувственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне мышления – понятия, суждения и умозаключения. Образ объективен по своему источнику – отражаемому объекту – и субъективен по способу своего существования. Материальной формой воплощения образа являются: практические действия, язык, различные знаковые модели.

[63] Багдасарьян Н. Указ. соч.

[64] Антонян Ю.М. Миф и вечность. – М., 2001. – С. 206.

[65] Элиаде М. Мефистофель и адрогин. – СПб., 1998. – С. 353-362.

[66] Антонян Ю.М. Указ. соч. – С. 213.

[67] Смелзер Н. Социология. – М., 1997.

[68] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. ХХ век: Антология. – М., 1995.

[69] Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998.

[70] Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М., 1999.

[71] Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998.

[72] Элиаде М. Аспекты мифа. – М., 2005. – С. 11.

[73] Элиаде М. Аспекты мифа. – М., 2005. – С. 24.

[74] Фрезер Д. Золотая ветвь: Исследование маги и религии. – М., 1980.

[75] Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М., 1999.

[76] Платонова Э.К. Конспект лекций по культурологии. – М., 2005.

[77] Элиаде М. Сакральное и мирское. – М., 1989.

[78] Элиаде М. Аспекты мифа. – М., 2005. – С. 25.

[79] Фрезер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. – М., 1980.

[80] Элиаде М. Аспекты мифа. – М., 2005. – С. 196.

[81] Элиаде М. Космос и история. – М., 1987. – С. 33.

[82] Барт Р. Мифологемы. – М., 1998.

[83] См. подробнее: Гуревич П.С. Социальная мифология. – М., 1983.

[84] Там же.

[85] Бергер П. 50 тезисов о капиталистической революции.- М., 1989.

[86] Макаренко В.П. Политическая философия. – Р.-н/Д., 1994.

[87] Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Мифы российского сознания и пути достижения общественного согласия. – СПб., 1995.

[88] Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1996.

[89] Шиллер Г. Антиамериканизм. – М., 2999.

[90] Осипов Г.В. Социальное мифотворчество и социальная практика. – М., 2000.

[91] Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Ю.М. Лотман. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. Таллинн, 1992; Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992; Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Ю.М. Лотман. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. Таллинн, 1992.

[92] См. подробнее: Косов Г.В. Социология. Политология. – М.; Ставрополь, 2002.

[93] Цит по: Лурье С.В. Историческая этнология. – М., 2004.

[94] См. подробнее: Лурье С.В. Историческая этнология. – М., 2004.

[95] Канцедикас А.С. Искусство и ремесло: к вопросу о природе народного искусства.- М., 1977. – С. 87.

[96] Общение представляет одну из базовых биопсихологических и социокультурных потребностей человека. Человеческий индивид как отдельное существо незавершен, неполон, несамодостаточен как биологически, так и психологически, и интеллектуально.

[97] Коммуникация является специфически культурной формой общения. Коммуникация есть обмен информацией между людьми посредством знаков и символов, при котором информация передается целенаправленно и принимается избирательно, а взаимодействие осуществляется в соответствии с определенными правилами и нормами.

[98] Являясь необходимой основой самовоспроизведения и развития культуры, передача социокультурной информации происходит в форме: типа социальной памяти (фиксирующей для передачи в специфически социальной форме культурный опыт человечества); типов непосредственной передачи социокультурного опыта в рамках наличного культурного сообщества; различных типов и видов социализации индивидов.

[99] Трансляция культуры осуществляется через включение каждого индивида в единый культурный процесс посредством развертывания личного культурного процесса, который происходит как включение индивида в общество, посредством усвоения единой картины мира, общих норм, оценок и стремлений, становящихся личностными, т.е. ценностями личностно значимыми для человека, и (посредством этого) формирование внутреннего культурного процесса протекающего как личное культурное творчество, но в системе традиционных (общезначимых) культурных ценностей и норм, общей картины мира данной культуры.

[100] Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3-х т. – Таллинн, 1993. – Т. 3. – С. 326.

[101] Библер В.С. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. – 1989. - № 6.

[102] Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996.

[103] Scheler M. Die Wissensformen und die Gesellschaft. – Bern, 1975.

[104] «hardware» и «software» - понятия, обозначающие соответственно материальную часть компьютерных систем (сам компьютер, принтер и т.д.) и программные составляющие этих систем; вместе они образуют целое компьютерных, информационных систем.

[105] История китайской философии. – М., 1989. – С. 54.

[106] См.: Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С. 185.

[107] Сюжет взят в работе: Гуревич А.Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства // Гуревич А.Я. Избранные труды. Том 2. Средневековый мир. – М.-СПб., 1999.

[108] Артефакт - (от лат. artefaktum- искусственно сделанное) процесс или образование, не свойственное изучаемому объекту в норме и возникающее обычно в ходе его исследования; в более широком смысле - искусственный продукт, нечто сделанное, а не возникшее естественным образом.

[109] Налимов В. Вселенная смыслов // Общественные науки и современность. – 1995. - № 3.

[110] Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1981. – С. 705.

[111] Семиотика - наука о знаках и знаковых системах. Система - отграниченное взаимосвязанное множество элементов, отношение которых друг с другом порождают интегрированное качество, по которому данную совокупность отличают от окружающей среды.

[112] См.: Лотман Ю.М. Актуальные проблемы семиотики культуры. – Тарту, 1987.

[113] Налимов В. Указ соч.; Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. – М., 1995.

