Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 1. Список рекомендованої літератури

Список рекомендованої літератури.

 

1. Білявський Г.О., Фурдуй Р.С., Костіков І.Ю.. Основи екології. – К.: “Либідь”,2004.

2. Батлук В.А.Основи екології: підручник. – К.: Знання, 2007. – 519 с.

3. Білявський Г.О., Бутченко Л.І., Навроцький В.М.. Основи екології. –К., вид. “Лібра”, 2002.

4. Гутаревич Ю.Ф., 3еркалов Д.В. та iн. Екологія автомобільного транспорту. Навчальний посібник. - Київ "Основа", 2002.

5. Джигирей В.С.. Екологія та охорона навколишнього природного середовища. - К.: „ Знання", 2002.

6. Дикань В.Я., Дейнека А.Г. Основы экологии и природопользования. Харьков, "Олант" 2002г.

7. За польський А.К., Салюк А.І. Основи екології. – К.: вид-во «Вища школа», 2005

8. Кононенко В.Г., Головченко Т.Г. Основы экологии. - Харьков, 2001.

9. Корсак К.В., Плахотнік О.В. Основи екології. - Київ.: 1998.

10. Національна доповідь про стан навколишнього природного середовища в Україні. 1996. – К.: вид-во Раєвського, 1998.

11. Потіш А.Ф., Медвідь А.Ф., Гвоздецький О.Г. Екологія: основи теорії і практикум. Навч. Посібн.-.Львів.”Новий Світ-2000”.2003.

12. Сидоренко Л.І. Сучасна екологія: наукові, етичні та філософські ракурси. Київський національний університет ім.. Т. Шевченка,2002.

 

 

1. Предмет Горного права:

Право как юридическая категория является инструментом регулирования определенных видов общественных отношений, возникающих в определенной сфере жизни общества между людьми и их общностями.

Каждый вид отношений регулируют нормы определенной отрасли права, совокупность которых образует систему права.

Горное право – это одно из отраслей права!

Предметом отрасли права является определенная группа общественных отношений, регулируемая соответствующими нормами права.

В Горном праве такими правоотношениями являются отношения между государством и пользователем недр в процессе использования пользователем полезных свойств (ресурсов) недр.

2. Субъекты Горного права:

Субъекты права – участники правоотношений (физическое или юридическое лицо, или иное образование, например органы гос. власти), между кем складываются и возникают отношения в определенной сфере жизни общества.

В горном праве отношения возникают между:

• Федеральные органы государственной власти;

• Органы государственной власти субъектов РФ;

• Органы местного самоуправления;

• Субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, включая юридические лица, созданные по российскому законодательству.

3. Объектами отношений недропользования являются участки недр и права на их территории.

4. Отношения, возникающие в процессе недропользования.

В соответствии с законом РФ «О недрах» это отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории РФ, её континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

5. Метод горного права.

Метод отрасли права – способ воздействия норм данной отрасли права на поведение участников общественных отношений, т.е. отношений в сфере недропользования.

Методы правого регулирования подразделяются на: императивные и депозитивные.

В недропользовании преобладают императивные методы правого регулирования, которые предусматривают осуществление властного воздействия на участников общественных отношений (власть и подчинение – этот метод характерен для административного и уголовного права).

Диспозитивные методы – представляют собой способы регулирования отношений, возникающих между равноправными сторонами (этот метод характерен для гражданского права).

6. Недра как юридическое понятие и как объект правоотношений.

Юридическое определение термина «недра» закрепленного в преамбуле Закона РФ «О недрах»:

«Недра – это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоёмов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения».

В зарубежном законодательстве – недра не ограничены земной корой, а распространяются до центра земной сферы в виде конуса.

Правоотношения распространяются не по отношению ко всем недрам, а только к полезной их части, которую можно использовать:

• Полезным ископаемым;

• Геотермальной энергии;

• Искусственным и естественным полостям;

7. Источники Горного права.

Источник права – форма закрепления или внешнего выражения правовых норм: через что эти нормы выражаются и доносятся до общества.

Источниками Горного права – являются нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы, регулирующие отношения в сфере недропользования. Источники Горного права образуют систему правового регулирования недропользования.

Источники классифицируются:

• по юридической силе: законы и подзаконные нормативные акты;

• по сфере действия: федеральные, субъектов и местного самоуправления;

• по видам государственной власти;

• по другим факторам: виды пользования, виды полезных ископаемых и тд.

1. Конституцией РФ (основной закон):

• Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами отнесены к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (пункт «в» стати 72 Конституции РФ);

• Субъекты РФ вправе принимать свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий. В соответствии со статьей 4,15,76 Конституции РФ Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство и прямое действие на всей территории РФ;

• Органы местного самоуправления также вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующих законодательством полномочий.

2. Федеральные законы РФ:

• Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992г. №2395-1;

• Федеральный Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995г. №187-ФЗ;

• Федеральный закон РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26.03.1998г. №41-ФЗ.

Также отдельные нормы Земельного, Лесного, Водного кодексов, Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного кодекса, Федеральных Законов «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об геологической экспертизе» и др. законов, регулируют отношения в сфере недропользования.

3. Указы и распоряжения президента РФ;

4. Постановления Правительства РФ;

5. Нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

6. Законами субъектов РФ;

7. Нормативными правовыми актами субъектов РФ;

8. Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

9. Международными договорами РФ (имеют приоритет перед национальным законодательством);

10. Нормативные акты судебных властей.

Административные регламенты:

Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий ФИОВ, порядок взаимодействия между его структурными и подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие ФИОВ с физическими или юридическими лицами (далее - заявители), иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении государственной функции (предоставлении гос.услуги): регламент действий ФИОВ при предоставлении им гос.услуг.

Административные регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, к сфере деятельности которых относится исполнение соответствующей гос.функции (предоставление гос.услуги), на основе федеральных законов, НПА Президента РФ и Правительства РФ.

Современное российской законодательство о недрах является одной из отраслей национального законодательства и отражает федеральное устройство российского государства, имеет двухуровневую структуру: федеральное законодательство и законодательств субъектов РФ.

Государственное управление отношениями недропользования в России осуществляется:

• Президентом РФ;

• Правительством РФ;

• Федеральными органами исполнительной власти РФ (ФОИВ);

• Органами государственной власти субъектов РФ в пределах их компетенции;

• Органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

В источниках горного права сформулированы основные принципы недропользования в РФ:

• Совместное ведение РФ и субъектов РФ по вопросам пользования недрами;

• Государственная собственность на недра и любая на добытую продукцию;

• Рациональное использование и охрана недр;

• Срочность пользования недрами;

• Платность пользования недрами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Часть 2. История правового регулирования пользования недрами на территории Российского государства уходит глубоко в историю
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.