Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркировка товаров

За качество изделия несет ответственность, в первую очередь, производитель. С другой стороны, потребитель тоже в какой-то степени влияет на качество. Он должен уметь пользоваться своими правами и обязанностями в отношении изготовителя и продавца, знать и четко представлять потребительские свойства изделий. Носителем информации о потребительских свойствах продукции: ее особенностях, характеристиках, изготовителе, рекомендации об ее использовании, применении и хранении, может быть набор принятых условных обозначений, выполненный в виде этикетки или нанесенный непосредственно на упаковку или тару изделия.

Этикетка или ярлык на товаре (его упаковке) - информация о названии товара, знаках соответствия, товарного знака, а также наименования места происхождения изделия, штриховой код, экологическую маркировку, символы, обозначающие меры предосторожности, безопасности, знаки о весе товара, его гарантийном сроке и другие обозначения и знаковые системы информации.

На этикетках принято использовать знаковую информацию, так она способна вместить более полные и емкие сведения, оказать положительное влияние на принятие решения о покупке товара. При этом производитель стремиться, чтобы в этикетке был достигнут высокий уровень:

o кодирования (сжатия) информации;

o выразительности;

o целенаправленности;

o действенности;

o дизайна;

o эстетического восприятия;

o использования средств и методов рекламы;

o достижений информатики, кибернетики и психологии в этой области.

Раскроем содержание основных терминов, имеющих отношение к данной проблеме.

Знак (символ) - в данном случае изображение, представляющее свойства, характеристики или отношение изделия и используемое для хранения и передачи информации.

Код - упорядоченная совокупность условных знаков, символов, предназначенная для передачи, обработки и хранения различной информации.

Марка (производственная) - условное обозначение изготовителя продукции на изделии или его упаковке.

Реклама - информация, включающая сведения о потребительских свойствах продукции и услуг для создания спроса на них с целью успешной реализации.

Прагматика - направление науки, исследующей проблемы, связанные с интерпретацией знаков: их ясность, понятность, ценность и полезность для пользователя.

Знаки соответствия - знаки, подтверждающие уровень качества продукции и, обычно, употребляющиеся на сертификатах, таре и упаковках. Так, например, первым всем известным отечественным знаком соответствия был "Знак качества".

Соответствие товаров требованиям общеевропейских норм и стандартов - единый для всех стран знак "СЕ". Основными критериями применения знака "СЕ" являются следующие:

o единый знак должен отвечать только общепринятым требованиям и полностью заменяет положения соответствующих национальных законодательств;

o знак указывает, что продукция может быть реализована на рынке без ограничения, так как она или производитель соответствует требованиям и осуществлены необходимые действия по оценке соответствия;

o знак проставляется на продукции или в особых случаях на упаковке, сопроводительной документации;

o знак проставляется лишь в том случае, если выполнены абсолютно все требования и директивы, предъявляемые к продукции, и проведена соответствующая проверка ответственным лицом;

o указания на требования и стандарты, которым соответствует продукция, должны содержаться в отчетах об испытаниях и в сертификатах, а не в знаке;

o при участии третьей стороны при проведении испытаний на соответствие знаку "СЕ" ей рекомендуется проставлять также и свой знак (штамп, клеймо);

o только знак "СЕ", а не национальные знаки отражает соответствие требованиям законодательства стран Европейского сообщества.

С 1995 года одним из необходимых условий поставки продукции на европейский рынок стало обязательное нанесения штрихового кода – информация как средство передачи информации от изготовителя к оптовику, затем к розничному торговцу и, наконец, к покупателю. Штрихкод не только помогает узнать, когда, кому, куда, сколько, по какой цене была отгружена продукция, но и иметь информацию, какой товар, по какой цене пользуется сейчас наибольшим спросом в магазине, а также каковы его запасы, куда можно обратиться за их пополнением и т. д. Внедрение штрих-кода существенным образом облегчило инвентаризацию, контроль и учет, складирование продукции. Помимо этого продавец по просьбе покупателя может легко установить по штриховому коду фирму-поставщика данного товара для предъявления имеющихся претензий по качеству

Маркировка - это совокупность обозначений: текст, отдельные цветовые и графические символы, а также их комбинации (условные обозначения и рисунки). Она наносится или непосредственно на изделие, или на этикетку, ярлык, табличку, упаковку, тару. В зависимости от конкретных условий соответствующая информация должна указываться в сопроводительной документации обязательно к каждой единице продукции. Предусмотрены конкретные требования к маркировке: должна быть разборчивой, четкой, устойчивой к воздействию окружающей среды. Способы нанесения, применяемые для этого материалы должны не только указывать характеристики продукции, но и обеспечивать качество изображения в течение всего срока ее использования, эксплуатации.