[114] Лотман Ю.М. Избранные статьи. – талин, 1992. – Т. 1. С. 131 – 132; Лотман Ю.М. В нутрии мыслящих миров. – М., 1996. – С. 22.

[115] Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. – М., 1994.

[116] Контекстуальность подразумевает познание явления во всех его соотношениях, какими они присутствуют в облике самого предмета, и в целях, смыслах его местоположения.

[117] Кармин А.С. Основы культурологии: Морфология культуры. – СПб., 1997. – С. 223.

[118] Герменевтика (греч. hemeneuo - разъяснять) одна из древнейших наук, появившаяся в раннем христианстве и занимавшаяся толкованием религиозных текстов. Современная герменевтика, основателем которой был Г.-Г. Гадамер, стремится к реконструкции и конструировании его смысла.

[119] Кармин А.С. Указ. соч. – С. 125.

[120] Лихачев Д.С. Записки и наблюдения. – Л., 1989.

[121] Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. – С. 281.

[122] Знаковая система (по А.Соломонику) - система знаков, приводящихся в действие исключительно в соответствии с правилами приданными, либо имманентно (т.е. проистекающие из его природы) присущими данной системе (Соломоник А. Семиотика и лингвистика. – М., 1995. – С. 28).

Метасистетма – протосистема, заключающая все потенциально существующие элементы всех знаковых систем.

[123] Кн. Бытия 2:19.

[124] Семантика - (от лат. semantikos- обозначающий) - значение, т.е. все содержание, любая информация, передаваемые языком или другой знаковой системой, или какой-либо единицей, определенным знаком.

[125] Багдасарьян Н. Язык культуры // Социально-политический журнал. – 1994. - № 1-2. – С. 51 – 67.

[126] Феномен храмого действа подробно изучал в начале ХХ века Трубецкой.

[127] Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996. – С. 277.

[128] Анализ проведен по: Лосев А.Ф. История античной философии. – М., 1989.

[129] См. Подробнее: Богословие в культуре средневековья. – Киев, 1992.

[130] Козловски П. Культура постмодерна. – М., 1997. – С. 22.

[131] Маркузе Г. Одномерный человек.- М., 1996.

[132] Ван Гог В. Письма. В 2-х т. – М., 1994. – Т.1. –С. 60.

[133] Кандинский В. О духовном в искусстве. – М., 1992.

[134] Ван Гог В. Письма. В 2-х т. – М., 1994. – Т.2. – С. 74.

[135] Ван Гог В. Письма. В 2-х т. – М., 1994. – Т.1.

[136] Кандинский В. Указ. соч. – С. 15.

[137] Гюнсманс Ж.-К. Наоборот // Наоборот: Три символических романа. – М., 1995. – С.6.

[138] Кандинский В. Указ. соч. – С. 28.

[139] Ван Гог В. Письма. В 2-х т. – М., 1994. – Т.2. – С. 99.

[140] Кандинский В. Указ. соч. – С. 35.

[141] Кандинский В. Указ. соч. – С. 15.

[142] Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. - Таллинн, 1992 – 1993.

[143] Экштут С.А Великая Французская революция и нравственные искания декабристов // НДВГУ. - Философские науки. - 1990, № 1. - С. 12-20.

[144] Соломоник Д. Семиотика и лингвистика. - М.,1995.

[145] Орлова Э.А. Познавательные возможности категории «образ жизни» // Образ жизни в условиях социализма. - М., 1984.

[146] Бахтин М.М. Философия поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. М., 1984-1985.

[147] Козловски П. Культура постмодерна. – М., 1997.

[148] Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1987.

[149] Русская поэзия II половины XVIII века. - М., 1979. - С.58.

[150] Прокудин - Горский М.П. Уединенное размышление сельского жителя. – М., 1770. - С. 72

[151] Русская поэзия II половины XVIII века. - М., 1979. - С.112.

[152] Болотов А.Т. Путеводитель к истинному человеческому счастью или опыт нравственных и отчасти философских рассуждений о благополучии человеческой жизни и средствах к приобретению оного. - М., 1784. - С. 275.

[153] Болотов А.Т. Путеводитель к истинному человеческому счастью или опыт нравственных и отчасти философских рассуждений о благополучии человеческой жизни и средствах к приобретению оного. - М., 1784. - С. 280.

[154] Пушкин А.С.// Полн. собр. соч. Т. 10. С. 278.

[155] Гирьифельд К. Сельская жизнь. М., 1792; Орлов - Давыдов В.П. Биографический очерк гр. В.Г. Орлова. М., 1778; Долгоруков И.М. Повесть о рождении моем, происхождение и всей жизни. 1764 - 1800. Пг., 1916 Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. 1738 - 1793. М. - Л., 1937.

[156] Вяземский П. Записные книжки. - М., 1992. - С. 294.

[157] ИРЛИ, ф. 604, ед. хр. 16, лл. 27, 54-58.

[158] Цит. По: Зензинов М.М. Декабристы. Материалы для характеристики. - М., 1907. - С. 23.

[159] Архив Братьев Тургеневых. - Вып. 2. - СПб., 1913. - Т. I. - С. 121.

[160] Глинка Ф.Н. Статьи и письма. - М., 1925. - С. 34.

[161] Лунин М. Письма из Сибири. М., 1987. С. 54-58.

[162] Вольтер А. Философские повести. М., 1979.

[163] Восстание Декабристов. – М., 1925. - Т. IV. - С. 90.

[164] Дербов А.А. Влияние Французской буржуазной революции на отношения русской дворянской интеллигенции к идеям европейского Просвещения. // Французская буржуазная революция и Россия: материалы научной конференции. - Саратов, 1988. - С. 97.

[165] Розен А.Е. Записки декабриста. - Иркутск, 1984. - С. 57.

[166] Цит. по: Ланда С.С. Дух революционных преобразований. Из истории формирования идеологии и политической фантазии декабристов (1816-1825). - М., 1975. - С. 46.

[167] Цит. по: Дьяков В.А. Освободительное движение в России 1825-1861 гг. - М., 1979. - С. 75.

[168] Восстание декабристов. - М., 1925. - Т.4. - С.90.

[169] Пушкин А.С. // Собр. соч.: В 6-ти т. - М., 1969. - Т.5. - С.283 - 284.

[170] Поликарпов В.С. История нравов России. - Ростов - Дон, 1995. - С.129.

[171] Гарин - Михайловский Н.Г. Детство Темы. - Л. 1954. - С. 204.

[172] Грибоедов А.С. // Сочинения. М., 1989. С. 399.

[173] Государственный литературный музей. Летописи. Книга 3. Декабристы. - М., 1938. - С. 205.

[174] Державин Г.Р. // Сочинения. СПб., 1871. Т.6. С. 298

[175] Ключевский В.О. Русская история. В 3- х т. - М., 1993. - Т. 3. - С. 413.

[176] Цит. по: Дьяков В.А. Освободительное движение в России. 1826 - 1861гг. М.,1979. С. 74.

 

[177] Письмо борона Штейнгеля к императору Николаю // Исторический сборник вольной русской типографии в Лондоне А.И. Герцена и Н.П. Огарева. - М., 1971. - Кн. 1. - С. 120.

[178] Восстание декабристов. - М.,1969. - Т.12. - С.424.

[179] Декабристы. Биографический справочник. - М., 1986.

[180] О долге и чести в российской армии. - М.,1989. - С.24.

[181] Долгоруков И.М. Бытие сердца моего. М., 1817.; Гиршфельд К. Сельская жизнь. М.,1792.; Сумароков А.П.Письмо о красоте естества // Трудолюбивая пчела. СПб., 1759.; Вигель Ф.Ф. Воспоминания. М., 1864.; Иоганна Георга Гофмана о спокойствии и удовольствии две книги, расположенные по правилам разума и веры. М., 1796.

[182] Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 2007.

[183] Грибоедов А.С. // Указ. соч. - С.395.

[184] Исторический сборник вольной русской типографии в Лондоне А.И. Герцена и Н.П. Огарева. - М., 1971. - Кн. 1. - С. 120.

[185] Записки И.Д. Якушкина. Изд. 3-е. - СПб., 1905. - С. 18, 28-32.

[186] Русская поэзия II половины XVIII века. - М., 1978. С. 113.

[187] Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 2007.

[188] Пушкин А.С. // Собр. соч. В 6 т. - М., 1967. - Т. 4. - С. 215.

[189] Записки И.Д. Якушкина. Изд. 3-е. - СПб., 1905. - С. 54.

[190] Гершензон М., История молодой России. - М., 1908. - С. 1.

[191] Там же. - С. 6.

[192] Давыдов Д.В. Сочинения. - М., 1962. - С. 273-274.

[193] Русский вестник. - 1861 г. - № 3. - С. 290.

[194] Цит. по: Исаев В. История политических и правовых учений России. - М.,1996.

[195] Цит. по: Черная Л.А. Русская мысль второй половины XVII - начала XVIII в. о природе человека // Человек и культура. М., 1990. С.123.

[196] Державин Г.Р. Сочинения. - СПб, 1871. - Т. VI. - С. 298.

[197] Гершензон М. Указ. соч. - С. 4.

[198] Там же. - С. 5.

[199] Там же. - С. 6.

[200] Рылеев К.Ф. Избранные произведения. - М., 1964.

[201] Бестужев А.А. (Марлинский) Красное покрывало // Он же. Ночь на корабле. - М., 1988. - С. 176.

[202] Бестужев А.А. (Марлинский) Красное покрывало. - С. 176-177.

[203] Бестужев А.А (Марлинский) Аммалат-бек // Он же. Ночь на корабле. - М, 1988. - С. 226

[204] В.Д. - Т. 2. - С. 261.

[205] Бестужев А.А. (Марлинский) Аммалат-бек. - С. 226-227.

[206] Цит. по: Пыпин А.К. Общественное движение при Александре I. - М., 1916. - С. 330-331.

[207] Вяземский П.А. Старая записная книжка // Полн. собр. соч. - СПб., 1883. - Т. VIII. - С. 380.

[208] Толстой Л.Н. Война и мир. - М., 1984. - Т. 1.

[209] Сочинения А. Марлинского (А.А. Бестужева). - Т. 2. - Изд. 3-е. - С-Пое изд. А.С. Суворина. - С. 208.

[210] Беляев А.П. Воспоминания о пережитом и перечувствованном // Русская старина. - 1880. - № 12. - С. 821-822.

[211] Цит. по: Пыпин А.К. Общественное движение при Александре I. - М., 1916. - С. 648-649.

[212] Цит. по: Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. - М., 1995. - С. 12.