Информация в маркировке опасных веществ:

o наименование вещества, торговую марку;

o классификационный шифр действующего стандарта на классификацию и маркировку опасных грузов, серийный номер ООН;

o сигнальные слова "ОПАСНО", "ОСТОРОЖНО", которые выделяются жирным шрифтом и служат для привлечения внимания пользователя;

o символы видов опасности, присущих данному веществу, выполненные на оранжевом или желтом фоне черным цветом;

o описание опасности: пути проникновения и возможные последствия от воздействия вещества как на людей, так и на окружающую среду;

o меры предосторожности и средства защиты, а также способы его безопасной утилизации.

Для смесей веществ дополнительно указывается наименование и количество опасных веществ в каждой упаковке;

o меры и действия для оказания первой медицинской помощи в случае поражения веществом;

o полные данные поставщика;

o номер партии продукции;

o количество вещества в маркируемом контейнере, упаковке.

Условно эко-знаки делятся на три группы:

1.Знаки, указывающие на безопасность применения изделий, их свойств для окружающей среды. Применяются экологические символы, например, "Зеленая точка", " Белый лебедь", "Голубой ангел".

2.Знаки для обозначения изделий, поддающихся утилизации, и продукции, полученной в результате переработки вторичного сырья, а также призывающие к охране окружающей среды. В качестве примера может служить знак, применяемый в США для обозначения бумаги, полученной из вторичного сырья или эмблема вторичной обработки (ресайклинга) для маркировки продукции изготовленной из вторичного сырья, контейнеров и баков для сбора конкретного вида отходов.

3.Знаки опасности, исходящей от изделий или веществ, их применения для человека и окружающей среды. Данный вид знаков, как правило, дублируется соответствующими надписями (огнеопасно, вредно, раздражитель и т.д.), а также пояснениями вредного воздействия, порядка применения и утилизации.

Общеизвестные символы и виды маркировки:

1. Символы, обозначающие меры предосторожности при обработке и эксплуатации текстильных изделий - стандарт ИСО 3758. В стандарт включены символы, имеющие отношение к конкретному процессу обработки текстильных изделий (стирке, утюжке, химической чистке, отбеливанию с применением хлора и т.д.), сопровождаемые текстовыми пояснениями к каждому символу. Эти символы - способ довести до каждого необходимый набор информации. Такое решение проблемы было достигнуто благодаря сочетанию в символе основного элемента, характеризующего процесс (утюг - глажение, таз - стирка, квадрат - механическая чистка и т.д.) и дополнительного - ограничения или запрет данного вида обработки (цифры - температурный режим, косой крест - недопустимость обработки).

2. Маркировка консервов. Маркировка пищевой консервированной продукции осуществляется путем применения литографической или бумажной этикетки, включающей соответствующую информацию. На этикетку наносятся реквизиты предприятия-изготовителя, состоящие из его наименования, местонахождения, подчиненности и товарного знака, наименования самих консервов, их сорт, масса нетто, а также вид нормативной документации, требованиям которых соответствует качество данной продукции. Сообщается о пищевой и энергетической ценности консервов, сроках и условиях хранения, способе подготовки к употреблению и т.д. В качестве дополнительной маркировки на крышках, донышке или этикетке банок несмываемой краской или методом рельефного маркирования наносятся условные обозначения. Их содержание в виде отдельных цифровых комбинаций обусловлено типом консервов и, обычно, состоит из нескольких рядов.

3. Продвижение на мировые рынки национальных конкурентоспособных товаров - важный фактор стабильности экономики страны, улучшения показателей ее торгового баланса, а также решения проблемы занятости населения. Компания (организация) получает право в течение определенного времени помещать на своих рекламных и деловых материалах и документах специальный знак (эмблему), олицетворяющую эти награды. Например, в США наградами за выдающиеся успехи в экспорте являются Президентские "Е" и "E Star". Таким образом, государство создает моральные стимулы для предпринимателей, чьи компании, успешно развивая экспорт, помогают своей стране.

4. Манипуляционные знаки для маркировки грузов. Во время следования от производителя к потребителю товары очень часто перегружаются с одного вида транспорта на другой, сортируются и хранятся на огромных грузовых площадках и складах. Только правильная маркировка позволит своевременно и правильно доставить груз потребителю, обеспечить надлежащее хранение, транспортировку и организацию погрузочно-разгрузочных работ. Для обеспечения оперативности обработки грузов на таре (упаковке) наносят соответствующую маркировку и маршрутные знаки, располагаемые в строго определенных местах. Манипуляционные знаки, в отличие от маркировки, - это только условное графическое изображение требований обращения с грузом.

В России нанесение маркировки и манипуляционных знаков регламентируется положениями ГОСТ 14192-77 "Маркировка грузов". Значительное место в маркировке отведено различным знакам безопасности, которые признаны предупредить об опасности, определить ее существенность, возможные последствия для здоровья и жизнедеятельности людей, дать инструкции, разъяснение, как ее избежать и предотвратить.


[1] Окрепилов В.В. Управление качеством. - М.: Экономика, 1998. - с. 19.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сертификация систем качества и экономические оценки работы по сертификации | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.