[213] Интересной в связи с этим является позиция К.Э. Штайн, которая анализируя причину появления языческих знаков на строениях в городе Ставрополе XIX века (полоса «дождиков» над окнами, солярная символика, четырех-, шести-, восьмилучевые (и более) колеса, знаки бесконечности), отмечала, что «в ответ на хаос в религиозном сознании ставропольцев и были вызваны, может быть, подсознательно устойчивые знаки и понятия, соединяющие человека с космическим, небесным миром… язычество включается в общую структурно-системную организацию города и мышление его обитателей» (Штайн К.Э., Бобылев С.Ф., Петренко Д.И. Язык современной исторической науки: Семиотический анализ исторических текстов. – Ставрополь, 2006. – С. 327).

[214] Кавелин К.Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры. - М., 1989. - С. 214.

[215] Кавелин К.Д. Указ. соч. С. 219.

[216] Лукьянов В.Г., Урсу И.С. Социология. – СПб., 1994. – С. 26-27.

[217] Самосознание членов этноса как бы фокусирует представления об общности происхождения и исторической судьбе входящих в него людей. Сформировавшееся в ходе этногенеза сознание фактически выступает не только как важнейший определитель этнической принадлежности, но и как сила, объединяющая членов этноса и противопоставляющая их в этническом отношении другим этносам.

[218] Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. – Ставрополь, 2001.

[219] Тишков В. Очерки теории и политики этничности в России. - 1997.

[220] Николаев В.Г. Идентичность // Культурология. ХХ век. Словарь. - СПб., 1997. - С. 136-137.

[221] Эриксон Э. Детство и общество. - СПБ., 1996; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.

 

[222] Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль: Тексты. – М., 1996.

[223] Стефаненко Т. Этнопсихология. - М., 1999.

[224] Многоуровневая идентичность. – М.; Майкоп, 2006.

[225] Анализ концепции Л.Н. Гумилева проводится по: Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. – М., 1988; Гумилев Л.Н. От Руси в России. – М., 1992; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л., 1992; Садохин А.П. Этнология. – М., 2000; Королева-Конопляная Г.И. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева // Социально-политический журнал. – 1994, - № 7-8.

[226] Стереотип поведения – изменяющийся по ходу времени комплекс стереотипов поведения членов этнической системы, передаваемый путем сигнальной наследственности.

[227] Комплиментарность – ощущение подсознательной симпатии (антипатии) особей, определяющее деление на «своих» и «чужих».

[228] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л., 1992.

[229] Пассионарной толчок является первой фазой этногенеза. Его причиной может служить идея, часто религиозная.

[230] Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. – Л., 1990. – С. 33.

[231] Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. – Л., 1990.

[232] Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. – Л., 1990.

[233] Садохин А.П. Этнология. – М., 2000.

[234] Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М., 1989. – С. 19.

[235] Гумилев Л.Н. География этноса в исторический перерод. – Л., 1990. – С. 66.

[236] Сикевич З.В. русские: образ народа. – СПб., 1996.

[237] Лурье С. Историческая этнология. – М., 2004.

[238] Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. – М., 1997.

[239] Вавилин В.Ф. Оценка факторов и условий функционирования компонентов этнической культуры // Социологические исследования. – 1993, - № 1.

 

[240] Бабаков В.Г., Матюнин Е.В., Семенов В.М Национальные культуры общественном развитии России // Социально-политический журнал. – 1995, - № 5.

[241] Лурье С. Историческая этнология. – М., 2004.

[242] Лурье С. Историческая этнология. – М., 2004. – С. 297 – 298.

[243] Лурье С. Историческая этнология. – М., 2004. – С. 298.

[244] Лурье С. Историческая этнология. – М., 2004.

[245] Цит. по: Косов Г.В. Экологическая детерминанта политической динамики современного общества. – М., 2003. – С. 24-25.

[246] Гачев Г. Национальные образы мира. Евразия – космос кочевника, земледельца, горца. – М., 1999. – С. 9.

[247] Цит. по: Памятники мировой исторической мысли: В 5 т. – М., 1962. – Т.1. – С.86.

[248] Там же. – С.114.

[249] Аристотель. Об искусстве поэзии. – М., 1957.

[250] Buckle H.T. History of Civilization in England. – V. 1-2. - L., 1857 – 1861.

[251] Boas F. The Limitations of the Comparative Method of Anthropology // Science. Vol. 4, № 103, 1896, December 18. P. 902.

[252] Цит. по: Таксами Н.Ч. Экологическая антропология США // Личность. Культура. Общество. – 2000. – Т 2. Вып. №3 (4).

[253] Evolutions and Ecology / Ed. by Jane C. Steward and Robert F. Murphy. - University of Illinois. Urbana, 1977. Р. 22. Стюард, отвергая возможность показа и изучения универсально-исторических связей, предложил выявлять только функциональные взаимосвязи между географической средой, развитием техники, формами социальной, политической организации и идеологией.

[254] Там же.

[255] White L.A. Energy and the Evolution of Culture // American Anthropologist. 1943. Vol. 45. № 3, Part 1. P. 335.

[256] Ibid.

[257] Енгибарян С.Е. Экологическое направление в американской культурной антропологии // философские проблемы культуры / Под ред. Н.З. Чавчавадзе. – Тбилиси, 1980.

[258] Мечников Л.И. Цивилизация и великие реки; Статьи. – М., 1995.

[259] Соловьев С.М. Наблюдения над исторической жизнью народов. – М., 2003.

[260] Соловьев С.М. Об истории Древней России. – М., 1992. С. 14, 21.

[261] Там же. – С. 22.

[262] Ключевский В.О. Сочинения: В 9-ти т. Т. 1. Курс русской истории. Ч. 1. - М., 1987. С. 39.

[263] Там же. – С. 40.

[264] Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. – Калуга, 1924. С. 14.

[265] Там же. – С. 21.

[266] Цит. по: Косов Г.В. Экологическая детерминанта политической динамики современного общества. – М., 2003. – С. 28.

[267] Ильин И. В поисках утраченной державности // Федерализм. Теория, практика, история. – 1998, - № 1 (9).

[268] Под цивилизацией мы понимаем специфический способ жизнеустройства человеческой популяции, которая имеет свой комплекс знаний, свою философию жизни, собственную систему ценностей и ориентирована на их воспроизводство.

[269] This sacred earth: religion, nature, environment. Ed. R. Gottlieb. - London and New York: Routledge, 1996; Ерасов Б. С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в странах Азии и Африки. – М., 1982; Ерасов Б.С. Общие критерии дихотомного сопоставления социокультурных оснований Запада и Востока // Сравнительное изучение цивилизаций. – М., 1998.

[270] This sacred earth: religion, nature, environment. Ed. R. Gottlieb. - London and New York: Routledge, 1996. - P. 278.

[271] Топоров В. Эней – человек судьбы. – М., 1993.

[272] Бергер П. Капиталистическая революция (50 тезисов о процветании, равенстве и свободе). – М., 1994; Пайпс Р. Собственность и свобода. – М., 2001; Васильев В.С. История Востока: в 2-х т. Т. 1. – М., 1993.

[273] Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т. 1. – М., 1993. – С. 17.

[274] Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. – Новосибирск, 2001.

[275] Кирдина С.Г. Указ. соч.

[276] Кульпин Э.С. Социоестественная история: предмет, метод, концепции. – М., 1992.

[277] Гачев Г. Национальный космос // Современная драматургия. 1990. № 2. – С. 180.

[278] Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1937. – С. 40.

[279] Гачев Г. Национальные образы мира. Евразия – космос кочевника, земледельца, горца. – М., 1999. – С. 3.

[280] Гачев Г. Национальный космос // Современная драматургия. 1990. № 2. – С. 180.

[281] Гачев Г. Национальные образы мира. Евразия – космос кочевника, земледельца, горца. – М., 1999. – С. 10.

 

[282] Гачев Г. Национальные образы мира. Космо – Психо – Логос. - М., 1995. - С. 11.

[283] Гачев Г. Национальные образы мира. Космо – Психо – Логос. - М., 1995. – С. 16-17.

[284] Гачев Г. Национальные образы мира. Космо – Психо – Логос. - М., 1995. – С. 19.

[285] Гачев Г. Национальные образы мира. Космо – Психо – Логос. - М., 1995. – С. 17-18.

[286] Гачев Г. Национальные образы мира. Космо – Психо – Логос. - М., 1995. – С. 20-21.

[287] Гачев Г. Национальные образы мира. Космо – Психо – Логос. - М., 1995. – С. 23 -24.

[288] Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 105.

[289] Юнг К. Архетип символ. – М., 1991. – С. 99.

[290] Анализ концепции коллективного бессознательного проводится по статье: Юнг К.Г. Концепция коллективного бессознательного // Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 339. Именно в этой работе, изначально представленной в виде доклада в Бедфордском колледже Лондонского университета, в 1919 году К.Г. Юнг впервые употребил термин «архетип». Ранее в своих работах он использовал термин «первообраз».

[291] Юнг К. Инстинкт и бессознательное // Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 336.

[292] Юнг К. Инстинкт и бессознательное // Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 336.

[293] Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 66.

[294] Юнг К.Г. Концепция коллективного бессознательного // Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 343.

[295] Юнг К.Г. Концепция коллективного бессознательного // Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 343.

 

[296] Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 110.

[297] Юнг К.Г. Душа и мифы. Шесть архетипов. – Киев-М., 1997. – С. 217 – 218.

[298] Антоян Ю.М. Миф и вечность. – М., 2001. – 330-331.

[299] Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 229.

[300] Леви-Стросс К. Путь масок. – М., 2000.

[301] Лихачев Д. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л., 1989.- С. 210.

[302] Лихачев Д. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л., 1989.- С. 210-211.

[303] Значительный вклад в расшифровку мифов, заложенных строителями «степных пирамид» (курганов) в их конструкции и обряды внес Ю.А. Шилов. Он изучил причины распространения обычаев «космических странствий» и «преодоления небытия». Подробнее смотри: Шилов Ю.А. «Космические тайны курганов». – М.: Мол. гвардия, 1990. – 270 с.

[304] Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. – СПб., 2006. – С. 6.

[305] Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. – М., 1992. – С. 29.

[306] Лихачев Д.С. Смеховой мир Древней Руси. – Л., 1976.

[307] Лихачев Д.С. Смеховой мир Древней Руси. – Л., 1976.

[308] Лихачев Д.С.Русское искусство от древности до авангарда. – М., 1992. – С. 29.

[309] Лихачев Д. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л., 1989.- С. 211.

[310] Лихачев Д. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л., 1989.- С. 212.

[311] А.Ф. Лосев писал, что «стиль есть соотношение художественного образа с тем, что не является им самим, с тем, что является для него только инобытием. Если мы умеем в стиле данного художественного произведения определить то или иное, что не есть собственно художественное произведение, это значит, что мы вступили в область стиля» (А.Ф. Лосев «Проблема художественного стиля»).

[312] По мнению Д.С. Лихачева, горе создает крайние формы душевного хаоса, смятения, душевной потерянности.

[313] Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. – СПб., 2006. – С. 8.

[314] Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. – М., 1992. – С. 30.

[315] Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. – СПб., 2006. – С. 10.

[316] Лихачев Д. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л., 1989.- С. 230.

[317] Лихачев Д. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л., 1989.- С. 231.

[318] Лихачев Д. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л., 1989.- С. 230.

[319] Фрайденберг О. Миф и литература древности. – Екатеринбург:, 2008. – С. 14.

[320] Фрайденберг О. Миф и литература древности. – Екатеринбург:, 2008. – С. 18.

[321] Левкиевская Е. Мифы русского народа. – М., 2006. – С. 4.

[322] В силу этой особенности мышления первобытный человек отождествляет своего вожака со всем коллективом людей и каждого члена этой безличной группы считает равным другому, а также и всем вместе. Кроме этого, происходило отождествление людского коллектива с видимой природой. «Познаваемый мир и познающий его слиты. Человеческие черты не осознаются; все человеческое представляется внешним миром. Внешний мир представляется в виде людей».

[323] Фрайденберг О. Миф и литература древности. – Екатеринбург:, 2008. – С. 35.

[324] Фрайденберг О. Миф и литература древности. – Екатеринбург:, 2008. – С. 17.

[325] Фрайденберг О. Миф и литература древности. – Екатеринбург:, 2008. – С. 19.

[326] Русский фольклор. Сборник мифов, сказок, песен, загадок, пословиц и поговорок. – М., 2007. – С. 7.

[327] Веселовский А.Н. Избранное: Традиционная духовная культура. – М., 2009.

[328] Топоров В.Н. Очерки истории культуры славян. – М., 1996. – С. 161-162.

[329] См. подробнее: Афанасьев А. Славянская мифология. – М.: СПб., 2008.

[330] См. подробнее: Бирлайн Дж.Ф. Параллельная мифология. – М., 1997.

[331] См. подробнее: Рыбаков Б. Язычество Древней Руси. – М., 2001.

[332] См. подробнее: Тайлор Э. Первобытная культура. – М., 1988; Фрезер Дж. Золотая ветвь. – М., 1984.

[333] Веселовский А.Н. Избранное: Традиционная духовная культура. – М., 2009.

[334] Пропп В.Я. Фольклор. Литература. История. – М., 2009.

[335] Пропп В.Я. Русская сказа. – М., 2008.

[336] Росс Е. Русский фольклор в таблицах и схемах. – Самара, 2008. – С.6 – 8.

[337] Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. – М., 1996. – С. 9.

[338] http://historyfolklor.ru/110ZHanryposlovycy_y_zahadky/

[339]http://historyfolklor.ru/108ZHanry_russkoho_folklora_kak_y_folklora_druhyh_narodov_krajne_raznoobrazny/

[340] Косов Г.В. Теория народной художественной культуры.- Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008

[341] Кирпичников А.Н., Дубов И.О., Лебедев Г.С. Русь и варяги //Славяне и скандинавы. – М., 1986. – С. 249-250.

[342] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М:,1994. –С.335.

[343] Анализ славянской мифологии проводится нами, в основном, по книге отечественного ученого Е. Левкиевской «Мифы русского народа». (М., 2006. – С. 13-59).

[344] Левкиевская Е. Мифы русского народа». - М., 2006.

[345] Цит. по: Жидков ВС., Соколов К.Б. Культурная политика России. – М., 2001. – С. 191.

[346] Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. – М., 1996.

[347] Цит. по: Косов Г.В. Культурология. – Ч.1. – Ставрополь, 1998. – С. 84

[348] Цит. по: Жидков ВС., Соколов К.Б. Культурная политика России. – М., 2001

[349] Цит. по: Жидков ВС., Соколов К.Б. Культурная политика России. – М., 2001

[350] Георгиева Т.С. Культура повседневности. Русская культура и православие. – М., 2008.

[351] Цит. по: Жидков ВС., Соколов К.Б. Культурная политика России. – М., 2001. – С. 197.

[352] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999; Левкиевская Е. Мифы русского народа. – М., 2006.

[353] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999; Левкиевская Е. Мифы русского народа. – М., 2006.

[354] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999; Левкиевская Е. Мифы русского народа. – М., 2006.

[355] Бахтин М. Творчество Ф. Рабле и народная смеховая культура средневековья и Возрождения.- М., 1991.

[356] Цит. по: Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[357] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[358] Лихачев Д.С. Смеховой мир древней Руси. – Л., 1976.

[359] Власов Ю.Н. Культура реформаторства и реформирование культуры. – М., 1998.

[360] Власов Ю.Н. Культура реформаторства и реформирование культуры. – М., 1998.

[361] Власов Ю.Н. Культура реформаторства и реформирование культуры. – М., 1998.

[362] Цит. по: Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[363] Цит. по: Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[364] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999; Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – СПб., 2004.

[365] http://historyfolklor.ru/66SOVREMENNYE_SUDBY_RUSSKOHO_FOLKLORA/

[366] http://historyfolklor.ru/66SOVREMENNYE_SUDBY_RUSSKOHO_FOLKLORA/

[367] Народная культура в современных условиях. - М. 2000. - С. 100.

[368] Народная культура в современных условиях. - М. 2000. С. 100.

[369] Ахметова М.В. Эсхатологические мотивы современной мифологии в России конца ХХ – начала XXI вв. – М., 2004.

[370] Веселова И.С. Жанры современного городского фольклора: повествовательные традиции. – М., 2000.

[371] Веселова И.С. Жанры современного городского фольклора: повествовательные традиции. – М., 2000.

[372] Белоусова Е.А. Представления и верования, связанные с рождением ребенка: современная городская культур. – М.,1999.

[373] Белоусова Е.А. Представления и верования, связанные с рождением ребенка: современная городская культур. – М.,1999.

[374] Белоусова Е.А. Представления и верования, связанные с рождением ребенка: современная городская культур. – М.,1999.

[375] Белоусова Е. А. Наши современницы о родовспоможении в России // Корни травы: сборник статей молодых историков. М., 1996. С. 216-228.

[376] Белоусова Е.А. Представления и верования, связанные с рождением ребенка: современная городская культур. – М.,1999.

[377] Белоусова Е. А. Наши современницы о родовспоможении в России // Корни травы: сборник статей молодых историков. - М., 1996. С. 216-228.

[378] Белоусова Е. А. «Наш малыш»: социализация новорожденного в современной городской культуре // Живая старина. 1998. № 2. С. 24-25.

[379] Белоусова Е.А. Представления и верования, связанные с рождением ребенка: современная городская культур. – М.,1999

[380] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[381] Николов Н., Харалампиев В. Звездочеты древности. – М., 1991.

[382] Астрономический, или солнечный, год продолжается 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. Отсюда и нет целого числа суток, поэтому и сложность в составлении календаря, который должен вести правильный счет времени.

[383] Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси.- Калининград, 1993.

[384] Цит. по: Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси.- Калининград, 1993. – С. 10.

[385] Цит. по: Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси.- Калининград, 1993. – С. 10.

[386] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[387] Цит. по: Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси.- Калининград, 1993. – С. 9.

[388] Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси.- Калининград, 1993.

[389] Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси.- Калининград, 1993.

[390] Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси.- Калининград, 1993.

[391] Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси.- Калининград, 1993.

[392] Цит. по: Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси.- Калининград, 1993.

[393] Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси.- Калининград, 1993.

[394] Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси.- Калининград, 1993.

[395] Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси.- Калининград, 1993.

[396] Щангина И. Русские праздники: от святок до святок. – М., 2004.

[397] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[398] Элиаде М. Священное и мирское. - М.,1994.

[399] Жигульский К. Праздник и культура. – М., 1985. – С. 68.

[400] Жигульский К. Праздник и культура. – М., 1985.

[401] Жигульский К. Праздник и культура. – М., 1985.

[402] Жигульский К. Праздник и культура. – М., 1985.

[403] Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало ХХ века. – СПб., 2004. – С. 3.

[404] Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало ХХ века. – СПб., 2004. – С. 4.

[405] Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало ХХ века. – СПб., 2004. – С. 5.

[406] Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 2001.

[407] Шангина И. Русские праздники: от святок до святок. – М., 2004.

[408] Шангина И. Русские праздники: от святок до святок. – М., 2004.

[409] Шангина И. Русские праздники: от святок до святок. – М., 2004. – С. 12.

[410] Блинова Г.П. Истоки русских праздников и обрядов. – М., 2008.-С. 27.

[411] Блинова Г.П. Истоки русских праздников и обрядов. – М., 2008.-С. 27.

[412] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[413] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[414] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[415] Народный календарь базируется на четырех основных астрономических датах, связанных с движением Земли вокруг Солнца: дни весеннего и осеннего равноденствия (22 марта и 22 сентября), дни зимнего и летнего солнцестояния (22 декабря и 22 июня).

[416] Афанасьев А.Н. Славянская мифология. – М., 2008.

[417] Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.- М., 2001.

[418] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[419] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[420] Шангина И. Русские праздники: от святок до святок. – СПб., 2004. - С. 73.

[421] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[422] Шангина И. Русские праздники: от святок до святок. – СПб., 2004. - С. 86.

[423] Шангина И. Русские праздники: от святок до святок. – СПб., 2004. - С. 94.

[424] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[425] Блинова Г.П. Истоки русских праздников и обрядов. – М., 2008. – С. 65-66.

[426] Левкиевская Е. Мифы русского народа. – М., 2006. – С. 33.

[427] Левкиевская Е. Мифы русского народа. – М., 2006. – С. 34.

[428] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[429] Левкиевская Е. Мифы русского народа. – М., 2006. – С. 36.

[430] Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб., 2008. – С. 71-75.

[431] Левкиевская Е. Мифы русского народа. – М., 2006. – С. 37.

[432] Блинова Г.П. Истоки русских праздников и обрядов. – М., 2008. – С. 82-83..

[433] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[434] Шангина И. русские праздники. От святок до святок. – СПб, 2004. – С. 15-16.

[435] Шангина И. русские праздники. От святок до святок. – СПб, 2004. – С. 23.

[436] Цит. по: Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[437] Блинова Г.П. Истоки русских праздников и обрядов. – М., 2008. – С. 36.

[438] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[439] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[440] Цит. по: Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[441] Шангина И. русские праздники. От святок до святок. – СПб, 2004. – С. 23.

[442] Уже с субботы накануне праздника начинали отмечать «малую масленку». В этот день дети с особым азартом катались с гор. Существовала примета: кто дальше прокатится, у того в семье уродится лен длиннее. В последнее воскресенье перед Масленицей было принято наносить визиты родственникам, друзьям, соседям и при­глашать всех в гости на Масленицу.

[443] Блинова Г.П. Истоки русских праздников и обрядов. – М., 2008. – С. 47.

[444] Блинова Г.П. Истоки русских праздников и обрядов. – М., 2008. – С. 48-49.

[445] Блинова Г.П. Истоки русских праздников и обрядов. – М., 2008. – С. 49.

[446] Шангина И. русские праздники. От святок до святок. – СПб, 2004. – С. 53.

[447] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[448] Блинова Г.П. Истоки русских праздников и обрядов. – М., 2008. – С. 50.

[449] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[450] Блинова Г.П. Истоки русских праздников и обрядов. – М., 2008. – С. 43.

[451] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[452] Цит. по: Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[453] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[454] Цит по: Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[455] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[456] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[457] Росс Е. Русский фольклор в таблицах и схемах. – Самара, 2008.

[458] Цит. по: Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[459] Цит. по: Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[460] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[461] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[462] Афанасьев А. Славянская мифология. – М.; СПб., 2008

[463] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

[464] Росс Е. Русский фольклор в таблицах и схемах. – Самара, 2008.

[465] Пропп В.Я. Русская сказка. – М., 2008. – С. 16.

[466] Пропп В.Я. Русская сказка. – М., 2008. – С. 17.

[467] Пропп В.Я. Русская сказка. – М., 2008. – С. 22.

[468] Пропп В.Я. Русская сказка. – М., 2008. – С. 26.

[469] Росс Е. Русский фольклор в таблицах и схемах. – Самара, 2008. – С. 47.

[470] Пропп В.Я. Русская сказка. – М., 2008. – С. 349.

[471] Цит. по: Росс Е. Русский фольклор в таблицах и схемах. – Самара, 2008. – С. 48.

[472] Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб., 1996.

[473] Цит. по: Росс Е. Русский фольклор в таблицах и схемах. – Самара, 2008. – С. 49.

[474] Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб., 1996. – С. 271.

[475] Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб., 1996. – С. 272 - 273.

[476] Цит. по: Русское народное поэтическое творчество / М.А. Вавилова, В.А. Василенко, Б.А. Рыбаков, А.М. Новикова. – М., 1986. – С. 162.

[477] Русское народное поэтическое творчество / М.А. Вавилова, В.А. Василенко, Б.А. Рыбаков, А.М. Новикова. – М., 1986. – С. 163.

[478] Русское народное поэтическое творчество / М.А. Вавилова, В.А. Василенко, Б.А. Рыбаков, А.М. Новикова. – М., 1986. – С. 167.

[479] Цит. по: Росс Е. Русский фольклор в таблицах и схемах. – Самара, 2008. – С. 57 – 58.

[480] Левкиевская Е.Е. Низшая мифология славян // Очерки истории культуры славян. – М., 1996.

[481] Цит. по: Шафранская Э.Ф. Устное народное творчества. – М., 2008. – С. 72.

[482] Цит. по: Шафранская Э.Ф. Устное народное творчества. – М., 2008. – С. 73.

[483] Цит. по: Шафранская Э.Ф. Устное народное творчества. – М., 2008. – С. 73.

[484] Никитина А.В. Русская демонология. – СПб., 2006.

[485] Цит. по: Шафранская Э.Ф. Устное народное творчества. – М., 2008. – С. 74.

[486] Росс Е. Русский фольклор в таблицах и схемах. – Самара, 2008. – С. 57 – 59.

[487] Шафранская Э.Ф. Устное народное творчества. – М., 2008. – С. 153.

[488] Мелетинский Е.М. От мифа к литературе: курс лекций «Теория мифа и историческая поэтика». – М., 2001. – С. 70-71.

[489] Мелетинский Е.М. От мифа к литературе: курс лекций «Теория мифа и историческая поэтика». – М., 2001. – С. 250.

[490] Шафранская Э.Ф. Устное народное творчества. – М., 2008. – С. 163.

[491] Анализ проводится по книге: Шафранская Э.Ф. Устное народное творчества. – М., 2008.

[492] Шафранская Э.Ф. Устное народное творчества. – М., 2008. – С. 180.

[493] Шафранская Э.Ф. Устное народное творчества. – М., 2008. – С. 212 - 213.

[494] Росс Е. Русский фольклор в таблицах и схемах. – Самара, 2008. – С. 66.

[495] Жигарина Е.Е. Современное бытование пословиц: вариативность и полифункциональность текстов. – М., 2006

[496] Цит. по: Шафранская Э.Ф. Устное народное творчества. – М., 2008. – С. 299.

[497] Жигарина Е.Е. Современное бытование пословиц: вариативность и полифункциональность текстов. – М., 2006

[498] Жигарина Е.Е. Современное бытование пословиц: вариативность и полифункциональность текстов. – М., 2006

 

[499] Паремия – «пословица, поговорка, питча».

[500] Шафранская Э.Ф. Устное народное творчества. – М., 2008. – С. 301.

[501] Архипова А.С. Анекдот и его прототип: генезис текста и формирование жанра. – М., 2003

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мифологические представления в русском необрядовом фольклоре: малые жанры фольклора | Изучить перспективы развития будущего рынка сбыта продукции, чтобы производить только то, что можно продать
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.481 сек.